Прочтите следующие пословицы, поговорки и афоризмы, обращая

внимание на долготу и краткость звуков [u:] и [℧]:

a)Ende gut, alles gut. Betrug ist selten klug.

Übermut tut selten gut. Ein gutes Gewissen ist das beste Ruhekissen. Muß ist eine harte Nuß. Wie die Zucht, so die Frucht.

 

Gesundes Blut macht frohen Mut.

Auf ein Warum hat er zehn Darum.

Rede nicht vom Hut, wenn der Schuh drückt.

 

b) Denken und tun, tun und denken, das ist die Summe aller Weisheit.

Die Natur ist das einzige Buch, das auf allen Blättern großen Inhalt bietet.

Die Kunst ist lang, und kurz ist unser Leben.

lch bin zu alt, um nur zu spielen, zu jung, um ohne Wunsch zu sein.

(J. W. G о е t h e)

Интонация сложных предложений

 

Сложное предложение, как и простое, имеет свою интонационную схему, изменяющуюся в зависимости от лексико-грамматического наполнения, от контекста, от ситуации и намерения говорящего. Однако общими интонационными средствами, характеризующими как простое, так и сложное предложение, являются:

- членение предложения на речевые такты;

- фразовое ударение;

- движение основного тона (мелодика);

- темп.

Интонация сложносочиненных предложений. В сложносочиненных предложениях при союзной или бессоюзной связи простые предложения отделяются друг от друга временнóй паузой. Движение основного тона зависит от смысла предложения. Если в сложном предложении имеется два центра сообщения (то есть слова, несущие наиболее существенную информацию, не зависящую друг от друга), то оба центра сообщения одинаково выделяются фразовым ударением и характеризуются нисходящим движением тона в каждом предложении (см. интонационную модель 1:

Интонационная модель 1:

 
 

 

 


Er arbeitete im ˄Süden, | dann fuhr er nach dem Fernen ˄Osten.

 

Если в сложносочиненном предложении центры сообщения неравнозначны по содержанию, то есть один из них воспринимается как добавочный или пояснительный ко второму, то несамостоятельность каждой части сложного целого воспринимается благодаря восходящей интонации в первом предложении (см. интонационную модель 2:

Интонационная модель 2:

 

 
 

 


 

´´Moskau besteht über 800 ˄Jahre, | aber es bleibt immer ˄jung.

 

Интонация сложноподчиненных предложений.Cложноподчиненные предложения могут иметь один или два (и более, в зависимости от количества простых предложений) смысловых центра.

Рассмотрим сложноподчиненные предложения с одним смысловым центром. Центр сообщения может находится как в главном, так и в придаточном предложении, он характеризуется главным ударением и замедленным темпом произнесения ударного слога. Движение основного тона имеет расширенный диапазон. Пауза на стыке главного и придаточного предложений отсутствует или очень незначительна. Составные части сложного предложения являются интонационно неравновесными:

Интонация сложноподчиненного предложения со смысловым центром в придаточном предложении:

 

Ich weiß nicht, ob er das ˄machen kann.

Ich freue mich, dass du ˄kommen wirst.

 

Интонация сложноподчиненного предложения со смысловым центром в главном предложении:

 

 

Ich ˄weiß nicht, ob er das machen kann.

Ich ˄freue mich, weil er gekommen ist.

 

Сложноподчиненные предложения с двумя смысловыми центрами. Составные части такого предложения интонационно равновесны. Их равнозначность воспринимается на слух благодаря 1) наличию одинакового ударения на смысловых центрах в главном и в придаточном предложениях, с замедлением темпа произнесения ударного слога; 2) яркой тональной характеристике обоих предложений.

Ниже приводятся интонационные модели сложноподчиненных предложений, исходя из которых можно вывести интонационные схемы сложноподчиненных предложений с любым типом придаточных.

Интонация сложноподчиненного предложения с наивысшей степенью взаимосвязи главного и придаточного:

 
 

 

 


Er ˄schreibt mir oft, wenn er auf ˄Reisen ist.

Интонация сложноподчиненного предложения с наивысшей степенью самостоятельности главного и придаточного:

 
 

 

 


Er ˄liest mir, weil er jetzt ˄Zeit hat.

Несамостоятельность каждой части в первом предложении воспринимается благодаря восходящей интонации в главном предложении, а самостоятельность каждой части второго предложения воспринимается благодаря нисходящей интонации в обеих частях и обязательному наличию паузы на стыке главного и придаточного предложения.