Аспектов общей программы) 12 страница
* Был использован реконструированный кимограф, мотор которого питался током стабилизированного напряжения. (Автор не располагал более совершенной техникой].
** Здесь и в последующем изложении мы не принимаем во внимание неизбежную погрешность, связанную с той или иной степенью инерционности нашего записывающего устройства, полагая, что зта погрешность в одинаковой степени вклинивается в показатели как «инертных», так и «подвижных». Время выражено в миллисекундах.
через одну секунду после условного тормоза, 5 реакций через два секундных интервала после условного тормоза) и вычислялись средние величины по каждому блоку из 5 реакций в отдельности.
В табл. [12] приведены средние данные, характеризующие общую длительность моторного компонента двигательных реакций у «инертных» и «подвижных».
Для удобства дальнейших сопоставлений эти данные представлены также в виде единиц скорости (см/сск).
Таблица [12]
Диагноз а | Длительность движения на различных интервалах после условн. тормоза (мсек*) | Скорость движений на различных интервалах после условн. торм. (см/сек.) | ||||
Г | 2" | 20" | Г | 2" | 20" | |
«Инертные» | 1 14 | |||||
«Подвижные» |
*
Как видно из таблицы [12 I, средняя скорость движений у «подвижных» выше чем у «инертных» как в критическом, так и в фоновом периоде опыта.*
Подвергнем скорость движений дальнейшему анализу и рассмотрим ее изменения на каждом из последовательных этапов [«микроинтервалов») продолжительностью в 20 мсек. Как уже говорилось, мы взяли для рассмотрения четыре таких этапа, т.е., в общей сложности первые 80 мсек после начала движения. Соответствующие средние данные приведены в табл. [131, из которой видно, что на протяжении первых сорока миллисекунд средняя скорость движений у «подвижных» значительно выше, чем у «инертных». Однако в последующее время у «инертных» скорость движения продолжает расти более интенсивно, чем у «подвижных». В результате на третьем и четвертом этапах скорость движений «инертных» становится все более близкой к скорости движений подвижных (см. в особенности, реакции на втором и двадцатом интервалах после подачи условного тормоза).
* «Фоновыми» считались реакции, регистрировавшиеся через 20" после подачи условного тормоза.
Таблица /73/
ДИНАМИКА СКОРОСТИ (У) И УСКОРЕНИЯ (J) И'А ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ {«МИКРОИНТЕРВАЛАХ»! ДВИЖЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ В 20МСЕК КАЖДЫЙ
Через I" после условного тормоза | |||||
0-20 | 20-40 | 40-60 | 60-80 | ||
«Инертные» | V | ||||
j | |||||
«Подвижные» | V | ||||
■ J | |||||
Отношение показателей «инертных» и «подвижных» | V | 0,75 | 0.82 | 0,90 | 0.96 |
J | 0,75 | 0.90 | 1,22 | 1.57 | |
■ - Через 2" после условного тормоза | |||||
0-20 , | 20-40 | 40-60 | 60-80 | ||
«Инертные» | V | ||||
J | |||||
«Подвижные» | V | ||||
j | |||||
Отношение показателей «инертных» и «подвижных» | V | 0.70 | 0.79 | 0.89 | 0,98 |
j | 0.70 | 0.90 | 1.21 | • 2.78 |
Через 20" после условного тормоза | |||||
0-20 | ------------------------ 20-40 | 40-60 | 60-80 | ||
«Инертные» | V | ||||
j | |||||
«Подвижные» | V | ||||
• J | |||||
Отношение показателей «инертных» и «подвижных» | V | 0,83 | 0.91 | 0.91 | 0,99 |
j | 0,83 | 0,96. | 0.95 | 2,00 |
Динамика изменений скорости хорошо видна при анализе величин ускорения (т.е. отношения изменения скорости ко времени, в течение которого она изменялась; единица ускорения у нас — сантиметр в секунду в квадрате). Мы видим, что уже в самом начале движения (первые 20 мсек) у «подвижных» наблюдается относительно большое ускорение, которое затем сравнительно быстро снижается. Это означает, что возрастание скорости становится все меньшим. У «инертных» начальное ускорение менее значительно, но вместе с тем длится более долго (на втором интервале после условного тормоза оно даже возрастает от первого ко второму этапу [«микроинтервалу»]). Это означает, что прирост скорости движения в единицу времени не только не уменьшается, но даже увеличивается, в то время как у «подвижных» наблюдается обратный процесс.
Можно предположить, что если путь движения будет больше 10 сантиметров, то «инертные» успеют «наверстать» упущенное и, компенсировав низкую начальную скорость ее последующим длительным нарастанием, сравняются с подвижными по общей скорости движений, а может быть, и превзойдут их. С целью проверки изложенных предположений во второй серии опытов изучались более длинные движения, чем в первой.
Вторая серия опытов. В данной серии опытов изучалось только моторное время простой реакции... Изучавшийся моторный компонент двигательных реакций напоминал поступательное движение правой руки при опиловке металла. В ответ на звуковой сигнал испытуемый должен был как
можно быстрее продвинуть от себя вперед специальную рейку, скользящую в горизонтальном направлении. Указывалось, что примерный размах движения должен равняться 30 см (испытуемый мог это контролировать визуально, по специальной метке..,). Однако точность расстояния требовалась лишь приблизительная, чтобы не нарушать установки на скорость. Перед проведением опыта испытуемому предлагалось сделать 5-6 пробных движений с целью адаптации к экспериментальной обстановке.
Регистрация скорости и ускорения производилась следующим образом. К перемещаемой испытуемым рейке был прикреплен элсктрозуммер, колеблющийся от сети переменного тока с частотой 50 гц. К якорю зуммера прикреплялся хорошо заточенный графит карандаша, скользящий по бумаге. При перемещении зуммера на ней вычерчивалась волнообразная кривая, соответствующая частоте 50 колебаний в секунду (кол/сек). Ускорение движения вызывает «растягивание» этой кривой, замедление, наоборот, «сжимает» ее. Получаемые результаты достаточно отчетливы. Путем несложных измерений и вычислений можно определить скорость и ускорение движения на различных его этапах [«микроинтервалах»]. Чтобы компенсировать возможные неточности измерений, у каждого испытуемого записывалось по десяти движений и вычислялось среднее из этих измерений.
Как видно из табл. [14],особенности динамики движений «инертных» и «подвижных» в этой серии полностью соответствуют результатам первой серии и дополняют их.
Таблица [14]
ДИНАМИКА СКОРОСТИ (V) И УСКОРЕНИЯ (J) НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ ДВИЖЕНИЯ
ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ В 40 МСЕК КАЖДЫЙ
{столбец 1-й обозначает промежуток 0-40 мсек,
столбец 2-й— 40-80 мсек и т.д./
1------------------ 1 | [--------- 1 | 2 | 11 | 12 | ||||||||||||
Инертные | V | 20 | 3S | 83 | 91 | 91 | 85 | 78 j 70 | 59 1 43 | Л -» | 18 | ||||
• У | /73 | 327 | 450 | 725 | 400 | 200 | 0 | -150 | -/75 | -200 | •275 | -400 | -375 | •250 | |
Подвижные | V | Ю | 3J | 53 | 74 | НО | S3 | 82 | 83 | 79 | 71 | 60 | 46 \ | 36 | 27 |
250 | 525 | 550 | 525 | 110 | 75 | •25 | + 25 | ~ЮО | •200 | -275 | -350\-250 | 225 |
«Подвижные» быстрее набирают некоторую скорость, но резкое начальное ускорение сравнительно быстро прекращается. «Инертные», наоборот ускоряют движения более медленно, но зато в течение более продолжительного времени, вследствие чего в срединном периоде движения их достигают более значительной величины скорости, чем у «подвижных». Вместе с тем «инертные» более активно и более заблаговременно, чем «подвижные», снижают эту скорость. Это видно из того, что несмотря на достигнутую «инертными» более высокую скорость (на 5-8 этапах), у них, вместе с тем, раньше, чем у «подвижных», появляется достаточно выраженное отрицательное ускорение-.
Особенность опытов данной серии состоит в том, что путь движения не был жестко фиксирован, движение прекращалось произвольно, фактический путь движения у инертных равен 34 +/- 1см, у «подвижных» 43 +/- 2 см.
Третья серия опытов. Методика опытов данной серии напоминает известную методику измерения времени моторного компонента простых двигательных реакций (14). В исходном положении испытуемый кладет руку на реактивный ключ. По сигналу экспериментатора требуется как можно быстрее перенести руку (указательный и средний пальцы) на другой ключ, расположенный правее. Нажим на тот и другой ключи размыкает цепь электрохроноскопа. Отпускание ключа замыкает ее (ход ключа не более 0,5 мм). Таким образом, хроноскоп фиксирует время переноса руки с ключа на ключ, особенность наших опытов состояла втом, что расстояние между ключами варьировалось (10 см и 30 см), каждому испытуемому предлагалось произвести 5-6 пробных движений с целью адаптации к экспериментальным условиям. У всех испытуемых проводилось по 10 измерений каждого из движений (десятисантиметрового и тридцатисантиметрового).
Результаты опытов приведены в табл. [15]. Как видно из таблицы [15], при движении длиной в 10 см у «подвижных» отмечаете^ значительное скоростное преимущество. Эта связь измеряется достоверным коэффициентом корреляции. При движении в 30 см закономерное соотношение между средней скоростью движения и степенью подвижности исчезает. Таким образом, в данной серии опытов в наиболее чистом виде воспроизводится отмечавшийся вначале факт, полученный при исследовании темпа рабочих движений «инертных» и «подвижных» ткачих-многостаночниц...
Таблица f15J
ВиО движения | «Инертные» | «Подвижные» | |
ПрОДОЛ жительность движений в миллисекулдах | 10 см | ||
30 см | |||
Скорость тех же движений (см/сек) | 10 см | ||
30 см | |||
Коэффициент корреляции скорости движений (тех же) с диагнозом подвижности | 10 см | 0,57+/-0.16 | |
30 см | 0.03+/-0,24 |
Обсуждение результатов ,
Итак, мы видим, что удовлетворяя объективным требованиям, «инертные» субъекты могут совершать движения с весьма высокой средней скоростью, статистически не отличающейся от скорости движения «подвижных». Однако механизмы этого в конечном счете одинаково успешного уравновешивания «инертных» и «подвижных» субъектов с объективными требованиями различны у тех и других, что
подтверждает известную гипотезу Б.М. Теплова (15; 10-14).
Если «подвижные» достигают высокой средней скорости движений за счет экстренности ускорения, то «инертные» — за счет его большей продолжительности и интенсивности.
По-видимому, в зависимости от такого рода особенностей складываются и индивидуально своеобразные, но объективно равноценные способы трудовых движений и действий. Вероятность такого предположения повышается в свете следующих фактов.
Установлено (17), что у одинаково хорошо успевающих учеников-слесарей наблюдаются две «вариации» динамики движений при опиловке металла. «Для одной вариации характерно наличие выраженного максимума скорости в фазе нажима, для другой характерно равномерное развитие скорости в этой фазе. Наблюдалась связь этого различия с
позой учащегося...» (17; 135-135). Автор высказывает предположение, что второй вид динамики движений все же менее совершенен, так как связан с менее совершенной позой.
При изучении ударных движений (рубка металла) тем же автором обнаружены разные типы скоростной структуры движений. Так, в отличие от успевающих учеников, у неуспевающих отмечен выраженный максимум скорости в фазе замаха при невысокой скорости удара. Автор связывает особенности этого типа движения с недостаточным развитием тормозных процессов и недостаточной уравновешенностью в протекании кортикальных процессов возбуждения и торможения (17; 131-132).
Таким образом, на уровне более или менее сформированного двигательного навыка мы сталкиваемся с фактом индивидуальных различий в скоростной структуре движений. Об этом же, по-видимому, говорят отмечавшиеся выше особенности темпа рабочих движений высококвалифицированных ткачих, различающихся по степени подвижности нервных процессов.
Полученные в настоящей работе результаты позволяют думать, что одним из факторов, могущих обусловить различия в скоростной структуре трудовых движений, является подвижность нервных процессов. Это обстоятельство выдвигает задачу учета этого общетипологического свойства и соответствующей индивидуализации обучения.
М.И. Виноградов, рассматривая вопрос о рациональном использовании активных и пассивных сил при совершении двигательных актов, отмечает, что с этой точки зрения наиболее целесообразным следует считать движение с начальным максимумом скорости (движение толчком) (4; 224). очевидно, однако, что при оценке рациональности движений необходимо учитывать, наряду, с объективными условиями, также и стойкие особенности субъекта, например, особенности общего типа высшей нервной деятельности, которые, как известно, с трудом поддаются воспитательным воздействиям. В связи с этим не исключена возможность, что одинаково оптимальными для разных людей могут оказаться движения, различающиеся по своей скоростной структуре. Признание единственного идеального образца динамики движений логически необходимо связано с допущением стандартности или пассивности субъективного фактора.
Из результатов второй и третьей серий опытов видно, что при известных условиях преимущества «подвижных» в скорости движения исчезают, точнее говоря, «инертные» догоняют их в этом отношении. Это говорит, в частности, о том, что скорость движений может служить надежным показателем общетипологического свойства подвижности лишь в соотнесении с внешними условиями, в которых движение совершается.
В связи с последним можно отмстить следующее. Двигательные методики, как хорошо известно, часто считаются в значительной степени несовершенными для изучения высшей нервной деятельности взрослого человека вследствие их так называемой «произвольности». На этом основании предпочитаются вегетативные индикаторы нейродинами-ки. Однако двигательные методики являются произвольными лишь при самом недифференцированном к ним подходе. т.е. когда нас интересует наличие или отсутствие реакции. Один из путей, на котором можно преодолевать нежелательную произвольность двигательных нейродинамиче-ских индикаторов, состоит в том, чтобы путем анализа и расчленения двигательных реакций отыскивать их непроизвольные составляющие. Такими более или менее неподотчетными составляющими, на наш взгляд, могут оказаться некоторые биомеханические характеристики моторного компонента двигательных реакций.
Выводы
1. Скоростные движения'«инертных» и «подвижных»
субъектов, имеющиеодинаковуюобъективнодетерминиро
ванную траекторию, могут характеризоваться отсутствием
существенных различий в средней скорости и наличием
существенных "индивидуальных различий в динамике
[«микродинамике» ] скорости и ускорения.
2. При заданном пути скоростные движения «инертных»
отличаются медленным нарастанием скорости в начале,
высоким максимумом ее в середине и активным заблагов
ременным снижением скорости к концу движения.
В тех же условиях движения «подвижные» характеризуются резким, но кратковременным ускорением в начале, относительно невысоким, «платообразным» максимумом скорости в середине и более экстренным (сдвинутым к'концу) замедлением.
3. Высокий максимум скорости с срединном периоде движения у «инертных» обусловливает значительную среднюю скорость движения при условии его достаточной длины, приобретая таким образом роль важного индивидуально-приспособительного фактора.
4. Скорость движений может служить относительно надежным показателем общетипологического свойства подвижности лишь при коротком пути движения. Длинные движения для этой цели должнй подвергаться биомеханическому анализу.
Цитированная литература
1. Алексеева М.С., Красусский В. К. и Мелихова Е.Ф. Двигательная активность у собак разного типа нервной системы. «Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова», т.8, вып. 1, 1958.
2. Асратян Э.А. Физиология центральной нервной системы. М.. 1953.
З.1 Бернштеин И.А. Общая биомеханика. М., 1926.
4. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958.
5. Зимкин И.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости на различных стадиях тренированности, «Теория и практика физической культуры», т.21, вып. 5, 1958."
6. Зимкин И.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М., 1958.
7. Климов Е.А. О роли подвижности нервных процессов в формировании индивидуального стиля трудовой деятельности ткачих—многостаночниц. «Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов», вып. 1, М., 1959.
8. Климов Е.А. Корреляция диагностических данных при лабораторном испытании подвижности нервных процессов двумя приемами. «Доклады АПН РСФСР», №2, 1959.
9. Климов Е.А. Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих—многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов. «Вопросы психологии», №2, 1959.
10. Климов Е.А. Индивидуальные особенности в трудовой
деятельности ткачих-многостаночниц в связи с диагностиче
скими испытаниями подвижности нервных процессов. Сб.
«Проблемы психологии личности в связи с типами высшей
нервной деятельности», под ред B.C. Мерлина. «Ученые записки
Пермского пединститута», вып 23, 1958.
1 I. Климов Е.А. Индивидуальные особенности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1959.
11. Е.А. Климов
12. Лейтес И.С. К вопросу о типологических различиях в последействии возбудительного и тормозного процессов. Сб. «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека», под ред. Б.М. Теплова. М., 1958.
13. Мерлин B.C. Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека. «Материалы совещания по психологии 1-6 июля 1955 г.». М., изд-во АПН РСФСР» 1957.
14. Пономарев М.Ф. О влиянии кофеина и брома на время латентного и моторного компонентов двигательной реакции человека. «Физиологический журнал СССР», т. 14, №2, 1958.
15. Теплое Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы. «Вопросы психологии», №6, 1955.
16. Теплое Б.М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных. Сб. «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека»., под ред. Б.М. Теплова. М., 1958.
17. Точилов К.С. К вопросу о формировании двигательных навыков в процессе производственного обучения. «Вестник ЛГУ», вып. 3, №15. 1956.
18. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата.
Собр. соч., т.З, 1951.
2Л.4. О некоторых проявлениях индивидуального стиля учителя
[1969]27 ■
Автор очень далек от предпосылки, что подвижность нервных процессов или другие общетипологические свойства являются наиболее весомыми факторами среди тех, которые определяют своеобразие деятельности учителя. Объективные требования в этой профессии, связанной с необходимостью воздействовать на людей, формировать их, предъявляются прежде всего к содержательной, а не формально-динамической стороне личности. Поэтому еле-дует ожидать, что индивидуальное своеобразие способов работы прежде всего будет определяться историей личности
учителя, его культурой. При этом фактор общетипологических свойств хотя и не может не иметь значения, но и не может иметь первоочередной важности. И, может быть, неслучайно почти во всех работах, посвященных психологии учительского труда, анализу педагогического мастерства, имеется своего рода типофобия — авторы обычно обходятся без понятия о типах нервной системы. Лишь
иногда (и это уже хорошо) особенности педагогического мастерства ставятся в связь со специальными типами высшей нервной деятельности (Н.Г. Кушков, 1962).
Вопрос о роли общетипологических свойств в деятельности учителя затронут Н.Д. Левитовым. Он считает, что для успешности работы педагога желательно сочетание силы, уравновешенности и подвижности [глава 2 из книги «Детская и педагогическая психология». М., 1960; с.417]. Вместе с тем, он говорит, что среди хороших учителей встречаются представители разных типов нервной системы и соответствующих им темпераментов, поэтому, по его мнению, учитель может и до'лжен работать над преобразованием своего типа высшей нервной деятельности в соответствии с потребностями своей профессии Гтам же, с.414].
Отмеченный Н.Д. Левитовым факт, что хорошие учителя могут быть различными по типу нервной системы, абсолютно верен. Однако возникает вопрос: если наиболее желательно сочетание силы, уравновешенности и подвижности, то каковы те особые условия, при которых возможна успешная педагогическая работа на другом типологическом фоне? Думается, что решение этого вопроса может дать более реальные средства, чем «работа над преобразованием своего типа в. н.д.». Не следует, конечно, принципиально отвергать задачи преобразования типа; то, что практически недостижимо сейчас, может оказаться легко доступным завтра." Но есть целый ряд соображений, удерживающих от чрезмерного увлечения этой задачей.
Если теоретически верно, что в пределах нормы слабость и инертность — не отрицательные (нежелательные) полюсы типологических особенностей, и если практически показано, что в самых различных видах деятельности успешный результат возможен на фоне и инертности, и подвижности, то задача преобразования" типа становится оправданной лишь по отношению к патологическим проявлениям свойств его. Далее, если верно, что слабость и инертность не просто «не отрицательные» параметры и на фоне слабости возникает особо высокая реактивность и чувствительность, а на фоне инертности — прочность связей, упорядоченность и систематичность в работе, то не обеднеет ли существенно род людской, если мы захотим всех преобразовать в сильных уравновешенных подвижных?
>>* 323
-
Кажется, что неуравновешенность — это явно отрицательное свойство, и с этим трудно спорить. Но если эта неуравновешенность обусловливает вспышку «человеческого гнева», «человеческий взрыв», «опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок», как это мы видим в опыте А.С. Макаренко, а хороший баланс служит основой для спокойного равнодушия, то даже и по отношению к этому типологическому параметру задача «преобразования», может быть, не является всегда само собой разумеющейся.
Вопрос о роли типологических различий в педагогической деятельности, может быть, потому ускользает от внимания авторов, исследующих педагогические способности и педагогическое мастерство (Гоноболин Ф.Н., 1951, 1962; Кузьмина Н.В., 1961, 1967), что в работе выдающихся учителей нежелательные проявления типа бывают хорошо скомпенсированы, а благоприятные проявления максимально использованы. В результате на любом типологическом фоне работа идет хорошо и неизбежен вывод, что тип нервной системы якобы никакой роли в успешности деятельности не играет. Но мы-то на основании предшествующих фактов знаем, что он потому и «не играет» роли, что уже сыграл ее в процессе становления индивидуального стиля. И будет грубейшей ошибкой игнорировать типологические различия, если мы хотим у данного человека сфор* мировать или повысить педагогическое мастерство. Из того, что успешный результат работы возможен на разном типологическом фоне, не следует, что он может быть достигнут без учета типологических различий, что пути, ведущие к успеху, могут избираться без их учета. Наоборот, без сознательного или стихийного учета этих различий невозможен одинаковый успех на разном типологическом фоне. Итак, если иметь в виду не только готовый конечный факт (успех в работе), но и его происхождение, и тем более задачу практического его обеспечения, то вопрос о типологической обусловленности педагогической деятельности становится неотъемлемой частью основных и первоочередных проблем психологического изучения профессии учителя.
Здесь перед нами стоит ограниченная задача: поскольку до сих пор мы стремились проследить проявления подвижности в отдельных действиях и целостной профессиональной деятельности, работа учителя нас интересует в этом
i
контексте как частное проявление такой деятельности, как модель сложной творческой профессии, так называемого умственного труда. В качестве непосредственного объекта исследования мы взяли прежде всего систему приемов работы учителя на уроке, хотя ясно, что она зависит от всей деятельности учителя в целом. Однако система приемов работы на уроке является наиболее существенной стороной педагогического мастерства и вместе с тем этот объект наиболее удобен с точки зрения методики исследования (возможность повторных наблюдений в сходных условиях). Наконец, были взяты только преподаватели—филологи.
Одна из интересующих нас групп вопросов состоит в следующем: как учителя инертного типа обеспечивают удовлетворительный темп урока? Как они, при их сниженной внешней выразительности и эмоциональности, обеспечивают необходимый эмоциональный тонус детей на уроке? Вместе с тем, важно знать, какие недостатки в работе наиболее частоскладываются на фоне инертности и какие положительные черты складываются относительно легко. Рассмотрим отдельные данные наблюдений за учителями инертного и подвижного типа [наблюдения Л.В. Петропавловской; дипломная работа, Казанский университет, 1966 ].
Учительница Ф.Ю... 6-7 классы. На внешние впечатления реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица одинаковое, независимо от того, дает ли она задание или делает замечания, слушает ли веселую историю или серьезный вопрос. Смеется редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; ее спрашивают — она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные, типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, что страшная скука на уроках русского языка в 6 и 7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, например, что для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при веселой активности учеников: «Разгораются глаза, выше тянутся руки, на лицах играют улыбки, у ребят большое желание ответить, отвечают громко, старательно» [цитата из протокола на-