Теоретические основы отбора подъемно-транспортных машин для механизации СДНР.
Подъемно-транспортные машины - основное средство механизации подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в горном деле и в сельском хозяйстве. Эти машины находят широкое применение при ликвидации последствий землетрясений, производственных аварий и катастроф, при ведении борьбы с наводнениями, селями и оползнями.
Автомобильные краны могут успешно применяться для разборки завалов над убежищами и укрытиями, извлечения и перемещения длинномерных и громоздких конструкций из завалов, восстановления мостов и дорог, сетей коммунально-энергетического хозяйства городов и объектов и при проведении других работ.
Выбор кранов является важным организационным моментом, поскольку от правильного решения этого вопроса зависят безопасность и эффективность производства работ. Наличие в завалах элементов больших масс и габаритов, защемление одних элементов другими ставят задачу выбора крана для оснащения формирований ГО в ряд особенно ответственных.
Первая операция заключается в предварительном выборе крана по номинальной грузоподъемности. При этом должно соблюдаться ограничение
Qкр ³ Qгр
где Qkp - номинальная грузоподъемность крана;
Qrp - масса груза.
Для определения технической производительности стрелового крана воспользуемся зависимостью, которую в общем виде можно представить как отношение массы поднимаемого груза Qrp к времени работы крана. Если Qrp выразить в тоннах, а продолжительность цикла работы крана Тц в секундах, то расчетная формула примет вид, т/ч:
Пт = Огр*(3600/Тц)*Кгр*Кв
Время Тц является суммой затрат времени на отдельные рабочие операции, из которых состоит цикл: Тц = t1+t2+t3+...+tn.
Здесь: t1 - время захвата (застропки) груза,
t2 - время подъема (отпускания) груза,
t3 - время изменения вылета стрелы и т.д.
Длительным опытом эксплуатаций стреловых кранов установлено, что время t1 зависит от массы груза и количества рабочих, осуществляющих застропку. Время стропочных операций t1, с, при перегрузке грузов кранами приведено в таблице:
Масса | Застропка при количестве рабочих | Отстропка при количестве рабочих | ||||||
груза, т | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | ||
До1 | 7 | |||||||
1,1-2,5 | ||||||||
2,6-5 | ||||||||
5,1-10 | ||||||||
10,1-15 | ||||||||
Масса | Застропка при количестве рабочих | Отстропка при количестве рабочих | ||||||
груза, т | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | ||
15,1-25 | ||||||||
25,1-40 | ||||||||
Более 40 |
Эксплуатационную производительность целесообразно рассчитывать не по массе груза Qrp, перерабатываемого за один цикл, а исходя из номинальной грузоподъемности Qкр крана с учетом коэффициента использования грузоподъемности Кгр. При этом необходимо вводить коэффициент Км использования двигателей по мощности, так как последняя в процессе работы крана всегда отличается от номинальной. С учетом вышесказанного:
Пэ = Q (3600/Тц) Kгр Кв Км Ку
Анализируя последнюю зависимость, нетрудно заметить, что, поскольку номинальная грузоподъемность Q для определенного крана - величина постоянная, повышать производительность можно за счет увеличения коэффициента использования грузоподъемности Кгр (обычно Кгр = 0,5 ¸0,7).
Необходимо также стремиться к более рациональному использованию времени работы крана Кв (Кв = 0,85) и мощности его двигателей Км. (»0,5-0,7)
Затраты времени на застропку t1 и отстропку t7 груза уменьшаются за счет внедрения специальных приспособлений цепных или канатных стропов, траверс или захватов.
Основные параметры крана определяют, исходя из обеспечения его устойчивости. Различают грузовую и собственную устойчивость. Первая характеризует способность крана противостоять опрокидыванию при работе с грузом, а вторая - опрокидыванию в нерабочем состоянии без груза. В любом случае потеря равновесия наступает тогда, когда равнодействующая всех сил, приложенных к крану, выйдет за его опорный контур. При этом машина падаете поворачиваясь относительно некоторой оси, называемой ребром опрокидывания. За расчетное ребро опрокидывания принимают линию, соединяющую определенные точки опорного контура (в зависимости от типа ходового устройства и наличия выносных опор).
Устойчивость оценивают по коэффициенту устойчивости (грузовой или собственной). При этом под коэффициентом устойчивости Ку (1,15…1,25) понимают отношение восстанавливающего момента Мв к опрокидывающему Мо (проверка грузовой устойчивости):
Ку=Мв/Мо>1,15
Наряду с автомобильными кранами, обладающими высокими транспортными скоростями и способностью поднимать и перемещать грузы самого различного характера, в формированиях ГО широко используются авто- и другие погрузчики.
Погрузчики являются подъемно-транспортными машинами, предназначенными. для выполнения погрузочно-разгрузочных работ со штучными и мелкокусковыми грузами. В общем комплексе подъемно-транспортных машин они занимают одно из ведущих мест. Так, на автомобильном транспорте погрузчиками выполняется до 50-60, а на железнодорожном - до 80% объемов погрузочно-разгрузочных работ.
Широкое использование погрузчиков обусловлено простотой конструкции, относительно малой стоимостью, минимальными затратами на единицу перерабатываемого груза по сравнению, например, с кранами и другими подъемно-транспортными машинами. По этим параметрам они уступают лишь конвейерам и метателям, превосходя их своей универсальностью.
Отбор погрузчиков для выполнения АСДНР производят по грузоподъемности и производительности.
ПТ-- техническая производительность
q-емкость ковша ; КН -коэффициент наполнения ; Y- объемная масса материала т/м3 ; Q - масса поднимаемого груза; ТЦ - длительность рабочего цикла; tn - время подъема ковша, время подъезда, опрокидывания и т.д.
Основы отбора экскаваторов для выполнения работ в очаге поражения (разрушения).
Для механизации трудоемких спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в сложных условиях очага поражения большое применение имеют экскаваторы. При этом одноковшовые экскаваторы используются для разборки завалов, откопки заваленных сооружений и приямков у заваленных защитных сооружений, вскрытия поврежденных участков сетей водопровода, канализации и газопровода, устройства обводных линий и др. Кроме того, экскаваторы применяются для отрывки котлованов под противорадиационные укрытия и убежища, отрывки укрытий для техники. Многоковшовые экскаваторы могут быть использованы для отрывки траншей на пути распространения низовых и подземных пожаров в лесах и на торфяных месторождениях, а также при выполнении неотложных аварийно-восстановительных работ на сетях коммунального хозяйства города (объекта) и др.
Однако наиболее широкое применение при выполнении АСДНР имеют одноковшовые экскаваторы.
Одноковшовые экскаваторы классифицируются по виду рабочего оборудования - прямая лопата, обратная лопата, грейфер; по типу ходового устройства - пневмоколесный, гусеничный, шагающий, по управлению рабочим органом - канатное и гидравлическое.
Кроме того, по назначению и области применения экскаваторы делятся на строительные с емкостью ковша 0,15, 0,25; 0,4; 0,5; 0,65; 1; 1,25, 1,6 и 2,5 м3, карьерные и вскрышные - более 2,5 м3.
В последние годы в отечественном машиностроении наметилась четкая тенденция к созданию и массовому производству различных типов гидравлических экскаваторов, приходящих на смену экскаваторам с канатным управлением.
Гидравлические экскаваторы обеспечивают большую точность работ, легче в управлении, более производительны (на 15-20% по сравнению с машинами, снабженными канатным управлением). Их конструкция позволяет оснащать машину комплектом съемного навесного оборудования, что обеспечивает оперативную замену рабочих органов при выполнении АСДНР.
Самыми распространенными рабочими органами гидравлических экскаваторов являются ковши обратной лопаты.
Для грузоподъемных работ на машине устанавливают крановую подвеску, а для проведения погрузочных работ используют грейферные и захватные рабочие органы очень широкой номенклатуры.
Такие рабочие органы должны быть обязательно в комплекте рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов, отбираемых для формирований ГО.
На гидравлические экскаваторы навешивают также активные (рабочие органы цепного или шнекового типа, приводимые в действие от гидродвигателей. Цепной рабочий орган служит для прорезания узких траншей под телефонные и электрические кабели, а шнековый - для бурения отверстий (шурфов) при обеспечении подачи воздуха в заваленные убежища.
Основной эксплуатационной характеристикой экскаватора являетсятехническая производительность.
Техническая производительность экскаватора при разборке завала будет равна:
, м3/ч
где Nкоп - мощность, затрачиваемая на копание (кВт)
hт - КПД гидропровода или тягового механизма
tк - время, затрачиваемое на одно копание
К3 - коэффициент приспособления рабочего оборудования экскаватора к разборке завала (Кз=0,25-1)
Кт - коэффициент отрывки определенного типа выемки (Кт =0,8-0,95)
Ккон - удельное сопротивление копанию (кН/м2) для грунтов:
I категория - 100 кН/м2
II категория - 200 кН/м2
III категория - 300 кН/м2
IV категория - 400 кН/м2
Тц - общая продолжительность цикла (с)
Тц= tkon+tпод+tn+tp+t'n+ton
tкоп - продолжительность копания
tпод - продолжительность подъема
tn и t'n- продолжительность поворота рабочего оборудования
tp - продолжительность разгрузки
ton - продолжительность опускания
При копании:
, м3/ч
где Кн - коэффициент наполнения ковша (0,35…0,75);
Кр - коэффициент разработки грунта;
q - вместимость ковша, м3.
При отборе экскаваторов необходимо обращать большое внимание на их работоспособность.
Работоспособность - это состояние, при котором машина способна выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации. Работоспособность можно выразить коэффициентом работоспособности Краб, который характеризует отношение фактической производительности к номинальной производительности машин:
Краб = Пэф/Пэо
Пэф - эксплуатационная фактическая производительность,
Пэо - эксплуатационная номинальная производительность машины.
Значение коэффициента работоспособности для исправной машины близко к единице.
При отборе экскаваторов необходимо, чтобы техническая производительность экскаватора была выше необходимой для выполнения АСДНР нормальной технической производительности Пт ³ [Пто], коэффициент работоспособности машины Краб и коэффициент приспособленности рабочего оборудования экскаватора к разработке завала должны быть близки к единице.