Литературное течение

На наш взгляд, понятие художественного течения наиболее определенно разработано в теоретических трудах Г. Н. Поспелова. С его точки зрения, течение - это общность художников на основе единства социально-идеологической позиции, поскольку она нашла выражение в содержании их художественного творчества (в их «идеологическом миросодержании», по терминологии Г. Н. Поспелова). Например, в русской реалистической литературе Г. Н. Поспелов выделяет течение дворянской революционной демократии (Некрасов,

Салтыков-Щедрин, Чернышевский), либерального дворянства (Тургенев, Гончаров), патриархального крестьянства (Л. Толстой). В западноевропейской реалистической литературе можно выделить по тому же признаку мощное буржуазно-демократическое течение (Стендаль, Золя, Р. Роллан, Теккерей, Диккенс, М. Твен, Г. Манн, Т. Манн и др.), революционно-демократическое (Беранже, Бюхнер, Гейне), пролетарско-социалистическое (Веерт, Фройлиграт, Потье и др.). Наше литературоведение 30-50-х годов проделало огромную работу по выяснению социально-идеологических позиций писателей, их объединений и размежеваний на этой основе в разных национальных литературах разных эпох. Эти исследования сохраняют определенное значение для всестороннего изучения истории художественного развития. Однако необходимо постоянно иметь в виду, что размежевание художников по социально-идеологическим позициям происходит внутри художественных систем, которые и в целом выполняют определенную общественную функцию. Например, русская реалистическая литература XIX века, при всем различии социально-идеологических позиций художников, в целом представляла собой художественную часть, причем на определенном этапе наиболее эффективную часть духовного развития русского народа в XIX веке, и в этом его общая историческая заслуга. Именно по вкладу в художественную систему в целом, в данном случае в реалистическую литературу, определяется прежде всего место и значение творчества писателя для своего времени и для других времен.