Происхождение и строение художественного образа. Специфика художественного образа.
Художественный образ — присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа.).
Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.
В образе слиты объективно-познавательное, субъективно-творческое начало. Традиционная специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Образ не просто отражает действительность, но обобщает ее. Отсюда верно подчеркивается, что образ есть конкретно обобщенная картина жизни, нашедшая выражение в словесном образе. По Гегелю «образ стоит посередине между непосредственной чувствительностью и принадлежащей области идеальной мыслью „и представляет“ в одной и той же целостности, как понятие предмета, так и его внешнего бытия». Образ представляет единство чувствительного и обобщающего мышления.
Художественная специфика образа представляется не только тем, что он осмысленно отражает действительность, но и тем, что он творит новый, вымышленный мир. Творческая и познавательная природа образа проявляется двояко: 1) художественный образ есть результат деятельности воображения, наряду с объективным, в нем воплощается единичное, субъективное; 2) образ есть результат не только творческого воспроизведение действительности, а активное преображение ее. Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение — такова внутренняя подвижная сущность образа. Образ — это пресечение предметного и смыслового рядов словесно обозначенного и подразумеваемого. У Лермонтова поэзия — «колокол на башне бечевой» («Поэт»), у Ф. Тютчева зарницы — «демоны глухонемые», «ночное небо так угрюмо». Цель образа — преобразить вещь, раскрыть взаимопроникновение самых различных сторон бытия.
Одна из важнейших функций литературного образа — придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. Специфика словесного образа проявляется также во временной его организации. Художественное время и художественное пространство составляет главную специфику литературного образа.
В современном литературоведении выделяются несколько разновидностей и классификаций литературных образов. Возможна троякая классификация образов: предметная, обобщенно-смысловая и структурная.
Предметные образы подразделяются на ряд слоев, проступающих один над другом, как большое сквозь малое. К ним можно отнести образы-детали, отличительные свойства которых статичность, описательность, фрагментарность. Из них вырастает второй образный слой - фабульный, состоящий из событий, поступков, настроений и т.д. Третий слой - это образы, стоящие за действием. Это образы характеров и обстоятельств, обладающие энергией саморазвития и обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий. Из образов характеров и обстоятельств в итогах их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира, это бытие вообще, каким его видит и понимает художник.
По смысловой обобщенности образы делятся: на индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы.
Индивидуальные образы созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника. Характерные образы раскрывают закономерности общественно-исторические жизни, запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде.
Типичность - это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты. Следующий образ: образ-мотив. Мотив - это образ, повторяющийся в нескольких произведениях. Топос ("общее место") - это образ, характерный уже для целой культуры данного периода или данной нации.
А образ-архетип заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития.
Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.
- Первая группа состоит из автологических, "самозначимых" образов, в которых оба плана совпадают.
-Вторая группа - это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Это всё образы-тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха.
Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.