Звонкие и глухие согласные перед согласными
В виду ошибок .в произношении, наблюдаемых в исполни-тельской практике, следует обратить внимание на то, чтобы вместо звонких согласных б, д, з, в, г, если они стоят перед глухими согласными, произносились соответствующие глухие, то есть вместо б произносилось п, вместо д—т, вместо з—с, вместо в—ф, вместо г—к и т. п. В музыкальной фразе «Трубка, никак, догорела...» (романс Даргомыжского «Старый капрал») звонкий согласный б в слове трубка должен переходить в соответствующий глухой согласный п: трупка. Также надо оглушать согласный д в слове лодка (баллада Бородина «Море») — «....лотка все дальше и дальше плывет...»; согласный з в слове глазки из романса Чайковского «Глазки весны голубые» (гласки); «Трафка зеленеет», а не травка надо произносить в детской песне того же автора «Весна». Исполнители-певцы должны уделить большое внимание этой орфоэпической норме, так как здесь наблюдается много отклонений, и особенно среди украинцев и белорусов, поющих на русском языке.
Следует упомянуть о часто встречающемся в перед глухими согласными в начале слова, где также происходит оглуше-ние его в ф. Например, Мазепа во втором действии одноименной оперы Чайковского должен петь: «Фсё, что цены себе не знает...», то есть на месте в в слове всё произносить ф, так как в стоит перед глухим согласным с. Другой пример из сочинения Римского-Корсакова «Анчар», где звонкий согласный в стоит перед глухим согласным п — «В пустыне чахлой и скупой»; здесь также звонкий в в произношении заменяется глухим ф: ф-пустыне. Перед звонкими же соглас-
ными в звучит, как в, то есть звонко: «...Бедняжка принесла мне в-дар» (оп. «Мазепа» Чайковского).
И еще одна орфоэпическая норма должна всегда соблюдаться в пении: это — озвончение глухих согласных п, к, т, ш, с перед звонким); Например, пишется с горы, а произносится з-горы. Из этого примера видно, что глухой согласный с (произносящийся без голоса) перед звонким согласным г (произносящимся с голосом) озвончается в з (то есть про износится также с голосом). Отсюда во фразе Любаши из оп. Римского-Корсакова «Царская невеста» — «Чтоб не совсем сгубило человека», в слове сгубило надо произносить вместо глухого с звонкий з—згубило. Исключение представляет со-гласный в перед которым глухие согласные не озвончаются. Во фразе романса Чайковского «Нам звезды кроткие сияли»— «и с верой вдаль смотрели мы"глухой согласный с, который стоит перед звонким в, не переходит в з, а остается глухим с. Что касается озвончения глухих согласных перед звонкими на стыке двух слов с самостоятельным ударением, то в этих случаях в «речи возможно двоякое произношение:
1) слитное, с единой артикуляцией, с озвончением (как в описанных выше случаях произношения слов с предлогами или
частицами), например, пу |дь-д| алек, сте| бь-б| езмолвна (ро
манс Рахманинова «Ночь печальна»), и
2) раздельное, с новой артикуляцией, без озвончеиия, то есть путь далек, степь безмолвна. Однако раздельное произношение требует хотя бы минимальной паузы, которая, не будучи предусмотрена композитором, нежелательна в пении; поэтому слитное произношение с озвончением здесь целесообразнее, так как оно будет способствовать 1еgаtо и более четкой Дикции.
Случаи слитного произношения, как мы уже говорили, обозначаются знаком дефис (стр. 15). Слитное произношение двух слов с самостоятельным ударением, кроме дефиса, мы будем отмечать еще знаком | | .
§ 14. Твердые и мягкие согласные в певческом
произношении
Проф. Р. И. Аванесов в своем труде «Русское литературное, произношение» так говорит о твердых и мягких согласных: «Одной из самых характерных особенностей звуковой системы русского языка является различение твердых и мягких согласных. Большая часть согласных употребляется в русском языке как в твердом так и в мягком виде. В речи русских эта норма редко нарушается, так как в большей части русских говоров твердые и мягкие согласные представлены почти в одних и тех же условиях... Следует указать, что твер-
дые и мягкие согласные в русском языке служат для различения слов».
Из этих высказываний видно, какая существует настоятельная необходимость всегда правильно произносить твердые и мягкие согласные. Это легко понять хотя бы на следующем простом примере: слова кров (в произношении кроф) и кровь (в произношении крофь) различаются благодаря твердости или мягкости в произнесении окончания. (Сравните две фразы различного значения — «кров родимый» и «кровь родимой»). Поэтому все поющие на русском языке дол жны подчинить свое произношение русским орфоэпическим нормам.