В профессиях разных типов

Всяк мастер на свой лад

Пословица

Субъект в профессиях типа«Человек — живая природа»

Представители профессий этого типа умеют делать, со­здавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия су­ществования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как пред­мете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Люди, чья про­фессия связана с живой природой, создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном че­ловеку направлении, контролируют эти процессы и управ-ляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологиче­ских закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве это не просто механик-водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще слабо механизированной работы, и исполнительно-двига­тельная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками — есть от чего утомиться, ус­тать.

Но не следует недооценивать познавательной, умствен­ной стороны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменчивы, изменяют­ся по неявным и сложным законам. Поэтому важны способ­ность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблю­дать биологические объекты — будьте растения, животные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологи­ческом процессе, причем делать это своевременно, так как часто возможны необратимые изменения — заболевание,


гибель организмов, снижение удоя молока, привеса, «нагу­ла» молодняка, поражение растений вредителями и т.п.

Профессионал не только должен иметь необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области рас­тениеводства, животноводства, микробиологии, в обслужи­вающих их соответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии...)- Он должен достаточно четко различать общенаучное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое зна­ние, с другой — знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Это связано с тем, что процессы и события, с которыми сталкивается работник, сложны, поэтому нельзя следовать вполне и ча­сто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже нередко в быту стереотипу подведения частного случая под общее понятие: например, зная, что сахар рас­творяется в воде, я совершенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее; некоторые коровы, как оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требуется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общена­учное, а конкретно-полезное знание, и очень большое по объему — ничуть не уступающее иной академической ком­петенции. Кроме того, требуется знание назначения и воз­можностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к данному типу виды производства не пред­полагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А.В. Суво­рова).

Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей этого типа профессий разнообразны — от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

В некоторых случаях требуются бережные движения (в обращении с семенами, с новорожденным молодняком жи­вотных), в некоторых — многократно повторяющиеся руч­ные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительны физические нагрузки.


Наряду с наблюдательностью по отношению к проявле­ниям жизнедеятельности организмов, важно хорошее цве­товое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологическими объектами, способ­ность своевременно принимать оптимальные решения.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Важна настойчивость в достижении отсро­ченных целей.

Бережность и аккуратность в отношении к живым объ­ектам — непременное личное качество профессионала.

Работники должны любить природу, «живое» в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жиз­ни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых — к природной обстановке (истинный ботзник, флорист — тот, кого тянет в поле, лес, на луг, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустроенностью и пр).

Нестандартные ситуации — повседневная стихия в про­фессиях этого типа, что требует нестандартного мышления, творческого подхода к решению повседневных задач. Прав­да это — не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблюдателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложе­ния своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инже­нерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся очередным «аралом» или «чернобы­лем»).

При работе с живыми процессами важно умение терпе­ливо ждать, считаясь с естественным их темпом (культиви­руемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биологических систем должна в определен­ных случаях сопровождаться разумными — природосооб-разными — ограничениями; разумеется, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих ско­ростных достижений).

Противопоказаниями часто оказываются слабое здо­ровье, недостаточное физическое развитие, физические не­достатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьез­ные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «живому».


Субъект в профессиях типа «Человек — техника»

Представители профессий этого типа производят (уча­ствуют в производстве) вещественные продукты труда, ви­ды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий — самый многочисленный и по видимым эф­фектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромные сооружения, машины, транспортные средства, а также и омертвевшие реки, водоемы и целые регионы, где просто нельзя стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях дан­ного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятель­ности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.

Исполнительно-двигательная активность работника на­иболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом высоком уровне раз­вития техники ее нужно будет монтировать, собирать, на­лаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит — «прилагать руки». Прежде чем появится за­мысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизированных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручного труда и поголовном распространении «кнопкона-жимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с че­ловека постепенно снимаются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое — ценность вечная, оно всегда отличало и отлича­ет человека от животного.

Но обратимся к незримой, незаметной для стороннего наблюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимаю­щую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа: в одних случа!ях требу­ется тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда (сборщики электронных приборов, тка-


чихи), в других — надо на слух оценивать работу оборудо­вания (мастер-диагност сельскохозяйственной техники и др.), в третьих — обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приго­товления продуктов питания); тонкие мышечные ощуще­ния и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сбор­ки, наладки точных приборов; органы равновесия, о кото­рых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (монтажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве

и др.). " .

Существует распространенный предрассудок, что неко­торые виды труда являются, так сказать, «сензомоторны-ми» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В лю­бом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высоко автоматизированного труда обязательно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, усилия мысли, принятия тех или иных решений.

Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Совсем хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа» — быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.

Важно ясно мысленно представлять не только устройст­во и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и процессы рабочего взаимодействия, движения их со­ставляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проекти­рование техники требует хорошего развития пространст­венного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.

Профессионал должен иметь кругозор в области естест­венных наук и прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического зна­ния. Особенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их пре­образования; важно досконально знать устройство и функ­ции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится знать много строгих правил и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.

* •


Среди требований к качеству исполнительно-двигатель­ных проявлений нужно указать такие, как точность и быс­трота движений, хорошая координация и обдуманность действий, наличие многообразных двигательных навыков..

Самое главное в области познавательных процессов — это повышенные требования к вниманию, его сосредоточе­нию, распределению , переключению; как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности (разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека — производственная среда в большин­стве случаев спроектирована и построена так, что ориенти­рована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незря­чего оператора и т.д. Однако эти важные вопросы мы здесь оставляем.в стороне — они требуют отдельного обсужде­ния).

Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важ­но хорошее понимание принципов работы, функциониро­вания машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать опти­мальные решения в короткие сроки.

Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не про­сто понимание) ответственности, поскольку человек на ра­бочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами»-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.

Важны деловитость, способность самостоятельно рабо­тать иногда при ограниченных контактах с коллегами, ак­куратность и добросовестность.

Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям — свет тепло, облегчает жиз­необеспечение и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые — к управлению «могучей» техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях — на высоте, под водой и т.д. Иному очень инте­ресно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудова­ния,


5. Е.А. Климов



Техника — дело рукотворное. Здесь есть много возмож­ностей проявить находчивость, интеллектуальную иници­ативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант.

При работе с техникой требуется дисциплинирован­ность, предельная собранность, осторожность, решитель­ность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.

Техника не прощает легкомысленного обращения с со­бой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении подъем­но-транспортными, транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в оди­ночку, хотя и «рядом» с другими, как монтаж электроваку­умных приборов, сборка электронных приборов и микросхем и т.п.).

Во многих профессиях" этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника/мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых видах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин — в каждом случае надо спе­циально справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).

Субъект в профессиях типа «Человек — человек»

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам со­образно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно—двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без

i


речедвигательных навыков: говорить профессионально на­до также учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом). Далее, это выразительные движе­ния (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразитель­ные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматри­ваемого типа (медицинских) предъявляются особые и вы­сокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии станут излишними).

. Особенности познавательной деятельности представи­телей профессий этого типа во многом определяются чудог вищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципи­альной нечеткостью границ, разделяющих социальные яв­ления. Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «прослушивает участников предстоя­щего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это в свою очередь предполагает знание каких-то критериев, то есть таинственных «арши-нов» для измерения всех этих разнообразных художествен­ных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек — художествен­ный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инс­пектор ГАИ (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но по сути она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением пра­вил дорожного движения. Но ведь это предполагает множе­ство «пунктов», включающих не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, желез­нодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспек­тора естественным образом простирается и в область про­фессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника...

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать стороннего человека, понимать имен-

5' 131


но его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы прешло в голову в его положении.

Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних — дол­жен иметь немалый кругозор в области гуманитарного зна­ния. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку со­циальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «веч­ными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конк­ретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию под­ростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор милиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей во­обще и характерных методах хозяйственных преступлений вообще, но досконально разобраться в неповторимой и кон­кретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различе­ние общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще^реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руковод­ствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «об­щенаучных», «общетехнических» стереотипов мышлениях явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может. А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок; в наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всег­да плохо.


Среди требований к качеству исполнительно-двигатель­ных проявлений на первом месте стоят требования не толь­ко к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно поня­тым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют раз­ные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация как в классическом диалоге пастора и преступника: «Поче­му вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель — из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).

Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно — не остро­та зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направ­ленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать дру­гому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особен­ность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организа­тора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту — от инспектора уголовного розы­ска до хирурга.

Важны наблюдательность именно по отношению к пове­дению, проявлениям душевной деятельности человека, от­зывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятель­ная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациен-


*



тов, подопечных разного рода), терпение и снисходитель­ность к различным нестандартным проявлениям поведе­ния, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится

на чудаках — это надо твердо помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в правиль­ности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы трудящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации это — нормальная стихия соц­иума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостоя­ний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а воображение для ко­торого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимение лучшего термина тропономическим (от др. греч. «тропос» — поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда воз­никает в результате творческого поиска (далее не удивляй­тесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спо­койном течении жизни. Инспектор милиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — дол­жен, как говорится, сам себе найти работу, а именно в результате творческого анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), должен еще выявить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рассматри­ваемого типа профессий таковы. — Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «итти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаи­мопонимание с "окружающими. Необходимы огромная вы-


держка, способность «не выходить из себя». Требуется уме­ние строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем, в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее — истинный врач помчится по сроч­ному вызову к тяжело больному, даже если этот вызов за­станет его в гостях или в театре. Подобное же случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками милиции. Нужно со­четание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкну­тость, погруженность в себя, необщительность, выражен­ные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к че­ловеку — интереса «просто так».

Субъект в профессиях типа «Человек — знаковая система»

Представители профессий этого типа умеют хорошо ори­ентироваться, разбираться в условных обозначениях, язы­ковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах; они создают и перерабатывают тек­сты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги ка­ких-либо объектов, чертежи, карты. Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть множест­во документов, следить за их прохождением, правильно Что есть в соответствии с принятыми — и обычно строгими — правилами) их хранить и направлять нужным лицам. Ин­женер службы научно-технической информации должен, например, найти и просмотреть большое количество публи­каций по определенной теме, «сжав» содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор, на ос­новании которого разработчики техники, конструкторы могли бы решить, нужно ли им обращаться к некоторым из • названных публикаций и каким именно. Программист для ЭВМ, переосмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает систему команд машине, которая может приве-' сти к решению этой задачи и т.п.


Современная цивилизация пропитана знаково-симво-лической информацией, и есть люди, которые всем этим очень интересуются и много здесь понимают.

Исполнительно-двигательная сторона активности чело­века здесь обычно сильно свернута и мало «впечатляет»: ну, нажимает он кнопки, ну, «чиркает» что-то на бумажках, временами «бросает в корзину», «смотрит в пустоту» и пр. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гности­ческих действий. Вот перед нами корректор типографии: он сличает, сверяет оттиск набранной рукописи с издатель­ским оригиналом; это может быть и объемистый том, и пригласительный билет, и страница математического или музыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в геологической экспедиции, принимая шифрованную информацию, улавливает ритм передачи, узнает «почерк» передающего и это помогает выделить полезный сигнал из неизбежного шума. Чертежник-картограф может даже хоть лежать на листе бумаги, но при этом мысль его где-то далеко на местности: он принимает в расчет множество правил и сведений, на основании которых рождается топо­графическая карта, например, крупного лесохозяйственно-го предприятия. . Профессионал ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, бе­зупречная грамотность, знание основных иностранных ал­фавитов. Нужно знать много строгих правил, систем правил (например, в одном случае правила полиграфического ис­полнения изданий, в другом — правила учета и контроля хозяйственных документов, в третьем — правила построе­ния языка программирования для ЭВМ и т.д.).

Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук (это важно для работы на клавишных машинах — наборных, вычисли­тельных), хороший четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для библиографа это большая добро­детель: ему приходится писать много, быстро и без ошибок, строго соблюдая принятые условности,,сокращения).

Работнику, занятому в области тех или иных «информа­ционных технологий» (занятому вопросами распознания, преобразования, порождения информации, выраженной в знаках, символах) нужны вдумчивость и систематичность в работе, хорошее сосредоточение внимания на знаковом0


именно материале, способность воспринимать и удержи­вать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. Важны аналитичность и критичность в восприя­тии знакового материала — корректор, например, воспри­нимает на типографском оттиске не только каждое слово, но и каждую букву отдельно (а вдруг у нее слабый оттиск — «очко стерлось»; тогда надо заменить печатный эле­мент...) . В памяти приходится хранить многочисленные ин­струкции, правила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек помнит много скучных для кого-то «от-дельностей». Нет. Нужно иметь в виду связные, системно организованные и хорошо упорядоченные в голове блоки («связки», «гештальты») образов памяти (это — «об офор­млении документов», это — «о правилах хранения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памяти на словесно—логический материал работа в этой области немыслима.

Требуются эмоциональная устойчивость и чувство сло­ва, контекста.

Важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, особое — уважительное — отношение к приня­тым правилам (понятно, чтобы уважительно относиться к правилам, надо хорошо, надежно их «держать в уме» — так, как будто это вещи в руках; и это важная способность)

Часто и даже обычно представители профессий данного типа — это любители книги и чтения, бескорыстно склон­ные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разыска­ниям чего-то пока не ясного или не известного: решатели «кроссвордов». Внешнее же однообразие работы такого че1 ловека не только не пугает, но даже несколько привлекает.

Особенности творческости (креативности) представите­лей этого типа профессий в том, что находчивость, изобре­тательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелищ-ности, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда ситуация не­стандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встре­чаются в работе: вот, казалось бы, совсем «нетворческая» работа сортировщицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело достав­ляет сюрпризы — Ьдноименныс или близкие по наименова­нию населенные пункты («Сосновка» и т.п.) есть в разных регионах страны, а отправители писем иногда еще и недо­писывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки


 



письменной форме слова — «Яльчик» может превратиться r «Нальчик», а «Вятские Поляны» — в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправлению — это есть отно­шение к человеку, и добросовестный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусам». Что касается работы программиста или экономиста-математи­ка, то творческие включения здесь едва ли нуждаются в пояснениях.

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что очень важна способность сосредото­ченно работать в условиях внешних помех, от которых пол­ностью избавиться невозможно; важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих ум­ственных действий; важны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым прави­лам действия.

Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый.

Субъект в профессиях типа «Человек — художественный образ»

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непос­редственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть гравировка на стальном валу тканепечатной машины, вы­полненная по-рисунку художника; это могут быть восста­новленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях); это может быть «одна тысяча первое» ис­полнение фортепьянного концерта П.И. Чайковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя; это может быть первое и единственное в своем роде скульптурное выраже­ние идеи торжества труда, знания.

Чтобы обозначенная выше задача могла быть решена, требуется много тонкой, кропотливой работы и над предме­том труда, и над собой. За видимыми исполнительно-дви­гательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и


фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, «реакцию» зритель­ного зала... И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности профессиона­ла*

. Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как «свой», обретенный немалыми усилиями «багаж» очень разнообразных знаний — какнаучных,такичистопрактических.Этои всесторон­нее знание предметной области (мира красок, форм, зву­ков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества..

Часто требуются мелкие точные, хорошо координиро­ванные, иногда — быстрые движения.

Работнику изобразительного искусства требуется разви­тое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слу­ховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер мысленно представляет себе такую сложную систему как личность изображаемого героя, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет (та­кого рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; всякий раз в этом надо конкретно разбираться).

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограни­ченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть ус­воены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство,* чувство кра­сивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитек­тура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт — уважительное отноше­ние к состоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бет­ховена исполнять как фокстрот... (технически это, конечно, достижимо, но недопустимо — «можно, но нель­зя» по соображениям того самого такта); точно так же нель­зя, например, подмалевывать на свой вкус утраченные

• 139


места из картины старого мастера (надо либо глубоко про­никнуться духом и стилем соответствующей эпохи, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представите­лей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Важно заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисцип­лина — тоже важные признаки профессионала.

Часто говорят о явлении самовыражения художника. Де­ло в том, что факт самовыражения свойственен любому мало-мальски активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи , младенец начинает «гу­лить», «лепетать», а после и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в.игре, подросток — во взаимоотношени­ях с окружающими и так далее. Так что не следует полагать, что самовыражение — непременный признак художест­венного склада психики. Часто идею самовыражения ис­пользуют, чтобы прикрыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на дтой основе противопоставить себя другим, — «отличиться». Каждому с определенного возра­ста (примерно дошкольного) свойственна потребность от­личиться от других. Она особенно обостряется в подростковом возрасте, а затем несколько умеривается в результате понимания того, что каждый человек в своем роде значителен. Все дело в том, что отличаться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые предполагают всего лишь разнузданную истерическую де­монстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чув­ство подаренной людям красоты поддерживает взыскатель­ное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» — там впечат­ляюще выражены очень значительные идеи о всяком худо­жественном труде.


Особенности творческости (креативности) представите­лей этого типа профессий, в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хоро­шее, а изменить. Особенно ценится неповторимое, единст­венное в своем роде, уникальное, нестандартное. "

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты твор­чества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел на­выками и приемами кропотливого труда (скажем, музы­кант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения много­численными упражнениями, то есть когда ему не надо ду­мать, «попадет» ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента).

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что надо уметь подчинять авторские ам­биции общим целям (например, художник-конструктор промышленной продукции работает в составе группы раз­работчиков — здесь и экономисты, и инженеры-конструк­торы, и, возможно, физиологи, психологи; ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна). При всей творческости, нужна исполнительская четкость и са­модисциплина (не можешь очень хорошо, сделай, как смо­жешь, но в срок и т.п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного — важные добро­детели сколько угодно творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигатель­ному аппарату, немалые нервные нагрузки.

Разумеется выше были приведены очень обобщенные, типовые, как говорят, характеристики субъекта в разных типах профессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части ему и противоречит: это все равно что костюм усред­ненного размера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще


ожидать от него улыбку удовольствия. Вот почему совер­шенно необходимо провести самостоятельное изучение ча­стного случая — какой-то интересующей вас профессии. Для этого нужна некоторая схема-программа (перечень вопросов, на которые надо самостоятельным усилием мыс­ли поискать ответы). Она может быть такой:

-

Программа-схема для ориентировочного изучения новой профессии (для себя)

1. Что делают представители этой профессии:

а) в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад,
«лепта» — какая и во что);

б) особенности практической деятельности и перечень
исполнительных действий;

в) особенности познавательной деятельности и перечень
гностических действий.

2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии.

3. Каковы особенности и качества исполнительно-дви­гательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет зна­чение).

* 4. Каковы особенности и качества познавательных про­цессов (внимание, ощущения, восприятия, память, вообра­жение, мышление — их виды и свойства).

5. Каковы особенности содержания и динамики эмоцио­нально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6. Каковы особенности отношений личности (к окружа­ющему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).

7. Каковы особенности направленности личности, систе­мы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

8 Каковы особенности творческости (креативности).

9. Каковы особенности саморегуляции.

10. Каковы противопоказания (медицинские, педагоги­
ческие, психологические) к выбору профессий этого типа и
какие качества данная профессия развивает у человека.

Ведь даже когда вы покупаете арбуз, картошку или се­ледку, вы тут же проводите небольшое товароведческое исследование (не слишком ли размягший товар, не отдает


ли каким посторонним запахом и пр.). Что касается пово­рота на жизненном пути, выбора или смены профессии, то это факт построения судьбы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессиовед-ческое исследование? Полезно помнить, что профессия не только «требует» некоторых личных качеств, но и развива­ет их.

Предначертанная линия или «вееры» возможностей?

Жизнь прожить — не поле перейти

Пословица

i

Уже не раз шла речь о том, что каждый сам во многом ответственен за построение своего профессионального пу­ти. Но часто употребляемые в тексте слова «профессиональ­ный жизненный путь» могут невольно натолкнуть на неправильное представление о профессиональном разви­тии человека. А именно было бы глубоко неверным пред­ставлять жизненный путь как заранее предопределенную траекторию движения: что-то вроде полета кем-то пущен­ной к цели стрелы. Тут невольно по ассоциации всплывают некие как бы сами сооой разумеющиеся требования к этому пути — чем точнее, тем лучше; чем прямее, тем лучше; чем скорее, тем лучше, и уж совсем абсурдное — чем короче, тем лучше. Стоит только допустить в сознание такой обе­скураживающий образ, как возникает потребность как-то отстраниться от возникающей при этом абсурдной ситуа­ции, когда целью жизни становится чуть ли не смерть; и в таком случае людям хочется представить «земную жизнь» как нечто временное и неглавное в их движении к чему-то «вышнему», «вечному», «потустороннему». Как известно, такие идеологии существуют, и они очень выгодны тем, кто хочет манипулировать, распоряжаться чужими жизнями и судьбами в своих интересах.

Представление о некоей предначертанности жизненного пути человека не соответствует действительности, хотя очень легко возникает в сознании и кажется очень правдо­подобным и естественным по аналогии со всеми теми част­ными делами, вещами, которые производит человек. В самом деле, чтобы сшить, например, пусть кисет, надо прежде иметь, если не выкройку, то хоть разметку на заго­товке, иначе может возникнуть ситуация, фиксируемая по­словицей: «Шила милому кисет — вышла рукавичка». В


мире техники очень строгим является правило детальней­шей разработки проекта, прежде чем он начнет реализо­ваться. Особенно авторитетные, но совершенно неподходящие для нашего случая ассоциации навевает компьютерная техника — там полагается, тщательно раз­работав, скрупулезно, до мелочей отладить программу, прежде чем она начнет проигрываться и удивлять нас сво­ими чудесами решения сложных задач и пр. Кажется, что вЪт это и есть идеальная модель проектирования и реализа-ции'жизненного пути: все заранее спланировать и затем реализовать (еще один вздорный вариант: думать, что в человеке каким-то роковым образом запрограммированы исходы из жизненных ситуаций, конфликтов и, таким об­разом, ему «на роду написано», быть ли успешным или неуспешным, принятым в обществе или отверженным и пр.). Кстати, само слово «судьба» несет в себе признаки именно такого понимания хода дел: суждено, предписано, куда ж деваться? Увы, по многим причинам этот идеал предначертанности или «запрограммированности» жизнен­ного, в частности, профессионального пути является лож­ным, совершенно не соответствующим ни закономерностям развития человека, ни особенностям его психики, сознания. Особенно противоестественно, если «программировать» возьмутся одни, а удел реализации программы предоставят другим. Не увязая в критике такого варианта понимания дела, мы просто отбросим его как негодный и рассмотрим более природосообразный, как нам думается, вариант. Что касается слова «судьба» с его несколько мрачным исконным значением, то вспомним, что слова в истории могут напол­няться новыми значениями, подчас далекими от исходных и совсем непохожими на них, и при этом мы продолжаем ими (словами) пользоваться: например, слово профессия восходит к латинскому profited — говорить публично, объ­являть о своем занятии; я — точильщик, или я — башмач­ник, предлагаю свои услуги. Так-что и судьбу не будем считать чем—то лишь внешним по отношению к своим це­лям, действиям, активности.

Будем полагать, что развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет не просто «по возра­стающей», переходящей в «нисходящую», не по «циклам», не «по спирали», а иначе — по пути пошагового возникно­вения и даже преднамеренного создания им некоторых воз­можностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления. При этом в связи с исключительной много-обусловленностью — нестандартностью — любых ситуа-


ций в обществе, в мире труда, профессий, и высоким уров­нем неопределенности возможных исходов из нестандарт­ных ситуаций принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека. Любая попытка считать вполне законченным и неприкос­новенным сегодняшнее представление о будущем ( пока еще не осуществленном!) профессиональном пути не может считаться разумной и обоснованной.

Нынешнее представление о том, чего пока еще нет, есть всегда более или менее мифблогический эскиз; он полезен, нос ним нецелесообразно «намертво», «неразъемно» связы­вать все частные жизненные шаги и стратегии. Незыблемы­ми могут быть только некоторые общие принципы, правила, нормы — такие как, например, «всегда и везде служить народу»; «светить всегда, светить везде» (В. Маяковский); «чти отца и мать свою... да продлятся дни твои...», «не произноси ложного свидетельства» (Ветхий завет) и т.д. В предшествующем [тексте] были приведены некоторые об­щие принципы, которые рекомендуется применять, обду­мывая свое завтрашнее профессиональное будущее.


1 -я ситуация 2-я ситуация з^я ситуация

Схема [1 ]. Общее представление о соотношении возможных и реализованных вариантов шагов на профессиональном жизненном пути (пояснения в тексте)


Из сказанного не следует, что в сознании не должно быть ясной модели жмзненного трудового пути, но она должна быть достаточно обобщенной, гибкой и не сковывающей человека на каждом шагу. Можно предложить следующий обобщенный графический вариант такой модели (см. схему


Ветвящиеся одиночные линии на схеме изображают име­ющиеся (представляемые более или менее ясно) варианты возможностей целеполагания и выбора действий практиче­ски в каждой сколько-нибудь значительной жизненной си-туации, на каждом большом и малом шагу жизни. Некоторые варианты ведут в разного рода тупики развития, ситуации неуспеха или даже катастроф, некоторые имеют продолжение в мысленно обозримой перспективе. Двойная линия изображает некоторый фактически пройденный и практически намеченный, желаемый путь.

Пунктирные разрывы линий означают случаи, когда представление о будущем становится мало определенным, когда будущее трудно предвидимо. «Стрела времени» на­правлена слева направо.

Множество одиночных линий просто напоминает, что, как правило, те или иные жизненные ситуации, «преткно­вения» имеют не один, а несколько возможных исходов. Психика — ум, характер и воля — для того и существуют у человека (живая природа и социум не сохраняют надолго ненужные вещи и процессы), чтобы на каждом шагу ориен­тироваться, думать и чувствовать, принимать решения, де­лать выборы и таким образом творить свой жизненный путь.

На схеме представлены три некоторые условные ситуа­ции (шаги, решения). Что считать ситуацией, «шагом», «решением» — дело самого действующего субъекта. Важ­но, что этапы жизненного пути не «привязаны» жестко к какой-то временной шкале. Профессиональный жизнен­ный путь — творческое произведение каждого, и не надо здесь вводить слишком много общих для всех шаблонов. Ясно, что, например, стюардесса на воздушном лайнере едва ли мыслима сейчас в предпенсионном возрасте, а юрист, быть может, чем старше, тем лучше, поскольку — опытнее и компетентнее...

Существует немало возрастных периодизаций развития человека (не только в детском, но и в зрелом, и преклонном возрастах), поставленных в более или менее жесткое соот­ветствие с хронологической шкалой. Все они поэтому более

или менее «роковые», поскольку центрируют внимание на конечности жизненного пути. А это банально — всем изве­стно — и поэтому мало полезно. (Дотошный читатель мо­жет обратиться к следующей книге, где соответствующая информация представлена достаточно ясно и подробно: Моргун В.Ф. Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации разви--тия личности в психологии. М., изд-во МГУ. 1981. 81 с. Библ. 125 назв. на рус, и иностр. яз. на с.71-79).


Самая полезная из периодизаций, охватывающих всю жизнь человека и сопряженных с временной шкалой, пови-димому, древнекитайская, поскольку честно уходит, как нам представляется, в область оптимистического юмора: период от 40 до 50 лет там обозначен как «познание собст­венных заблуждений»,— до 60 лет — «последний период творческой жизни»,— до 70 лет — «желанный возраст» и от 70 — «старость» (цит по кн.: Краткий словарь по педагоги­ческой и возрастной психологии. Учебное пособие для сту­дентов. Сост. Б.М. Петров. Лиепая. Мин-во высш. и средн. спец. образования Латвии. 1972. 181 с. Библ. 169 назв. на рус.яз. на с.168-181).

Предлагаемое нами отвержение идеи предопределенно­сти профессионального развития человека неизбежно свя­зано, впрочем, с не для всех приятной идеей негарантированности этого развития, если предпочитать «лежать на боку» и ждать, что прогресс «стрясется» сам собою и неизбежно вынесет нас на некий столбовой путь. Гарантией прогрессивного профессионального развития яв­ляется активность самого человека, сообразующаяся, в ча­стности, с теми правилами, которые были предложены ... и к которым мы предлагаем время от времени обращаться (можно их совершенствовать и в конечном счете построить именно свою и предназначенную для себя систему прове­ренных жизнью правил).

Обращаясь к только что рассмотренной графической схе­ме, хотелось бы подвергнуть сомнению одну очень распро­страненную идею о том, что по мере осуществления выборов, возможности человека все сужаются и сужаются: сделал выбор, значит, во-первых, потерял то, что не выбрал и, во-вторых, вариантов дальнейшего выбора стало мень­ше, чем раньше. Согласно этому весьма распространенному мнению, человек, делая последовательные выборы, как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и повернуться нельзя — один выход. Но обратимся к общепонятным фак­там.— Вот человек сделал выбор и стал на путь профессио­нального музыканта. Да, он отказался от многого, вместо чего он теперь час за часом и день за днем проводит за инструментом, работая над исполнительской техникой. И что же, выборов у него стало меньше? Да ничуть. Если он раньше мог проиграть ограниченное количество техниче­ски несложных произведений, то сейчас выбор у него стал необозримо широким — ему стало доступно то, о чем ранее не приходилось и помышлять. Значит, «воронки» никакой нет, а есть «трамплин»: по мере удачных выборов возмож-


ности человека возрастают. Еще один пример: выбрал спе­циализацию, связанную с медницко-жестяницкими рабо­тами. Значит уже и не токарь, и не фрезеровщик. Полез 6 «воронку»? Да ничуть. Оказывается, перед человеком от­крылся ранее не ведомый мир новых необозримых возмож­ностей — тонкости дробеструйной обработки и химического травления заготовок, сложные мысленные схемы ручной и механизированной правки, процедуры пло­скостной и пространственной разметки заготовок, а это еще только «азы» того сложного мира, который открывается здесь человеку и который для непосвященного закрыт. И так в каждом деле. Вот почему и на приведенной выше схеме мы специально подчеркнули отсутствие обсуждаемой здесь воронкообразности процесса — в третьей ситуации воз­можных вариантов выбора даже больше, чем во второй и в первой.

Сделанный профессиональный выбор и приобретаемый на избранном пути опыт меняют все направление дальней­шего развития человека. Меняют, но не ограничивают, по­скольку открываются ранее недоступные возможности.

Что касается идеи всестороннего развития человека как субъекта деятельности, то не следует думать, что каждый должен уметь решительно все и иметь абсолютно все цен­ные качества (практически это могло бы означать только одно: «все понемногу и ничего как следует»). Имея призва­ние к чему-то определенному и создавая некоторые мате­риальные или духовные ценности, человек не должен быть ограничен настолько, чтобы не видеть, не воспринимать и не быть способным потреблять то, что делают, производят другие. Хорошая увлеченность своим делом, без которой невозможны высшие достижения в труде, не должна вырож­даться в очумелую ограниченность. Общая профессиовед-ческая осведомленность, грамотность, культура — вот средство и шаг в сторону правильно понимаемой всесторон­ности (как разносторонности, как способности в принципе понять и принять трудовой вклад любого «другого», то есть каждого).

Что касается профессионального самоопределения, то фактически о нем и шла речь,выше. Здесь только важно напомнить, что любое хорошее дело можно довести до аб­сурда (что давно подметил народ, говоря, что заставь дура­ка богу молиться, он себе и тут лоб разобьет).

В античной древности говорили — «если боги намерева­ются погубить человека, они лишают его разума» (осталь­ное случится с ним само собой). В наши дни можно было бы


сказать так: «чтобы погубить человека, надо заразить его идеей сепаратизма» (то есть крайностями самоопределе­ния, желанием обособиться, автономизироваться, противо­поставить себя окружающему на почве абстрактной идеи личной или групповой независимости). Природа и общество подчинены закону всеобщей связи и взаимной зависимости явлений, в соответствии с которым абсолютно независимых явлений (не зависящих ни от чего) нет и не может быть. Что касается обособленности человека как следствия его само­определения, его независимости от других, то речь — в пре­делах разумного решения вопроса — может идти о некотором балансе, равновесии по параметру «зависи­мость/независимость». Когда я должен сосредоточиться на изготовлении своего изделия, на производстве некоего по­лезного продукта — будь то болт, манная каша, текст бу­дущей страницы книги или упорядоченное движение транспорта на перекрестке улиц — мне нужно, чтобы не мешали, не отвлекали и пр. В этом смысле независимость субъекта труда — важное условие успешности его усилий. Но в этом же случае есть, более того, нужна определенная моя взаимозависимость с другими людьми. Скажем, болт я делаю для какой-то машины (в конечном счете для каких-то других людей, заказчиков), и он должен быть не «абы каким», а иметь определенный диаметр, длину, шаг резьбы и т.п.; манная каша должна иметь определенное вкусовое достоинство, качество; текст не должен быть простым бре­дом самовыражения, но должен возможно лучше отвечать на возникающие у читателя вопросы и т.д. Так что бесспор­ный факт, состоящий в том, что каждый человек живет в своем мире, следует понимать так, что этот «свой мир» должен частично совпадать, иметь черты сходства, общно­сти с мирами других людей и, следовательно, миром куль­туры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общече­ловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задана профессионального самоопределения. Оговоримся, что рассуждая об общечеловеческом, люди молчаливо под­разумевают не арифметическую сумму, не хаотическую груду всего, что есть вообще в людях и у людей (в этом случае сюда надо было бы привнести и явления преступного сознания, и бредовую продукцию душевнобольных, и неле­пые управленческие решения, ведущие в тупики социаль­ных, технических, экологических сдвигов). Под общечеловеческим надо понимать сгусток полезных для дальнейшего развития людей результатов их деятельности, профессионального мастерства.

f


1.3. Допрофессиональное развитиесубъекта труда и руководствопрофессиональным

самоопределением

1.3.1. Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье [1957]12

Кроме учебы и игр, значительное место в жизни подро­стка занимает посильный физический труд и общественная работа, значение которых для всестороннего развития де­тей очень велико. В посильном труде воспитываются не только полезные практические умения и навыки. Труд — незаменимое средство для воспитания настойчивости, дис­циплинированности, сознания долга и ответственности. Это и понятно: ведь в труде важен результат, конец. Резуль­тата же можно добиться, лишь преодолевая трудности. По­сильный труд, однако, не означает легкого, не требующего усилия труда. Только напряжение сил приводит к их укреп­лению и развитию.

Между тем, иногда родители, особенно те, которые сами пережили тяжелое трудовое детство, стремятся дать своим детям «счастливое» детство, детство без труда. Они говорят: «Успеет еще, наработается». Это приводит к тому, что дети оказываются неподготовленными, неприспособленными к самостоятельной трудовой жизни. Привыкнув под заботой родителей многое получать без всяких усилий, они часто и в самостоятельной жизни ищут легких путей, что ведет к нечестности, паразитизму и другим порокам. Иные родите­ли, видя в своих детях будущих инженеров и научных ра­ботников, даже считают физический труд мало достойным делом. Поэтому не случайно, что у нас есть и дети, стараю­щиеся уклониться от физического труда, от участия в вос­креснике, от работы по уборке класса.

Наконец, физический труд — особенно на свежем воз­духе,— как и спорт, полезен для физического развития и здоровья, т.к. способствует активному обмену веществ в организме, развитию крупной мускулатуры и т.д.

Подростки обычно любят физический .труд, т.к. здесь можно развить свои силы, проявить активность и инициа-


тиву. Нужно всячески поддерживать и развивать у детей уважение и любовь ко всякому труду, в том числе и физи­ческому.

Виды труда подростков могут быть самые разнообраз­ные, принести воды, напилить дров, расчистить снег перед домом, работать на огороде, ухаживать за животными, а в каникулы — помогать колхозу и т.п. Особенно увлекает подростков коллективный труд. В трудовом коллективе подростков легко вспыхивает соревнование, они быстро за­ражаются трудовым энтузиазмом. Подростки легко увлека­ются общественно-полезным трудом. Так, во многих школах Казани идет сбор металлолома и макулатуры. Ос­новная сила в этом деле — подростки. Нужно видеть, какие страстные споры, обсуждения ведутся на каждой перемене около графика, где отражаются ^успехи разных классов. Страсть соревнования, как это свойственно данному возра­сту, порой заходит так далеко, что все прочие занятия, в том числе учебные, начинают страдать, и приходится не­сколько охлаждать трудовой задор детей.

Подростки любят трудиться совместно с взрослыми. При этом они стремятся доказать, что они могут работать ничуть не хуже старших.

Используя навыки и знания, полученные на уроках, под­ростки с увлечением мастерят разные предметы, внося в это дело много изобретательности и инициативы. При умелом руководстве они активно работают в юннатских кружках, на детских технических станциях.

Родители должны всячески поощрять трудовую деятель­ность детей. Опыт показывает, что недисциплинированный безответственный «неслух», будучи вовлечен в трудовую деятельность, очень часто становится организованным и деловитым.

В связи с этим нельзя не упомянуть о замечательном опыте работницы-комсомолки Надежды Ситдиковой из Ле­нинского района г. Казани. Все началось с картофелины, которая разбила ее окно.— Это был один из очередных «по­двигов» ребят с 11-й союзной улицы. Девушка задумалась над вопросами воспитания детей. Она решила направить энергию подростков в хорошую сторону, постаралась за­полнить их день полезными делами. Через некоторое время вместо того, чтобы бить окна, 35 ребят вместе со своей добровольной руководительницей с увлечением убирали двор, собирали металлолом, чтобы купить знамя, горн и

i


барабан, готовили концерт самодеятельности. Так возник­ла в домоуправлении детская площадка... Отряд все рос — вот уже 150 ребят увлечены общественно-полезной работой и веселым отдыхом. Вместе с руководительницей они ездят на Лебяжье озеро ловить рыбу, в лес — проводить военную игру, совершают экскурсии по памятным местам Казани, походы, в кино, играют в футбол и т.д. А коллектив все растет и растет...— Из этого краткого описания видно, как многого можно достигнуть при внимательном и вдумчивом подходе к подросткам.

Значительное место в жизни подростка начинает зани­мать работа в общественных организациях. В пионерской и комсомольской организациях подросток получает основы идейно-политического воспитания. Он выполняет обще­ственную работу гораздо более сознательно и активно, чем младший школьник. Подросток эмоционально переживает доверие коллектива и бывает очень недоволен, когда ему не доверяют какую-либо работу. Необходимо содействовать общественной активности подростка. Бывает ведь и так, что родители выражают недовольство: «Опять моему дали по­ручение. Разве нет других ребят в классе!»...