II. Практические задания.

 

1. По страницам учебников (Гудзик И. Ф., Гурская В. В. Русский язык. 3 класс. – К.: Освіта, 2004; Гудзик И. Ф. Русский язык. 4 класс. – К.: Освіта, 2004.) установите и запишите орфоэпический материал, с которым вы будете знакомить учеников.

 

2. В речи учащихся вы заметили такие ошибки:

1) наличие оканья: вода, молоко, облако, окно;

2) смешивание I и I и I ы I: вышня, риба;

3) отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова: гри I б I , гла I з I;

4) мягкое произношение звука I ц I : пале I ц I , бое I ц I ;

5) произношение I хв I , I х I вместо Iф I: I х I рукты, I хв I артук.

- Каковы причины данных ошибок?

- Укажите, с помощью каких упражнений можно их устранить?

 

3. Изучение русского языка в школе с украинским языком обучения нужно проводить с учетом транспозиции и интерференции.

- Покажите на примере одной из тем, как вы будете изучать русскую орфоэпию с учетом межъязыкового переноса.

 

4. Подберите занимательный дидактический материал для усвоения произношения трудных звуков русского языка.

 

5. Составьте таблицу- схему « Произносите правильно» или « Не ошибайтесь в ударении».

 

Теоретический материал к самостоятельной работе по теме «Формирование орфоэпических умений и навыков у младших школьников».

Основное содержание орфоэпической работы на уроках русского языка - развитие умений слушать слова, узнавать в них орфоэпические места;

- проведение звукового анализа, выделение звуков;

- слушание чужой речи и анализ ее со стороны правильности;

- выполнение орфоэпических упражнений.

Процесс формирования орфоэпических умений и навыков в начальных

классах можно разделить на такие этапы:

1. Отработка произношения звуков русского языка отдельно и в составе слове

(2 кл.).

2. Развитие орфоэпических умений и навыков на основе осознанного усвоения фонетических знаний (3 кл.).

3. Совершенствование и коррекция навыков произношения при изучении фонетико-орфографического и грамматико-орфографического материалов (4 кл.).

Основное требование к орфоэпической работе в период устного практического курса – комплексное развитие навыков слушания и произношения,так как умения слышать и различать звуки в звучащем слове (речевой слух) являются опорой при произнесении звуков.