Разновидности и классификация литературных образов. Классификация литературных образов по смысловой обобщенности.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ:

1. Классификация по предметности:

- образы-детали (статичные описательные фрагментарные образы): пейзаж, портрет, интерьер;

- образы-события (динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности);

- образы характеров и обстоятельств (герои в коллизиях и конфликтах);

- образы судьбы и мира (глобальные образы бытия вообще в понимании художника)

2. Классификация по смысловой обобщенности

- Индивидуальные (неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника);

- Характерные (отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи,

распространенные в данную эпоху и в данной среде);

- Типические (это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты).

- Мотив (образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов);

- Топос (образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации);

- Архетип (образ, заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития).

3. Классификация по структуре

- автологические (самозначимые, ПС=ПВ);

- металогические (метафоры и тропы, ПС>ПВ);

- аллегорические и символические (суперлогические, ПС>ПВ по всеобщности, отвлеченности)

 

 

Образ-деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.

Художественный характер – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью. Характер раскрывает исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь) и авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования.

Типв литературе и искусстве – обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерный для определенной общественной среды.

Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.

Топос (“общее место”) – образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации.

Таковы топосы “мир как книга” в культуре европейского Средневековья, “мир как театр” – в культуре Возрождения; таковы топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.).

Архетипы (термин “аналитической” психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) – мотивы и их комбинации, наделенные свойством “вездесущности”, универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности.

В современном литературоведении архетипами называют также неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (“преображение” как смена одежд или насыщение, “битва” как жатва и др. в метафорическом строе русской поэзии 20 в.) или универсально распространенные сюжеты (мифы о потопе, представления о “мировом древе” и их отражения в литературе).

 

 

14. Классификация художественных образов по структуре ( по соотношению предметного и смыслового планов).

Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.

- Первая группа состоит из автологических,"самозначимых" образов, в которых оба плана совпадают.

Вообще, “автологией” (от гр. αὐτός– “сам” иλόγος – “слово”, “смысл”) называют употребление слов в их прямом значении. С языковой точки зрения, автологичный образ – это образ, который передан обычными словами, без тропов.

Еще такие образы часто называют “образ-тип”, они могут радовать нас узнаванием – “точно”, “да, я такое видел”, “ну как будто он с натуры записывал”, но при этом это не просто набросок с натуры, для того, чтобы побаловать нас таким вот эффектом, автор берет из “ряда похожих предметов один и наделяет его чертами, которые были собраны с большого числа отдельных представителей этой группы”. Типично можно изобразить людей и предметы, местность, обстоятельства, отношения – да что угодно! Этот вид образности очень распространен сейчас.

- Вторая группа - это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Такие образы – не самодостаточны, значение их всегда лежит где-то в иной плоскости. Они не лучше и не хуже автологичных образов. Просто другие Это всё образы-тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха. К группе металогичных образов относят символ, аллегорию, подтекст.

Символ - часто символ называют высшей ступенью образности; его “чувственная основа” помимо своего собственного значения указывает еще на другие значения и идеи, которые непосредственно изображенным предметом не обозначаются. Например, “алые паруса”: паруса необычного цвета – примета, по которой герои узнают друг друга – символ любви как рукотворного чуда. Образ-символ может родиться из конкретной образности произведения или цикла произведений. Образ первоначально символом не является, а символическое значение приобретает уже в произведении.

Аллегория (гр. ἀλληγορία – иносказание) – вид образности, где предмет становится знаком идеи, которая полностью абстрагирована от его прямого значения; а значит, чувственный образ и идея связаны формально, а не по сути. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках (изображение Фемиды)– аллегория абстрактной идеи правосудия. Аллегория возникла на почве мифологии, прижилась в фольклоре. Использовалась в изобразительных искусствах. Из литературных жанров аллегорией пользуются басни, притчи, моралите; аллегорический тип образности был основным для литератур средневековья и классицизма.

От символа аллегорию отличает еще и то, что идея в ней – рациональна и однозначна, а в символе – эмоциональна и многозначна.

В широком смысле аллегорией иногда называют любое иносказательное выражение мыслей, имея ввиду то, что любой образ так или иначе выражает какую-то идею.

Подтекст (буквально – то, что лежит под текстом) – глубинное значение, не то, которое лежит на поверхности. Это вид образности, в котором конкретно-чувственный образ кроме собственного значения содержит еще и припрятанный намек (“фигу в кармане”, как у Горалик). Эта дополнительная идея не называется прямо, но она может существенно менять весь смысл сказанного.

Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.