ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ
Параметры технического состояния машины и ее составных частей имеют различную интенсивность изменения, поэтому они могут достичь своего предельного значения за различные интервалы наработки. Одни параметры, например уровень моторного масла в картере дизеля, требуют контроля и восстановления за 8... 10 мото-ч (т. е. ежесменно), а другие — за 1000...1200 мото-ч (т. е. один раз в год). Всего же за год эксплуатации трактора требуется выполнить 300—400 операций технического обслуживания, или в среднем через каждые 2,5...3,3 мото-ч. Чтобы не останавливать часто трактор на обслуживание и не отрывать его от выполнения сельскохозяйственных работ, все операции сгруппированы в виды технического обслуживания.
Вид технического обслуживания — это комплекс операций технического обслуживания, установленных для машин данной марки, выполняемых через определенный интервал наработки (периодичность). Необходимость операций технического обслуживания связана не только с наработкой машины, но и с изменением условий и этапов эксплуатации машины. Для этих случаев установлены такие виды технического обслуживания, сроки проведения которых определяют не интервалом наработки, а моментами смены сезона (весна — лето, осень — зима), этапа (обкатка, хранение) эксплуатации машины.
Вид Т.О. машины включает как операции с периодическим контролем, так и регламентированные. Но сам вид технического обслуживания — это регламентированное техническое обслуживание, постановка машины на его проведение обязательна через установленную периодичность или в моменты смены условий и этапов ее эксплуатации.
Государственным стандартом ГОСТ 20793—86 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание» установлены виды Т.О. тракторов, самоходных машин и сельскохозяйственных машин, которые следует проводить при их использовании, включая период эксплуатационной обкатки новой или капитально отремонтированной машины. Полная система видов Т.О.по группам машин приведена в таблице 1. Виды технического обслуживания при обкатке и использовании тракторов и сельскохозяйственных машин
ВИД ТО | Тракторы самоходные шасси, передвижные насосные станции | Сельскохозяйственные машины | |
комбайны, сложные самоходные и прицепные машины, сложные стационарные машины по обработке сельскохозяйственных культур | остальные машины | ||
Т.О. при эксплуатационной обкатке (при подготовке к обкатке, во время обкатки и по окончании обкатки | + | + | + |
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) | + | + | + |
Первое техническое обслуживание (ТО-1) | + | + | + |
Второе техническое обслуживание (ТО-2) | + | + | - |
Третье техническое обслуживание(ТО-3) | + | - | - |
Сезонное техническое обслуживание (СТО) | + | - | - |
Т.О. перед началом сезона работы (ТОЭ) | - | + | + |
Т.О. вособых условиях эксплуатации | + | - | - |
Сроки проведения видов технического обслуживания при эксплуатационной обкатке машин определяют продолжительность периода обкатки, указанной в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» машины каждой марки.
Ежесменное техническое обслуживание тракторов и машин проводят через каждые 10 ч или каждую смену работы трактора или машины.
В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10% и ТО-3 — до 5% от установленной.
ТО-2 комбайнов, самоходных и стационарных машин выполняют, если их ожидаемая наработка за сезон более 300 мото-ч. При наработке менее 300 мото-ч ТО-2 совмещают с подготовкой машин к длительному хранению.
Для самоходных, прицепных и стационарных машин в зависимости от конструктивного исполнения (например, электродвигатель вместо дизеля) число видов ТО может быть уменьшено до ЕТО или ТО-1 по сравнению с данными таблицы 1.
Сезонное техническое обслуживание проводят в зависимости от условий эксплуатации: ТО-ВЛ — при установившейся температуре окружающего воздуха выше 5°С, а ТО-ОЗ — ниже 5СС. При использовании тракторов и самоходных машин в южной климатической зоне допускается не проводить сезонного технического обслуживания
Цикл технического обслуживания (без учета ЕТО, ТО-ВЛ и ТО-ОЗ) при использовании трактора или самоходного шасси при
периодичности 60...240...960 мото-ч составит:
ТО-1—ТО-1—ТО-1—ТО-2—ТО-1—ТО-1— ТО-1 —ТО-2—ТО-1— ТО-1 —ТО-1—ТО-2—ТО-1— ТО-1—ТО-1—ТО-3;
при периодичности 125...500...1000 мото-ч —
ТО-1—ТО-1—ТО-1 — ТО-2 — ТО-1 — ТО-1 — ТО-1 — ТО-3.
Для сложных сельскохозяйственных машин цикл технического обслуживания сокращается: ТО-1—ТО-1 —ТО-1—ТО-2. Но если сезонная наработка этих машин менее 300 мото-ч, то ТО-2 указанным машинам не проводят и цикл технического обслуживания сокращается до ТО-1. Это относится также к тем группам сельскохозяйственных машин, которые из сложных видов технических обслуживании имеют только ТО-1.
Чтобы облегчить планирование и управление постановкой машин на техническое обслуживание, допускается выражать периодичность ТО-1, ТО-2 и ТО-3 в других единицах наработки, эквивалентных единицам наработки. Для тракторов и самоходных шасси такой единицей обычно служит литр израсходованного дизельного топлива, а для других машин дополнительно могут быть физические или условные эталонные гектары, килограммы или тонны выработанной продукции.
Периодичность технического обслуживания тракторов и самоходных шасси в литрах израсходованного дизельного топлива приведена в таблице .
Трактор, самоходное шасси | При периодичности ТО 60…240…960 | При периодичности ТО 125…500…1000 | ||||
ТО 1 | То 2 | ТО 3 | ТО 1 | То 2 | ТО 3 | |
К-701М | - | - | - | |||
К-701 | - | - | - | |||
ДТ-75М | ||||||
МТЗ-80, 82 | ||||||
Енисей | 90/100 га 1020 л | 360/400 | ||||
Дон 1500 | 160 га 2200 л | 640 га 2200 л |
Внедрение новой периодичности ТО-1, ТО-2 и ТО-3 тракторов вдвое сокращает число номерных технических обслуживании трактора, снижает общую трудоемкость за цикл обслуживания и расход материалов на 20...30%. Техническое обслуживание тракторов и машин проводят в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации и технической документацией на техническое обслуживание.
Содержание видов технического обслуживания тракторов разрабатывается на основании примерных перечней операций с учетом конструктивных особенностей конкретной машины, применяемых масел и смазок, а также условий эксплуатации. Перечень операций каждого вида технического обслуживания тракторов и машин, конкретных марок должен содержать моечные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и монтажно-демонтажные работы (без ссылок на предыдущий вид), а также таблицу и схему смазки. Допускается вводить дополнительные операции по замене моторного масла в дизеле с обслуживанием маслоочистителя, а также проводить техническое обслуживание агрегатов электрооборудования и топливного насоса с периодичностью 2000 мото-ч наработки.
При техническом обслуживании тракторов и машин следует соблюдать санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования, а также требования ГОСТ. Для технического обслуживания тракторов и машин в соответствии с установленной периодичностью необходим учет их наработки. Основой ведения графика технического обслуживания служит ежедневный учет наработки с момента начала эксплуатации новой или капитально отремонтированной машины.
В эксплуатационной документации (формуляре, сервисной книжке) трактора или машины в графе проведения ТО отмечают все ТО (кроме ЕТО) с указанием даты, вида, а также наработки с момента эксплуатации новых или капитально отремонтированных тракторов или машин. Сезонные технические обслуживания тракторов совмещают с очередным ТО-1, ТО-2 или ТО-З.
Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке, ТО-З, ТО-ВЛ и ТО-ОЗ тракторов проводят в стационарных мастерских, на станциях и пунктах технического обслуживания, ТО-1 и ТО-2 тракторов и машин допускается на местах их работы с использованием передвижных агрегатов технического обслуживания.
При техническом обслуживании тракторов и машин применяют оборудование, обеспечивающее его проведение в соответствии с требованиями перечня работ раздела «Техническое обслуживание», документа «Техническое описание и инструкция по эксплуатации». При ТО-З применяют оборудование для ресурсного диагностирования машин или используют передвижную диагностическую установку. Параметры технического состояния составных частей трактора или машины проверяют с применением контрольно-диагностического оборудования. Диагностирование выполняют, пользуясь контрольно-измерительными приборами, встроенными в трактор или машину, или внешних средств диагностирования. При диагностировании определяют необходимость выполнения, а также перечень и содержание регулировочных работ (восстановление параметра) для операций технического обслуживания, проводимых с периодическим контролем.
При ТО-З, предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту, трактор должен быть подвергнут ресурсному диагностированию для определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт. Если значения ресурсных параметров находятся в допускаемых пределах, то плановый текущий или капитальный ремонт проводят по истечении продленной наработки. При невозможности дальнейшей эксплуатации по результатам ресурсного диагностирования устанавливают вид ремонта трактора.