В профессиях разных типов
Всяк мастер на свой лад
Пословица
Субъект в профессиях типа«Человек — живая природа»
Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Люди, чья профессия связана с живой природой, создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управ-ляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве это не просто механик-водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.
В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще слабо механизированной работы, и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками — есть от чего утомиться, устать.
Но не следует недооценивать познавательной, умственной стороны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменчивы, изменяются по неявным и сложным законам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты — будьте растения, животные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, так как часто возможны необратимые изменения — заболевание,
гибель организмов, снижение удоя молока, привеса, «нагула» молодняка, поражение растений вредителями и т.п.
Профессионал не только должен иметь необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии...)- Он должен достаточно четко различать общенаучное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое знание, с другой — знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Это связано с тем, что процессы и события, с которыми сталкивается работник, сложны, поэтому нельзя следовать вполне и часто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже нередко в быту стереотипу подведения частного случая под общее понятие: например, зная, что сахар растворяется в воде, я совершенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее; некоторые коровы, как оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требуется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание, и очень большое по объему — ничуть не уступающее иной академической компетенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к данному типу виды производства не предполагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А.В. Суворова).
Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей этого типа профессий разнообразны — от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.
В некоторых случаях требуются бережные движения (в обращении с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительны физические нагрузки.
Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важно хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологическими объектами, способность своевременно принимать оптимальные решения.
Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей.
Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам — непременное личное качество профессионала.
Работники должны любить природу, «живое» в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых — к природной обстановке (истинный ботзник, флорист — тот, кого тянет в поле, лес, на луг, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустроенностью и пр).
Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях этого типа, что требует нестандартного мышления, творческого подхода к решению повседневных задач. Правда это — не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблюдателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся очередным «аралом» или «чернобылем»).
При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом (культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биологических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосооб-разными — ограничениями; разумеется, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений).
Противопоказаниями часто оказываются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «живому».
Субъект в профессиях типа «Человек — техника»
Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий — самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромные сооружения, машины, транспортные средства, а также и омертвевшие реки, водоемы и целые регионы, где просто нельзя стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.
Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит — «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизированных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручного труда и поголовном распространении «кнопкона-жимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно снимаются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое — ценность вечная, оно всегда отличало и отличает человека от животного.
Но обратимся к незримой, незаметной для стороннего наблюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа: в одних случа!ях требуется тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда (сборщики электронных приборов, тка-
чихи), в других — надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной техники и др.), в третьих — обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания); тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов; органы равновесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (монтажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве
и др.). " .
Существует распространенный предрассудок, что некоторые виды труда являются, так сказать, «сензомоторны-ми» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высоко автоматизированного труда обязательно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, усилия мысли, принятия тех или иных решений.
Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Совсем хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа» — быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.
Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошего развития пространственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.
Профессионал должен иметь кругозор в области естественных наук и прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Особенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования; важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится знать много строгих правил и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.
* •
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений нужно указать такие, как точность и быстрота движений, хорошая координация и обдуманность действий, наличие многообразных двигательных навыков..
Самое главное в области познавательных процессов — это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению , переключению; как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности (разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека — производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Однако эти важные вопросы мы здесь оставляем.в стороне — они требуют отдельного обсуждения).
Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки.
Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами»-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.
Важны деловитость, способность самостоятельно работать иногда при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность.
Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям — свет тепло, облегчает жизнеобеспечение и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые — к управлению «могучей» техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях — на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования,
5. Е.А. Климов
Техника — дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант.
При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.
Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении подъемно-транспортными, транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и «рядом» с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов и микросхем и т.п.).
Во многих профессиях" этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника/мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых видах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин — в каждом случае надо специально справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).
Субъект в профессиях типа «Человек — человек»
•
Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).
Исполнительно—двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без
i
речедвигательных навыков: говорить профессионально надо также учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии станут излишними).
. Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются чудог вищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «прослушивает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это в свою очередь предполагает знание каких-то критериев, то есть таинственных «арши-нов» для измерения всех этих разнообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек — художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор ГАИ (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но по сути она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», включающих не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника...
Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать стороннего человека, понимать имен-
5' 131
но его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы прешло в голову в его положении.
Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.
Участковый инспектор милиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений вообще, но досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще^реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов мышлениях явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может. А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок; в наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель — из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).
Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно — не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.
И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.
Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту — от инспектора уголовного розыска до хирурга.
Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациен-
*
тов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится
на чудаках — это надо твердо помнить.
Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы трудящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.
Нестандартные ситуации это — нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а воображение для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимение лучшего термина тропономическим (от др. греч. «тропос» — поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Инспектор милиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — должен, как говорится, сам себе найти работу, а именно в результате творческого анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), должен еще выявить, отыскать само преступление.
Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. — Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «итти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с "окружающими. Необходимы огромная вы-
держка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем, в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее — истинный врач помчится по срочному вызову к тяжело больному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное же случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками милиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «просто так».
■
Субъект в профессиях типа «Человек — знаковая система»
Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах; они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты. Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть множество документов, следить за их прохождением, правильно Что есть в соответствии с принятыми — и обычно строгими — правилами) их хранить и направлять нужным лицам. Инженер службы научно-технической информации должен, например, найти и просмотреть большое количество публикаций по определенной теме, «сжав» содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор, на основании которого разработчики техники, конструкторы могли бы решить, нужно ли им обращаться к некоторым из • названных публикаций и каким именно. Программист для ЭВМ, переосмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает систему команд машине, которая может приве-' сти к решению этой задачи и т.п.
Современная цивилизация пропитана знаково-симво-лической информацией, и есть люди, которые всем этим очень интересуются и много здесь понимают.
Исполнительно-двигательная сторона активности человека здесь обычно сильно свернута и мало «впечатляет»: ну, нажимает он кнопки, ну, «чиркает» что-то на бумажках, временами «бросает в корзину», «смотрит в пустоту» и пр. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Вот перед нами корректор типографии: он сличает, сверяет оттиск набранной рукописи с издательским оригиналом; это может быть и объемистый том, и пригласительный билет, и страница математического или музыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в геологической экспедиции, принимая шифрованную информацию, улавливает ритм передачи, узнает «почерк» передающего и это помогает выделить полезный сигнал из неизбежного шума. Чертежник-картограф может даже хоть лежать на листе бумаги, но при этом мысль его где-то далеко на местности: он принимает в расчет множество правил и сведений, на основании которых рождается топографическая карта, например, крупного лесохозяйственно-го предприятия. . Профессионал ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность, знание основных иностранных алфавитов. Нужно знать много строгих правил, систем правил (например, в одном случае правила полиграфического исполнения изданий, в другом — правила учета и контроля хозяйственных документов, в третьем — правила построения языка программирования для ЭВМ и т.д.).
Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук (это важно для работы на клавишных машинах — наборных, вычислительных), хороший четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для библиографа это большая добродетель: ему приходится писать много, быстро и без ошибок, строго соблюдая принятые условности,,сокращения).
Работнику, занятому в области тех или иных «информационных технологий» (занятому вопросами распознания, преобразования, порождения информации, выраженной в знаках, символах) нужны вдумчивость и систематичность в работе, хорошее сосредоточение внимания на знаковом0
именно материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала — корректор, например, воспринимает на типографском оттиске не только каждое слово, но и каждую букву отдельно (а вдруг у нее слабый оттиск — «очко стерлось»; тогда надо заменить печатный элемент...) . В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, правила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек помнит много скучных для кого-то «от-дельностей». Нет. Нужно иметь в виду связные, системно организованные и хорошо упорядоченные в голове блоки («связки», «гештальты») образов памяти (это — «об оформлении документов», это — «о правилах хранения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памяти на словесно—логический материал работа в этой области немыслима.
Требуются эмоциональная устойчивость и чувство слова, контекста.
Важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, особое — уважительное — отношение к принятым правилам (понятно, чтобы уважительно относиться к правилам, надо хорошо, надежно их «держать в уме» — так, как будто это вещи в руках; и это важная способность)
Часто и даже обычно представители профессий данного типа — это любители книги и чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разысканиям чего-то пока не ясного или не известного: решатели «кроссвордов». Внешнее же однообразие работы такого че1 ловека не только не пугает, но даже несколько привлекает.
Особенности творческости (креативности) представителей этого типа профессий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелищ-ности, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда ситуация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встречаются в работе: вот, казалось бы, совсем «нетворческая» работа сортировщицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело доставляет сюрпризы — Ьдноименныс или близкие по наименованию населенные пункты («Сосновка» и т.п.) есть в разных регионах страны, а отправители писем иногда еще и недописывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки
письменной форме слова — «Яльчик» может превратиться r «Нальчик», а «Вятские Поляны» — в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправлению — это есть отношение к человеку, и добросовестный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусам». Что касается работы программиста или экономиста-математика, то творческие включения здесь едва ли нуждаются в пояснениях.
Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; важны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия.
Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый.
Субъект в профессиях типа «Человек — художественный образ»
Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по-рисунку художника; это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях); это может быть «одна тысяча первое» исполнение фортепьянного концерта П.И. Чайковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя; это может быть первое и единственное в своем роде скульптурное выражение идеи торжества труда, знания.
Чтобы обозначенная выше задача могла быть решена, требуется много тонкой, кропотливой работы и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и
фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, «реакцию» зрительного зала... И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности профессионала*
. Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как «свой», обретенный немалыми усилиями «багаж» очень разнообразных знаний — какнаучных,такичистопрактических.Этои всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества..
Часто требуются мелкие точные, хорошо координированные, иногда — быстрые движения.
Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер мысленно представляет себе такую сложную систему как личность изображаемого героя, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет (такого рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; всякий раз в этом надо конкретно разбираться).
Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.
Требуется развитое эстетическое чувство,* чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).
Важен художественный такт — уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена исполнять как фокстрот... (технически это, конечно, достижимо, но недопустимо — «можно, но нельзя» по соображениям того самого такта); точно так же нельзя, например, подмалевывать на свой вкус утраченные
■
• 139
места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться духом и стилем соответствующей эпохи, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Важно заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина — тоже важные признаки профессионала.
Часто говорят о явлении самовыражения художника. Дело в том, что факт самовыражения свойственен любому мало-мальски активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи , младенец начинает «гулить», «лепетать», а после и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в.игре, подросток — во взаимоотношениях с окружающими и так далее. Так что не следует полагать, что самовыражение — непременный признак художественного склада психики. Часто идею самовыражения используют, чтобы прикрыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на дтой основе противопоставить себя другим, — «отличиться». Каждому с определенного возраста (примерно дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она особенно обостряется в подростковом возрасте, а затем несколько умеривается в результате понимания того, что каждый человек в своем роде значителен. Все дело в том, что отличаться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые предполагают всего лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.
Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» — там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.
Особенности творческости (креативности) представителей этого типа профессий, в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное. "
Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, то есть когда ему не надо думать, «попадет» ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента).
Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям (например, художник-конструктор промышленной продукции работает в составе группы разработчиков — здесь и экономисты, и инженеры-конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи; ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна). При всей творческости, нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь очень хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т.п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного — важные добродетели сколько угодно творческого работника.
К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигательному аппарату, немалые нервные нагрузки.
Разумеется выше были приведены очень обобщенные, типовые, как говорят, характеристики субъекта в разных типах профессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части ему и противоречит: это все равно что костюм усредненного размера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще
■
ожидать от него улыбку удовольствия. Вот почему совершенно необходимо провести самостоятельное изучение частного случая — какой-то интересующей вас профессии. Для этого нужна некоторая схема-программа (перечень вопросов, на которые надо самостоятельным усилием мысли поискать ответы). Она может быть такой:
-
Программа-схема для ориентировочного изучения новой профессии (для себя)
1. Что делают представители этой профессии:
а) в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад,
«лепта» — какая и во что);
б) особенности практической деятельности и перечень
исполнительных действий;
в) особенности познавательной деятельности и перечень
гностических действий.
2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии.
3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).
* 4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).
5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.
6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).
7. Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).
8 Каковы особенности творческости (креативности).
9. Каковы особенности саморегуляции.
10. Каковы противопоказания (медицинские, педагоги
ческие, психологические) к выбору профессий этого типа и
какие качества данная профессия развивает у человека.
Ведь даже когда вы покупаете арбуз, картошку или селедку, вы тут же проводите небольшое товароведческое исследование (не слишком ли размягший товар, не отдает
ли каким посторонним запахом и пр.). Что касается поворота на жизненном пути, выбора или смены профессии, то это факт построения судьбы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессиовед-ческое исследование? Полезно помнить, что профессия не только «требует» некоторых личных качеств, но и развивает их.
Предначертанная линия или «вееры» возможностей?
Жизнь прожить — не поле перейти
Пословица
i
Уже не раз шла речь о том, что каждый сам во многом ответственен за построение своего профессионального пути. Но часто употребляемые в тексте слова «профессиональный жизненный путь» могут невольно натолкнуть на неправильное представление о профессиональном развитии человека. А именно было бы глубоко неверным представлять жизненный путь как заранее предопределенную траекторию движения: что-то вроде полета кем-то пущенной к цели стрелы. Тут невольно по ассоциации всплывают некие как бы сами сооой разумеющиеся требования к этому пути — чем точнее, тем лучше; чем прямее, тем лучше; чем скорее, тем лучше, и уж совсем абсурдное — чем короче, тем лучше. Стоит только допустить в сознание такой обескураживающий образ, как возникает потребность как-то отстраниться от возникающей при этом абсурдной ситуации, когда целью жизни становится чуть ли не смерть; и в таком случае людям хочется представить «земную жизнь» как нечто временное и неглавное в их движении к чему-то «вышнему», «вечному», «потустороннему». Как известно, такие идеологии существуют, и они очень выгодны тем, кто хочет манипулировать, распоряжаться чужими жизнями и судьбами в своих интересах.
Представление о некоей предначертанности жизненного пути человека не соответствует действительности, хотя очень легко возникает в сознании и кажется очень правдоподобным и естественным по аналогии со всеми теми частными делами, вещами, которые производит человек. В самом деле, чтобы сшить, например, пусть кисет, надо прежде иметь, если не выкройку, то хоть разметку на заготовке, иначе может возникнуть ситуация, фиксируемая пословицей: «Шила милому кисет — вышла рукавичка». В
мире техники очень строгим является правило детальнейшей разработки проекта, прежде чем он начнет реализоваться. Особенно авторитетные, но совершенно неподходящие для нашего случая ассоциации навевает компьютерная техника — там полагается, тщательно разработав, скрупулезно, до мелочей отладить программу, прежде чем она начнет проигрываться и удивлять нас своими чудесами решения сложных задач и пр. Кажется, что вЪт это и есть идеальная модель проектирования и реализа-ции'жизненного пути: все заранее спланировать и затем реализовать (еще один вздорный вариант: думать, что в человеке каким-то роковым образом запрограммированы исходы из жизненных ситуаций, конфликтов и, таким образом, ему «на роду написано», быть ли успешным или неуспешным, принятым в обществе или отверженным и пр.). Кстати, само слово «судьба» несет в себе признаки именно такого понимания хода дел: суждено, предписано, куда ж деваться? Увы, по многим причинам этот идеал предначертанности или «запрограммированности» жизненного, в частности, профессионального пути является ложным, совершенно не соответствующим ни закономерностям развития человека, ни особенностям его психики, сознания. Особенно противоестественно, если «программировать» возьмутся одни, а удел реализации программы предоставят другим. Не увязая в критике такого варианта понимания дела, мы просто отбросим его как негодный и рассмотрим более природосообразный, как нам думается, вариант. Что касается слова «судьба» с его несколько мрачным исконным значением, то вспомним, что слова в истории могут наполняться новыми значениями, подчас далекими от исходных и совсем непохожими на них, и при этом мы продолжаем ими (словами) пользоваться: например, слово профессия восходит к латинскому profited — говорить публично, объявлять о своем занятии; я — точильщик, или я — башмачник, предлагаю свои услуги. Так-что и судьбу не будем считать чем—то лишь внешним по отношению к своим целям, действиям, активности.
Будем полагать, что развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет не просто «по возрастающей», переходящей в «нисходящую», не по «циклам», не «по спирали», а иначе — по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им некоторых возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления. При этом в связи с исключительной много-обусловленностью — нестандартностью — любых ситуа-
ций в обществе, в мире труда, профессий, и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека. Любая попытка считать вполне законченным и неприкосновенным сегодняшнее представление о будущем ( пока еще не осуществленном!) профессиональном пути не может считаться разумной и обоснованной.
Нынешнее представление о том, чего пока еще нет, есть всегда более или менее мифблогический эскиз; он полезен, нос ним нецелесообразно «намертво», «неразъемно» связывать все частные жизненные шаги и стратегии. Незыблемыми могут быть только некоторые общие принципы, правила, нормы — такие как, например, «всегда и везде служить народу»; «светить всегда, светить везде» (В. Маяковский); «чти отца и мать свою... да продлятся дни твои...», «не произноси ложного свидетельства» (Ветхий завет) и т.д. В предшествующем [тексте] были приведены некоторые общие принципы, которые рекомендуется применять, обдумывая свое завтрашнее профессиональное будущее.
1 -я ситуация 2-я ситуация з^я ситуация |
Схема [1 ]. Общее представление о соотношении возможных и реализованных вариантов шагов на профессиональном жизненном пути (пояснения в тексте) |
Из сказанного не следует, что в сознании не должно быть ясной модели жмзненного трудового пути, но она должна быть достаточно обобщенной, гибкой и не сковывающей человека на каждом шагу. Можно предложить следующий обобщенный графический вариант такой модели (см. схему
Ветвящиеся одиночные линии на схеме изображают имеющиеся (представляемые более или менее ясно) варианты возможностей целеполагания и выбора действий практически в каждой сколько-нибудь значительной жизненной си-туации, на каждом большом и малом шагу жизни. Некоторые варианты ведут в разного рода тупики развития, ситуации неуспеха или даже катастроф, некоторые имеют продолжение в мысленно обозримой перспективе. Двойная линия изображает некоторый фактически пройденный и практически намеченный, желаемый путь.
Пунктирные разрывы линий означают случаи, когда представление о будущем становится мало определенным, когда будущее трудно предвидимо. «Стрела времени» направлена слева направо.
Множество одиночных линий просто напоминает, что, как правило, те или иные жизненные ситуации, «преткновения» имеют не один, а несколько возможных исходов. Психика — ум, характер и воля — для того и существуют у человека (живая природа и социум не сохраняют надолго ненужные вещи и процессы), чтобы на каждом шагу ориентироваться, думать и чувствовать, принимать решения, делать выборы и таким образом творить свой жизненный путь.
На схеме представлены три некоторые условные ситуации (шаги, решения). Что считать ситуацией, «шагом», «решением» — дело самого действующего субъекта. Важно, что этапы жизненного пути не «привязаны» жестко к какой-то временной шкале. Профессиональный жизненный путь — творческое произведение каждого, и не надо здесь вводить слишком много общих для всех шаблонов. Ясно, что, например, стюардесса на воздушном лайнере едва ли мыслима сейчас в предпенсионном возрасте, а юрист, быть может, чем старше, тем лучше, поскольку — опытнее и компетентнее...
Существует немало возрастных периодизаций развития человека (не только в детском, но и в зрелом, и преклонном возрастах), поставленных в более или менее жесткое соответствие с хронологической шкалой. Все они поэтому более
или менее «роковые», поскольку центрируют внимание на конечности жизненного пути. А это банально — всем известно — и поэтому мало полезно. (Дотошный читатель может обратиться к следующей книге, где соответствующая информация представлена достаточно ясно и подробно: Моргун В.Ф. Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации разви--тия личности в психологии. М., изд-во МГУ. 1981. 81 с. Библ. 125 назв. на рус, и иностр. яз. на с.71-79).
Самая полезная из периодизаций, охватывающих всю жизнь человека и сопряженных с временной шкалой, пови-димому, древнекитайская, поскольку честно уходит, как нам представляется, в область оптимистического юмора: период от 40 до 50 лет там обозначен как «познание собственных заблуждений»,— до 60 лет — «последний период творческой жизни»,— до 70 лет — «желанный возраст» и от 70 — «старость» (цит по кн.: Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии. Учебное пособие для студентов. Сост. Б.М. Петров. Лиепая. Мин-во высш. и средн. спец. образования Латвии. 1972. 181 с. Библ. 169 назв. на рус.яз. на с.168-181).
Предлагаемое нами отвержение идеи предопределенности профессионального развития человека неизбежно связано, впрочем, с не для всех приятной идеей негарантированности этого развития, если предпочитать «лежать на боку» и ждать, что прогресс «стрясется» сам собою и неизбежно вынесет нас на некий столбовой путь. Гарантией прогрессивного профессионального развития является активность самого человека, сообразующаяся, в частности, с теми правилами, которые были предложены ... и к которым мы предлагаем время от времени обращаться (можно их совершенствовать и в конечном счете построить именно свою и предназначенную для себя систему проверенных жизнью правил).
Обращаясь к только что рассмотренной графической схеме, хотелось бы подвергнуть сомнению одну очень распространенную идею о том, что по мере осуществления выборов, возможности человека все сужаются и сужаются: сделал выбор, значит, во-первых, потерял то, что не выбрал и, во-вторых, вариантов дальнейшего выбора стало меньше, чем раньше. Согласно этому весьма распространенному мнению, человек, делая последовательные выборы, как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и повернуться нельзя — один выход. Но обратимся к общепонятным фактам.— Вот человек сделал выбор и стал на путь профессионального музыканта. Да, он отказался от многого, вместо чего он теперь час за часом и день за днем проводит за инструментом, работая над исполнительской техникой. И что же, выборов у него стало меньше? Да ничуть. Если он раньше мог проиграть ограниченное количество технически несложных произведений, то сейчас выбор у него стал необозримо широким — ему стало доступно то, о чем ранее не приходилось и помышлять. Значит, «воронки» никакой нет, а есть «трамплин»: по мере удачных выборов возмож-
ности человека возрастают. Еще один пример: выбрал специализацию, связанную с медницко-жестяницкими работами. Значит уже и не токарь, и не фрезеровщик. Полез 6 «воронку»? Да ничуть. Оказывается, перед человеком открылся ранее не ведомый мир новых необозримых возможностей — тонкости дробеструйной обработки и химического травления заготовок, сложные мысленные схемы ручной и механизированной правки, процедуры плоскостной и пространственной разметки заготовок, а это еще только «азы» того сложного мира, который открывается здесь человеку и который для непосвященного закрыт. И так в каждом деле. Вот почему и на приведенной выше схеме мы специально подчеркнули отсутствие обсуждаемой здесь воронкообразности процесса — в третьей ситуации возможных вариантов выбора даже больше, чем во второй и в первой.
Сделанный профессиональный выбор и приобретаемый на избранном пути опыт меняют все направление дальнейшего развития человека. Меняют, но не ограничивают, поскольку открываются ранее недоступные возможности.
Что касается идеи всестороннего развития человека как субъекта деятельности, то не следует думать, что каждый должен уметь решительно все и иметь абсолютно все ценные качества (практически это могло бы означать только одно: «все понемногу и ничего как следует»). Имея призвание к чему-то определенному и создавая некоторые материальные или духовные ценности, человек не должен быть ограничен настолько, чтобы не видеть, не воспринимать и не быть способным потреблять то, что делают, производят другие. Хорошая увлеченность своим делом, без которой невозможны высшие достижения в труде, не должна вырождаться в очумелую ограниченность. Общая профессиовед-ческая осведомленность, грамотность, культура — вот средство и шаг в сторону правильно понимаемой всесторонности (как разносторонности, как способности в принципе понять и принять трудовой вклад любого «другого», то есть каждого).
Что касается профессионального самоопределения, то фактически о нем и шла речь,выше. Здесь только важно напомнить, что любое хорошее дело можно довести до абсурда (что давно подметил народ, говоря, что заставь дурака богу молиться, он себе и тут лоб разобьет).
В античной древности говорили — «если боги намереваются погубить человека, они лишают его разума» (остальное случится с ним само собой). В наши дни можно было бы
сказать так: «чтобы погубить человека, надо заразить его идеей сепаратизма» (то есть крайностями самоопределения, желанием обособиться, автономизироваться, противопоставить себя окружающему на почве абстрактной идеи личной или групповой независимости). Природа и общество подчинены закону всеобщей связи и взаимной зависимости явлений, в соответствии с которым абсолютно независимых явлений (не зависящих ни от чего) нет и не может быть. Что касается обособленности человека как следствия его самоопределения, его независимости от других, то речь — в пределах разумного решения вопроса — может идти о некотором балансе, равновесии по параметру «зависимость/независимость». Когда я должен сосредоточиться на изготовлении своего изделия, на производстве некоего полезного продукта — будь то болт, манная каша, текст будущей страницы книги или упорядоченное движение транспорта на перекрестке улиц — мне нужно, чтобы не мешали, не отвлекали и пр. В этом смысле независимость субъекта труда — важное условие успешности его усилий. Но в этом же случае есть, более того, нужна определенная моя взаимозависимость с другими людьми. Скажем, болт я делаю для какой-то машины (в конечном счете для каких-то других людей, заказчиков), и он должен быть не «абы каким», а иметь определенный диаметр, длину, шаг резьбы и т.п.; манная каша должна иметь определенное вкусовое достоинство, качество; текст не должен быть простым бредом самовыражения, но должен возможно лучше отвечать на возникающие у читателя вопросы и т.д. Так что бесспорный факт, состоящий в том, что каждый человек живет в своем мире, следует понимать так, что этот «свой мир» должен частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей и, следовательно, миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задана профессионального самоопределения. Оговоримся, что рассуждая об общечеловеческом, люди молчаливо подразумевают не арифметическую сумму, не хаотическую груду всего, что есть вообще в людях и у людей (в этом случае сюда надо было бы привнести и явления преступного сознания, и бредовую продукцию душевнобольных, и нелепые управленческие решения, ведущие в тупики социальных, технических, экологических сдвигов). Под общечеловеческим надо понимать сгусток полезных для дальнейшего развития людей результатов их деятельности, профессионального мастерства.
f
1.3. Допрофессиональное развитиесубъекта труда и руководствопрофессиональным
самоопределением
1.3.1. Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье [1957]12
Кроме учебы и игр, значительное место в жизни подростка занимает посильный физический труд и общественная работа, значение которых для всестороннего развития детей очень велико. В посильном труде воспитываются не только полезные практические умения и навыки. Труд — незаменимое средство для воспитания настойчивости, дисциплинированности, сознания долга и ответственности. Это и понятно: ведь в труде важен результат, конец. Результата же можно добиться, лишь преодолевая трудности. Посильный труд, однако, не означает легкого, не требующего усилия труда. Только напряжение сил приводит к их укреплению и развитию.
Между тем, иногда родители, особенно те, которые сами пережили тяжелое трудовое детство, стремятся дать своим детям «счастливое» детство, детство без труда. Они говорят: «Успеет еще, наработается». Это приводит к тому, что дети оказываются неподготовленными, неприспособленными к самостоятельной трудовой жизни. Привыкнув под заботой родителей многое получать без всяких усилий, они часто и в самостоятельной жизни ищут легких путей, что ведет к нечестности, паразитизму и другим порокам. Иные родители, видя в своих детях будущих инженеров и научных работников, даже считают физический труд мало достойным делом. Поэтому не случайно, что у нас есть и дети, старающиеся уклониться от физического труда, от участия в воскреснике, от работы по уборке класса.
Наконец, физический труд — особенно на свежем воздухе,— как и спорт, полезен для физического развития и здоровья, т.к. способствует активному обмену веществ в организме, развитию крупной мускулатуры и т.д.
Подростки обычно любят физический .труд, т.к. здесь можно развить свои силы, проявить активность и инициа-
тиву. Нужно всячески поддерживать и развивать у детей уважение и любовь ко всякому труду, в том числе и физическому.
Виды труда подростков могут быть самые разнообразные, принести воды, напилить дров, расчистить снег перед домом, работать на огороде, ухаживать за животными, а в каникулы — помогать колхозу и т.п. Особенно увлекает подростков коллективный труд. В трудовом коллективе подростков легко вспыхивает соревнование, они быстро заражаются трудовым энтузиазмом. Подростки легко увлекаются общественно-полезным трудом. Так, во многих школах Казани идет сбор металлолома и макулатуры. Основная сила в этом деле — подростки. Нужно видеть, какие страстные споры, обсуждения ведутся на каждой перемене около графика, где отражаются ^успехи разных классов. Страсть соревнования, как это свойственно данному возрасту, порой заходит так далеко, что все прочие занятия, в том числе учебные, начинают страдать, и приходится несколько охлаждать трудовой задор детей.
Подростки любят трудиться совместно с взрослыми. При этом они стремятся доказать, что они могут работать ничуть не хуже старших.
Используя навыки и знания, полученные на уроках, подростки с увлечением мастерят разные предметы, внося в это дело много изобретательности и инициативы. При умелом руководстве они активно работают в юннатских кружках, на детских технических станциях.
Родители должны всячески поощрять трудовую деятельность детей. Опыт показывает, что недисциплинированный безответственный «неслух», будучи вовлечен в трудовую деятельность, очень часто становится организованным и деловитым.
В связи с этим нельзя не упомянуть о замечательном опыте работницы-комсомолки Надежды Ситдиковой из Ленинского района г. Казани. Все началось с картофелины, которая разбила ее окно.— Это был один из очередных «подвигов» ребят с 11-й союзной улицы. Девушка задумалась над вопросами воспитания детей. Она решила направить энергию подростков в хорошую сторону, постаралась заполнить их день полезными делами. Через некоторое время вместо того, чтобы бить окна, 35 ребят вместе со своей добровольной руководительницей с увлечением убирали двор, собирали металлолом, чтобы купить знамя, горн и
i
барабан, готовили концерт самодеятельности. Так возникла в домоуправлении детская площадка... Отряд все рос — вот уже 150 ребят увлечены общественно-полезной работой и веселым отдыхом. Вместе с руководительницей они ездят на Лебяжье озеро ловить рыбу, в лес — проводить военную игру, совершают экскурсии по памятным местам Казани, походы, в кино, играют в футбол и т.д. А коллектив все растет и растет...— Из этого краткого описания видно, как многого можно достигнуть при внимательном и вдумчивом подходе к подросткам.
Значительное место в жизни подростка начинает занимать работа в общественных организациях. В пионерской и комсомольской организациях подросток получает основы идейно-политического воспитания. Он выполняет общественную работу гораздо более сознательно и активно, чем младший школьник. Подросток эмоционально переживает доверие коллектива и бывает очень недоволен, когда ему не доверяют какую-либо работу. Необходимо содействовать общественной активности подростка. Бывает ведь и так, что родители выражают недовольство: «Опять моему дали поручение. Разве нет других ребят в классе!»...