Под мелодикой понимается изменение высоты голоса на протяжении предложения или его отрезка
Мелодика объединяет все компоненты предложения в единое целое. Мелодика имеет важнейшее значение для выявления коммуникативного типа предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного). Различают три основных типа мелодики:
Этот вид мелодики характеризуется конечным
ЗАВЕРШАЮЩАЯ понижением тона. Она является наиболее об-
МЕЛОДИКА щим интонационным признаком повествова-
тельного предложения. Понижение тона в не-
мецком языке происходит на наиболее важном по смыслу слове, независимо от его места в предложении. Сравните:
Er ′kam nach ′′Hause ↓.Er ist nach ′′Hause ↓ gekommen.
Обычно в конце повествовательного предложения следует большая пауза, свидетельствующая о его законченности.
Той же мелодикой завершенности, что и повествовательное предложение, характеризуются:
►вопросительное предложение с вопросительным словом:
′Wo ′ist dein ′′Vater↓ ?
►побудительные предложения, выражающие приказ, просьбу и т.д.:
′Setz↓ dich! ′Gib mir das ′′Buch↓, bitte!
МЕЛОДИКА Этот вид мелодики характеризуется отсут- НЕЗАВЕРШЕННОСТИ ствием конечного понижения тона. Она яв-
ляется типичной для предложений, где тесная связь
между компонентами уже выражена подчинительными
союзами и особым порядком слов. Например, в слож-
ноподчиненных предложениях с придаточным опреде-
лительным, где связь между определяемым и опреде-
ляющим очень тесна и обязательно имеет грамматиче-
ское выражение: Das Buch↑, das zu lesen ist, ist da↓.
ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ Этот вид характеризуется конечным - МЕЛОДИКА повышением тона. Вопросительная мелодика типична
для вопросительных предложений без вопроситель-ного слова. Причем мелодический подъем происхо-дит в абсолютном конце предложения, независимо от того, чем оно кончается (ударным или неударным словом). Например: ′′Kommst↑ du? ′′Weißt↑ du es?
Эти три мелодических типа составляют основу немецкой интонации, на которой строится всё разнообразие реальных мелодических рисунков немецкой речи.