Модуль 4 Профессиональное мастерство журналиста
Профессиональная этика журналиста как общественный нормативный институт. Понятие деонтологии. Отношения: журналиста и публицистического героя; журналиста и аудитории; журналиста и редакционного коллектива. Этические кодексы, регулирующие деятельность журналиста и PR (российские и международные).
Политический анализ в журналистике и политическая природа прессы. СМИ и власть. Политические функции СМИ. Журналистика и гражданское общество. СМИ как средство создания имиджа политического лидера. СМИ в системе федерального, регионального и муниципального управления. Политическая культура журналиста.
Журналистика и конфликтология . Журналист в социальном конфликте: модели поведения. Освещение этничности в СМИ в свете конфликтологии. Виды конфликтов. Вопрос терминологической корректности и профессиональной ответственности журналиста. Язык вражды: типология ошибок журналиста. Как освещать борьбу с мировым терроризмом.
Журналистское расследование Выбор темы и этапы расследования. Источники информации. Подготовка материалов к публикации. Использование специальных методик поиска информации. Телевизионная специфика журналистского расследования. Юридическая и физическая безопасность журналиста. Журналистское расследование и сеть Интернет. Архив журналиста-расследователя.
Саморегулирование журналисткой деятельности Правовые аспекты саморегулирования. Опыт Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ. Большое жюри Союза журналистов РФ. Комиссия по свободе доступа к информации (КСДИ). Фонд защиты гласности (ФЗГ). Центр медиаправа (факультет журналистики МГУ). Центр экстремальной журналистики. Этические аспекты саморегулирования СМИ: международные и отечественные. Конфедерация журналистских союзов. Ассоциации, гильдии, клубы работников СМИ и PR.
Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации мира Современный мир как информационное общество. Мировая цивилизация: глобальный кризис и поиски ответов. Глобализация международных отношений: теория и реальность. Место России в глобальных процессах. Конкретные проблемы и опасности современного мира. Российское государство и общество на рубеже тысячелетий. Российские СМИ и PR-деятельность в контексте современности.
Государственная информационная политика и государственное управление СМИ. Структура управления СМИ на различных уровнях власти: федеральный, региональный, муниципальный. Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Управление Росохранкультуры. Департамент печати и информации Ростовской области.
5. Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины используются предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения. С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся реализуются активные и интерактивные формы проведения занятий: подготовка и защита презентаций, разбор конкретных ситуаций, обсуждение видеофильмов по разделам дисциплины.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
Тесты рубежного контроля по модулю 1
1. Массовая информация это: а) система государственного управления; б) сообщения, предназначение для неограниченного круга лиц; в) средство манипулирования.
2. Есть ли принципиальная разница в содержании этих терминов: а) средства массовой коммуникации; б) средства массовой информации; в) масс-медиа.
3. Что объединяет эти категории?
а) пресса; б) средства массовой информации; в) публицистика.
4. Коммуникация это: а) ряд сообщений; б) связь; в) поиск интересных фактов.
5. Что такое публицистика?
а) журналистика; б) жанр; в) род произведения.
6. Что (кто) не относится к понятию коммуникатор?
а) учредитель; б) редакция; в) газета.
7. Какой тип коммуникации представляет семинарское занятие преподавателя со студенческой группой?
а) межличностная коммуникация; б) коллективная (публичная) коммуникация; в) массовая коммуникация.
8. Публичная коммуникация является: а) симметричной; б) ассиметричной; в) несимметричной.
9. Что отличает массовую коммуникацию от межличностной и коллективной (публичной) коммуникации?
а) наличие технического канала; б) наличие коммуникатора; в) наличие аудитории.
10. Что является природным свойством журналистики как социальной системы?
а) информационно-коммуникативные отношения; б) массовая информация; в) средства распространения и доставки информации.
11. К основным видам рекламы относятся: а) коммерческая; б) увещевательная; в) психологическая; г) информирующая; д) престижная; е) напоминающая.
12. К коммерческим задачам рекламы относятся: а) формирование образа товара; б) формирование сбыта товара; в) формирование образа фирмы; г) поиск выгодных партнеров; д) укрепление моральных устоев общества; е) ускорение товарооборота.
13. Рекламный слоган – это: а) элемент товарной марки, идентифицирующий фирму; б) единый художественно-графический подход к оформлению рекламных материалов; в) краткая, четко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения; г) девиз фирмы.
14. Рекламный процесс представляет собой: а) процесс создания рекламной продукции; б) комплекс рекламных мероприятий, направленных на какой-либо сегмент рынка; в) совокупность фаз движения рекламной информации от рекламодателя к рекламополучателю.
15. Брендинг – это: а) комплекс мероприятий, направленных на рекламу торговой марки; б) деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару; в) система организации рекламы спиртных напитков.
16. Телеконференция является разновидностью: а) аудиовизуальной рекламы; б) телепрограммы; в) рекламы в компьютерных сетях; г) мероприятия public relations.
17. Использование в газетном рекламном сообщении такого элемента как «повторяемость», предполагает: а) многократное размещение рекламных сообщений одного и того же вида с заданной периодичностью; б) соблюдение принципа последовательного выделения все более крупных, заметных заголовков; в) применение изображений, создающих иллюзию движения, содержащих элементы необычного ракурса, «смазанности».
18. К социальным функциям PR относятся: а) поддержка талантливой молодежи, начинающих предпринимателей; б) помощь малоимущим слоям населения; в) формирование или восстановление имиджа компании; г) оказание содействия общественно-политическим организациям.
19. К субъектам управления рекламной деятельностью относятся: а) потенциальные потребители продукции (услуг); б) финансовые, трудовые, другие затраты фирмы на проведение PR; в) люди, принимающие участие в рекламной деятельности.
20. К объектам управления рекламной деятельностью относятся: а) потенциальные потребители; б) торговые посредники; в) сотрудники рекламных подразделений компании.
21. Критерием эффективности рекламы выступает результат: а) сопоставления числа потребителей товара в группах, запомнивших и не запомнивших рекламу; б) сопоставления долей потребителей товара в группах, запомнивших и не запомнивших рекламу; в) сопоставления числа лиц, запомнивших и не запомнивших рекламу.
22. PR – это: а) соблюдение общественных нравственных норм; б) планируемые усилия, направленные на возникновение взаимопонимания и доброжелательности между организацией и ее общественностью; в) составляющая рекламной деятельности, реклама престижа.
23. Цель PR – это: а) реклама фирмы, ее товаров и услуг; б) достижение высокой общественной репутации; в) повышение уровня продаж.
24. Важнейшей задачей PR в системе менеджмента является: а) урегулирование споров, ликвидация конфликтов; б) создание «команды» - коллектива единомышленников; в) помощь нуждающимся сотрудникам.
25. Что из нижеперечисленного относится к функциям специалиста по PR: а) разработка маркетинговой стратегии фирмы; б) проведение совещаний по производственным вопросам; в) подготовка информационного сообщения о деятельности фирмы.
26. Целевая аудитория – это: а) группа людей, объединенных единой целью; б) группа потенциальных потребителей производимых фирмой товаров или услуг; в) группа людей, которым товары или услуги фирмы предоставляются бесплатно для достижения рекламных целей фирмы.
27. Пресс-кит – это: а) номинация в конкурсе на звание лучшего журналиста года; б) аккредитационная карточка журналиста; в) папка с фотографиями, пресс-релизом, бэкграундом.
28. Что такое спонсорство?
а) бескорыстная помощь; б) одна из форм корпоративной социальной ответственности; в) один из видов предпринимательской деятельности.
29. Что такое паблисити: а) круг людей, объединенных общими интересами или одним социальным статусом; б) общество людей, ведущих активную публицистическую деятельность; в) формирование позитивной известности фирмы и ее деятельности.
30. Лоббирование – это усилия, предпринимаемые: а) организациями с целью оказания давления на принятие решений властными структурами в интересах этих организаций; б) властными структурами с целью оказания давления на организации в интересах властных структур; в) профсоюзами с целью оказания давления на корпорации в интересах рабочих и служащих.
План выездного практического занятия в редакцию газеты (по выбору преподавателя)
Цель занятия: всестороннее ознакомление с работой редакционного коллектива.
Подготовка к выездному практическому занятию: знакомство студентов с подшивками газет, анализ издания по 10 типологическим признакам, определение места и значения издания в системе местной прессы; разработка вопросов для пресс-конференции главного редактора.