Аспектов общей программы) 3 страница

Недостатком, характеризующим методический уровень работ, является то, что, как правило, не взята на вооруже­ние математическая теория эксперимента, недостаточно широко применяются методы логико-математического мо­делирования. Более того, часто даже применение основных методов математической статистики не является общепри­нятой нормой. Это не исключает того, что есть интересные в данном отношении работы, в частности, следует обратить внимание на интересный опыт В.Витиньша (НИИ школ Латвийской ССР).

Не решаются вопросы о комплектном оснащении типо­вых лабораторий практической профконсультации.

Современное состояние и результаты разработки про­блемы наиболее адекватно представлены в отчетных мате­риалах соисполнителей темы 41.511 (раздел 2) и в материалах Первого Всесоюзного совещания по профори­ентации...

Несколько замечаний по поводу этих результатов. В ма­териалах ...совещания не представлены специальные исс­ледования, направленные на разработку конкретных мер экономического регулирования процесса распределения трудовых ресурсов и повышения привлекательности произ­водства для молодежи. Поэтому представляют большой ин­терес работы Л.Н. Горбуновой и О.П. Степановой, К.М. Гуревича, Г.Г. Зайцева, где, в частности, рассматриваются. некоторые вопросы психологического и экономического «закрепления» кадров на производстве.

Почти нет специальных исследований, направленных на разработку научных основ функционирования средств мас­сового воспитания. Совсем нет работ, дающих специальный психолого-педагогический анализ системы образов детской и юношеской [художественной] литературы, искусства, функционирования средств массовых коммуникаций с точ­ки зрения актуальных задач профориентации. Обращает, в связи с этим, на себя внимание интересный материал Е.Л. Вандыш о работе библиотек. Обычно же многие авторы либо

-


вновь и вновь констатируют факт влияния тех или иных средств массового воспитания на выбор профессии, либо призывают упорядочить эти влияния. Нужна теоретиче­ская разработка соответствующих вопросов и создание кон­кретных программ практических действий.

Очень мало представлены вопросы подготовки и пере­подготовки педагогических кадров в свете задач профори­ентации и никак не представлены вопросы подготовки кадров специалистов по профориентации. Интересным, в связи с этим, является материал Л.Л. Кондратьевой, кото­рая разработала программу спецкурса по профориентации для пединститутов. Е.А. Климов также разработал про­грамму курса «Профориентация» и курс лекций для студен­тов факультета социальной психологии Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. Курс был прочитан в 1969-70 учебном году (вечерняя форма обучения ].

Представляет интерес постановка вопроса В.И. Шило­
вым фижне-Тагильский пединститут) о подготовке буду­
щего - учителя-предметника (химия) к
профориентационной работе. Дело в том, что профориен-
тационная работа должна быть органичной частью учебно-
воспитательного, процесса, а не добавкой к нему. Поэтому
специфическая подготовка учителей-предметников, в свя­
зи с задачей профориентации,— важнейший вопрос.

Проблемы критического анализа и перестройки курсов педагогики, психологии .и частных методик в педагогиче-скихинститутах, в связи с задачами профориентации, даже не затронуты. Это крупный пробел в работе. Этот вопрос заслуживает специального обсуждения (возможно, на спе­циальном совещании заведующих кафедрами педагогики, психологии и частных методик пединститутов).

Ряд важных вопросов, входящих в проблему профориен­тации, представлен в доступных нам материалах совеща­ния более массивно. Это прежде всего вопросы профессиографии и диагностики профессиональной при­годности.

Вопросов систематики профессий так или иначе касают­ся М.Н. Князев, А.В. Филиппов и В.Д. Шадриков (Ярослав­ский-пединститут), О.А. Койопкин, К.Э. Павлович, И.П. Титова (в историческом аспекте, что также очень важно). В то же время следует возразить против подхода к система­тике профессий, который имеет место у ряда авторов из


Луганска (Б.Я. Первомайский, А.С. Ялдыгина, В.П. Ре-бров). Так, А.С. Ялдыгина выделяет три типа профессий: «художественные», «мыслительные» и «сочетанные». Это прямая умозрительная проекция павловских типов высшей нервной деятельности на мир профессий. Конечно, систе­матика должна быть достаточно антропоцентричной, но все же при создании таксонов классификации нужно идти от конкретного изучения конкретных профессий. В частности, такое конкретное изучение, проведенное А.И. Сухаревой (НИИ психологии АПН СССР) , показало, что даже внутри одной профессии есть такие типы заданий, которые требуют от работника очень разных личных качеств.

Мы присоединяемся к мнению В.В. Чебышевой, которая отмечает основные недостатки профессиографии — малый общий объем и узкий, прерывистый фронт работ; случай­ный выбор профессий для изучения (из-за недостаточной координации исследований); отсутствие унифицирован­ных методов изучения профессий. Следует добавить еще — отсутствие единых методов накопления, изучения и опера­тивного поиска [накопленной] профессиографической ин­формации. Определенный шаг в последнем направлении сделан во ВНИИ профтехобразования..

В работах по составлению профессиограмм недостаточно учитывается факт адаптивности человека, его возможности широко компенсировать недостаток отдельных способно­стей.

Хотелось бы особо подчеркнуть важность вопроса об уни­фикации методов психологической профессиографии. Что­бы формировать таксоны классификации, творчески применять в профессиологии аппарат таксономического анализа, разработанный, например, в биологической сис­тематике (Е.С. Смирнов, 1969), надо иметь хорошие еди­ные методы всестороннего психофизиологического изучения профессий и хорошие информационно-поиско­вые профессиографические системы.

Ряд участников Первого Всесоюзного совещания по профориентации высказывают положения, интересные в теоретико-профессиологическом плане. Так, Г.М. Кочетов (Новосибирск) правильно подчеркивает, что важно изу­чать не только то, что «требует» профессия от человека, но и то, что она ему «дает». Г.М. Бажутин и И.Н. Ивакин подчеркивают необходимость изучать не только психофи-


зиологические, но и социальные характеристики профес­сий (престиж, демографические особенности профессий и т.п.). Профессор К.К. Платонов ставит теоретически и практически важный вопрос о научном конструировании новых профессий в связи с техническим прогрессом.

Несколько замечаний о работах в области диагностики способностей

и профпригодности

Ряд интересных материалов посвящен критическому анализу и описанию попыток освоения зарубежного опыта (М.Л. Монина, Ю.В. Укке, Б.Б. Певзнер, С.С. Гриншпун).

Пока почти нет специальных обстоятельных работ, по­священных теоретическим вопросам диагностики и прогно-зирования профпригодности, хотя в работах Л.Л. Кондратьевой, С.А. Косилова, Н.П. Линьковой, Б.Я. Пер­вомайского, Б.А. Федоришина, И.С. Якиманской и др. за­трагиваются и теоретические вопросы диагностики.

Следует больше внимания обратить на проблемы лично­сти не только в связи с оценкой, но и формированием проф­пригодности и профессиональной направленности молодежи. В связи с этим теоретически перспективной яв­ляется позиция коллектива, руководимого А.Е. Голомшто-ком. Этот коллектив разрабатывает вопросы формирования личности школьника в связи с подготовкой к выбору про­фессии. Интересна работа B.C. Мерлина о наилучших путях приспособления личности к требованиям массовых профес­сий.

Много интересных работ посвящены анализу и обобще­нию опыта практического построения системы профориен­тации на уровне школы, города, республики.

Все эти материалы, а их десятки, очень и очень ценны. Можно высказать лишь одно пожелание, касающееся в то же время почти всех работ по всем аспектам профориента-? ции и профконсультации.

В основном преобладает традиционная форма выдачи конечных результатов исследований в виде статей и книг общего характера. При этом многие теоретически обосно­ванные и практически эффективные исследования по кон­кретным аспектам проблемы опубликованы в сжатом виде и не представлены в виде детальных разработок, пригодных


для более широкого экспериментального внедрения в прак­тику. (Когда строят мост или дом, то само собой разумею­щимся считается наличие проекта, где учтено все до последнего гвоздя. Практика профориентации и профкон-сультации тоже нуждается в детальных методических раз­работках). Одна из задач состоит в том, чтобы наряду с углубленной разработкой теоретических проблем, воору­жать практических работников не только теоретически обоснованными, но и подробно разработанными в методи­ческом отношении материалами.

1.3.5. Старшекласснику о выборе профессии

[1971]16

Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зави­сит общественная ценность человека, его место среди лю­дей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье... .

В школе... дают ориентировку во многих важных вопро­сах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература — в мир общественных яв­лений, математика — в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша,— мир профессий. При этом каждая профессия — это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Социальный и научно-технический прогресс в нашей стране ведет к возникновению новых профессий, связанных с управлением сложной техникой, отмиранию тяжелых и вредных для здоровья форм труда. Существует [много ] ты­сяч разных специальностей, большинство которых неизве­стно юному читателю. Выбор жизненного пути, профессии,— это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?

Разумный человек не возьмется проектировать мост, ес­ли он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача и цена ошибки здесь может быть очень высокой — жизни людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность ее часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно

*


давая первые приходящие в голову советы и решения.. А цена ошибок здесь тоже немалая — судьба человека.

Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Очень важно суметь отличить свои истинные склонности и интересы от так на­зываемых «предрассудков чести». Ведь бывает, что юноша или девушка хотят быть, например, врачом или учителем прежде всего потому, что это «прилично», а не потому, что им страстно хочется помогать больным или воспитывать подрастающее поколение. Юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию — решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профес­сия. Бывают «модные» виды занятий, но общество в насто­ящий период не очень нуждается в притоке новых кадров в эту область. Бывают, наоборот, очень важные и нужные, но не бросающиеся в глаза профессии. Так как же все-таки поступить..?

Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста...? Все эти и мно­гие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разо­браться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий с их особыми требованиями к человеку, нужно разобраться и в том, какие кадры работ­ников будут больше всего нужны обществу в обозримом будущем... Дальновидный человек предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается обще­ство...

Чтобы разобраться в конструкции трактора или самосва­ла, люди учатся многие месяцы, Не следует думать, что разбираться в душе человека, его способностях и склонно­стях можно научиться более коротким путем...

Что такое профессия, специальность?

Чтобы ясен был ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, полезно вспомнить следующее. Первобытный чело­век, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни — добывать пищу, изготовлять одежду, оборудовать жилище, защи­щаться от опасностей и врагов, объяснять (исследовать!)


7- Е.Л. Климов



причины успехов и неудач, предвидеть ход событий и созда­вать условия для успеха. Кстати, первичные формы искус­ства (песня, танец, изображение) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом. Песня орга­низовала ритм труда или создавала необходимое (скорбное, радостное или боевое) настроение, рисунок или танец кон­кретизировали намерения, цели, планы, служили подго­товкой к охоте, бою и т.п.

По ряду причин постепенно произошло первое крупное общественное разделение труда. Одни люди или целые пле­мена стали заниматься специально (преимущественно) скотоводством, другие — земледелием. Специалисты-ско­товоды и специалисты-земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних были в избытке продукты скотовод­ства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т.п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит, и ткани и т.п.), у других же возникал избыток этих продук­тов, но не было продуктов скотоводства. В результате воз­ник обмен продуктами труда, ценностями.

Затем постепенно... произошло второе крупное разделе­ние труда — выделились ремесла, на основе которых воз­никла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производимыми ценностями между разными специалистами — ремесленниками, ското­водами, земледельцами.

Деятельность по обмену стала настолько сложной и хло­потной, что отвлекала производителя ценностей от его пря­мого дела. Поэтому возникло третье общественное разделение труда — выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы.

В процессе развития человеческого общества произошло отделение производства духовных ценностей (научных, ху­дожественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен; например, ученые и худож­ники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут. Однако дело было осложнено тем, что это разделение труда произошло

* Кстати, любопытная особенность духовных ценностей, например, та­ких, как знания, опыт, состоит в том, что, передавая их другим, человек сам их не теряет.


в связи с развитием классового эксплуататорского, а имен­но — рабовладельческого общества. Так или иначе, но на­ука и искусство поступили «нечестно»: возникнув как детища материально-производственного труда, они оказа­лись на службе не тех, за счет кого существуют, а на службе угнетателей. Более того, эксплуататоры и их идеологи стре­мились всячески противопоставить труд по созданию ду­ховных ценностей труду в сфере создания материальных ценностей, подчеркивая их различие, а не родство. Пере­житки этого противопоставления имеют место и сейчас и проявляются в наблюдающемся иногда чванстве, «чисто­плюйстве», в сознании собственной исключительности у отдельных работников науки и искусства, в пренебрежении к создателям материальных ценностей. Косвенно это выра­жается и в том умилении, с которым мы подчас говорим, что вот-де симфонический оркестр играет для колхозников, рабочих и т.п. Поводов для умиления здесь не больше, чем тогда, когда симфонический оркестр пьет молоко. Взаим­ный обмен между производителями материальных и духов­ных ценностей — это естественная норма общественной жизни...

В соответствии с исторически сложившимся (и не зави­сящими от желания отдельных людей) разделением труда в обществе существуют рабочие посты, должности, места. Каждый такой пост не только имеет традиционно сложив­шееся оснащение, оборудование, но и характеризуется си­стемой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника. Например, суще­ствует такой пост в обществе — машинист башенного кра­на. С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц полного выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т.д. Вместе с тем он обязан точно выполнять команды определенного лица, руководящего монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном слу­чае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Точно так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет опреде­ленные требования. Учеба — тоже своего рода пост, долж-


7'



ность. Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.

Пост (должность) может существовать без человека (т.е. быть вакантным, незанятым). В этом смысле можно гово­рить, что в обществе объективно, реально существует сис­тема постов, должностей.

Каждый такой пост, со всей системой его требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е. усвоил сумму соответствующих знаний и навыков, говорят: его специальность, у него есть специальность.

Специальность — это необходимая для общества огра­ниченная (вследствие разделения труда) область приложе­ния физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченно­го) им труда необходимые средства существования и разви­тия.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универ­сал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяют­ся в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель рус­ского языка и т.д., мысленно объединяемые в группу «педа­гогическая профессия»... В дальнейшем мы будем часто говорить «профессия», имея в виду «специальность» (за исключением особо оговоренных случаев)

О системе народного хозяйства

Слово «хозяйство» часто употребляется в обыденном, узком смысле для обозначения совокупности предметов, необходимых в быту. Иногда хозяйством называют не груп­пу предметов, а определенный способ или организацию об­щественного производства. Вам известны такиетермин, как «натуральное хозяйство», «крепостническое хозяйство», «социалистическое хозяйство». Термин «народное хозяйст­во» имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда. Вот почему, строго говоря, не только материальное производство, но и наука и искусство (духовное производство) охватываются поняти­ем «народное хозяйство».


Система народного хозяйства является...необозримой системой, о которой далеко не всякий старшеклассник име­ет сколько-нибудь ясное представление. Однако ориенти­ровка в этой системе — необходимое условие правильного выбора жизненного пути...

О группировке видов трудовой деятельности

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентиров­ки в этом множестве профессий нужно их сгруппировать. Возможны различные группировки: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходст­ву психологических требований и по многим другим при­знакам.

Наиболее естественной является_такая группировка профессий, которая отражает и историю разделения труда, и важнейшие требования работы к человеку. Эти требова-. ния в большой степени зависят от особенностей объекта, с которым практически взаимодействует человек в труде. Можно выделить пять видов таких объектов: природные (...живые),технические, социальные (коллективы, группы и отдельные люди), знаковые системы (формулы, системы обозначений, естественные и искусственные языки), худо­жественные образы. В соответствии с этим можно выделить пять крупных групп профессий, указанных в верхней части схемы [7 ].

Следует оговориться, что выделенные группы не могут быть разграничены очень строго; в каждом случае имеется в виду лишь преобладание признаков, обозначаемых назва­нием каждой из групп (взаимодействие работника с природ­ными или техническими объектами и т.д.).

Например, в любой профессии обязательно есть элемент взаимодействия между людьми, однако в работе мастера производственного участка цеха главный объект воздейст­вия — люди; межличностные взаимодействия — это глав­ное содержание его работы, тогда как в профессии наладчика токарных автоматов, работающего в том же це­хе, главный объект воздействия — машины. Поэтому про­фессию наладчика отнесем к группе «человек — техника», а профессию мастера производственного участка — к груп­пе «человек — человек». Мастер — это руководитель лю­дей в процессе производства, а не лицо, непосредственно воздействующее на [технические ] орудия и средства про­изводства...


 


Профессии

типа

«человек —

природа»


Профессии

типа

«человек —

техника»


Профессии

типа «человек —

человек» («человек —

группа»)


Профессии

типа

«человек —

знаковая

система»


Профессии

типа «человек

—художествен

ный образ»


 


Непосредственное

производство

материальных

ценностей


Управление людьми,

обществом

(руководство)

обмен материальными и

духовными ценностями,

защита общества,

здравоохранение


Производство духовных ценностей (открытие зако­нов природы и общества, создание художественных образов действительности, обучение, воспитание)


Примитивно-универсальная деятельность первобытных людей по жизнеобеспечению

Схема [7]. Общественно-историческое разделение труда

Несколько советов по самовоспитанию

Общий закон развития всех личных качеств человека состоит в том, что они формируются в деятельности, по­ступках, в преодолении внешних и внутренних трудностей. . Что такое «внутренние» трудности? Это, например, дур­ные привычки, мотивы, отвлекающие от основной деятель­ности, отсутствие полезных навыков и привычек, предрассудки и пр.

Самовоспитание — это сознательная, продолжитель­ная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и пре­одоления недостатков. Главное при этом — правильное по­нимание человеком своих гражданских обязанностей, вытекающих из интересов общего дела народа...


Известно множество случаев, когда упорная работа над собой приводила к замечательным результатам. Чем умнее человек, тем больше он недоволен собой, больше видит у себя недостатков, острее переживает необходимость за­няться самовоспитанием. К сожалению, встречаются люди, которые стремятся добиться успеха в жизни не за счет раз­вития способностей, расширения знаний, совершенствова­ния мастерства, т.е. не за счет самовоспитания, а путем охаивания других, подхалимства; это люди, стремящиеся работать не головой и руками, а, как говорится, «локтями». Надо быть готовым к борьбе с такими проходимцами и от­нюдь не следовать их примеру, даже если вам известны факты временного преуспевания таких людей.

Первый шаг в самовоспитании — составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укреплять и развивать, а также составление «черного списка» тех своих особенно­стей, которые важно подавить, преодолеть, компенсиро­вать. Необходимо также наметить серию поступков, действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков. Это — программа самовоспитания. Ее состав­ление — очень ответственное дело...

Личность формируется в деятельности, поэтому нельзя в себе что-либо воспитать иначе как посредством активных реальных действий и поступков. Однако не всякие действия и поступки ведут к успеху в самовоспитании. Необходимо предварительное и последующее их обсуждение. Вот поче­му обязательным подсобным средством самовоспитания должен быть личный дневник. Здесь у вас будет записана и программа самовоспитания, и все шаги по ее реализации, успехи и неудачи в этом трудном, важном и продолжитель­ном деле.

Программу самовоспитания полезно «обговорить» с тол­ковыми товарищами и теми из старших, кто может вас правильно понять . Лучший советчик — учитель, как спе­циалист по вопросам воспитания, человековед; он изучал психологию, педагогику и другие науки из области челове-кознания. Обращаясь за советом, имейте в виду, что обычно человек склонен советовать другому по принципу: «делай так* как я делаю или делал бы». При этом, если человек активен, то он невольно навязывает вам свои советы, да еще обижается, что вы им не следуете. Все это естественно. Умейте терпеливо слушать, взвешивать «за» и «против», вежливо защищаться от слишком настойчивых, но непри-

»


емлемых советов. Но советоваться с разными людьми, об­суждать свои решения все же надо. Если вы перестанете это делать — рискуете потерять правильную ориентировку в общественной жизни, а тем самым и в деле построения своего собственного жизненного и профессионального пути.

Необходимые условия самовоспитания — самоконт­роль, самоотчет и самокритика...

В процессе самовоспитания полезно давать не только индивидуальные самообязательства, но и взаимные обяза­тельства двух-трех лиц. Коллективное самовоспитание бы­вает весьма эффективно.

' ♦ * *

Не исключено, что вы ожидали и не встретили [в прочи­танном выше] четких указаний о том, какие группы про­фессий соответствуют тем или иным группам способностей. В самом деле, почему бы не дать такую таблицу, где строки соответствовали бы группе способностей, а столбцы — группам профессий. Провел пальцем по строке, довел до какого-нибудь «крестика» или «нулика» — и готово, про­фессия выбрана. Заметьте, что врачи, казалось бы, тоже могли бы составить для населения подобную табличку, где строки соответствовали бы признакам болезней, а столбцы — лекарствам. Провел пальцем по табличке и назначай себе лечение. Однако врачи, к счастью, так не делают, предпочитая даже насморк не лечить заочно. Дело в том, что врачи лечат не болезни, а людей, каждый из которых имеет свои неповторимые особенности. Кроме того, зависи­мости между признаками здоровья, болезней и средствами лечения очень сложны, и это всякому ясно.

Подобным же образом обстоит дело и с оценкой способ­ностей и выбором профессии. Процесс это сложный и не может осуществляться по шаблону...

1.3.6. Человек и его профессия

[1975]17

Подражать или проектировать?

Профессия человека — его жизненный путь, судьба. Профессиональная судьба у человека, как жизнь, одна. По­этому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на забла­говременное и основательное ее планирование,


обдумывание. Профессиональный жизненный путь — важ­нейшая общечеловеческая ценность...

Оказывается, самое важное для оценки деятельности человека — это ответить на вопросы: Как жил? Что делал? Недаром, когда человека хотят узнать, оценить, когда при­ходится решать, достоин ли он быть... на ответственном трудовом или общественном посту, внимательно изучают, слушают его биографию. Когда мы вспоминаем о выдаю­щихся людях прошлого — революционерах, изобретате­лях, защитниках страны, героях труда... ученых, художниках,— мы обсуждаем их «жизнь и деятельность». Именно это может быть поучительным образцом для дру­гих, для тех, у кого жизнь еще впереди и кому ее нужно спланировать и построить.

Старшеклассники нередко ориентируются при выборе профессии на конкретные образцы, например, на окружа­ющих симпатичных людей. Валерий Ж. (8-й класс), рас­суждая о своем будущем, говорит: «Может быть, пойду в речной техникум... дядя у меня речник... а может быть, в ПТУ №35, там брат двоюродный уже учится...».

А вот что говорит Таня А. (10-й класс): «Пойду в элект­ротехнический.,..» — «А что будешь делать после оконча­ния?» — «Создавать приборы...» — «Ты любишь с техникой возиться, собирать электрорадиосхемы, паять?» — «Нет не приходилось...». «Почему же ты собираешься заняться электротехникой, приборостроением?» — «Родст­венник один уже окончил институт и в этой области рабо­тает; много рассказывал... интересно... там научат...».