ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ

Параметры технического состояния машины и ее составных частей имеют различную интенсивность изменения, поэтому они могут достичь своего предельного значения за различные интервалы наработки. Одни пара­метры, например уровень моторного масла в картере ди­зеля, требуют контроля и восстановления за 8... 10 мото-ч (т. е. ежесменно), а другие — за 1000...1200 мото-ч (т. е. один раз в год). Всего же за год эксплуатации трактора требуется выполнить 300—400 операций технического об­служивания, или в среднем через каждые 2,5...3,3 мото-ч. Чтобы не останавливать часто трактор на обслуживание и не отрывать его от выполнения сельскохозяйственных ра­бот, все операции сгруппированы в виды технического об­служивания.

Вид технического обслуживания — это комплекс операций технического обслуживания, установленных для машин данной марки, выполняемых через определенный интервал наработки (периодичность). Необходимость операций технического обслуживания связана не только с наработкой машины, но и с изменением условий и этапов эксплуатации машины. Для этих случаев установлены такие виды технического обслуживания, сроки проведения которых определяют не интервалом наработки, а моментами смены сезона (весна — лето, осень — зима), этапа (обкатка, хранение) эксплуатации машины.

Вид Т.О. машины включает как операции с периодическим контролем, так и регламентированные. Но сам вид технического обслуживания — это рег­ламентированное техническое обслуживание, постановка машины на его проведение обязательна через установлен­ную периодичность или в моменты смены условий и этапов ее эксплуатации.

Государственным стандартом ГОСТ 20793—86 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание» установлены виды Т.О. тракторов, самоходных машин и сельскохозяйственных машин, которые следует проводить при их использовании, включая период эксплуатационной обкатки новой или капитально отремонтированной машины. Полная система видов Т.О.по группам машин приведена в таблице 1. Виды технического обслуживания при обкатке и использовании тракторов и сельскохозяйственных машин

 

ВИД ТО Тракторы самоходные шасси, передвижные насосные станции Сельскохозяйственные машины  
комбайны, сложные самоходные и прицепные машины, сложные стационарные машины по обработке сельскохозяйственных культур остальные машины
Т.О. при эксплуатационной обкатке (при подготовке к обкатке, во время обкатки и по окон­чании обкатки + + +
Ежесменное техническое об­служивание (ЕТО) + + +
Первое техническое обслуживание (ТО-1) + + +
Второе техническое обслуживание (ТО-2) + + -
Третье техническое обслужи­вание(ТО-3) + - -
Сезонное техническое обслуживание (СТО) + - -
Т.О. пе­ред началом сезона работы (ТОЭ) - + +
Т.О. вособых условиях эксплуата­ции + - -

 

 

Сроки проведения видов технического обслуживания при эксплуатационной обкатке машин определяют продолжительность периода обкатки, указанной в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» машины каждой марки.

Ежесменное техническое обслуживание тракторов и машин проводят через каждые 10 ч или каждую смену ра­боты трактора или машины.

В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10% и ТО-3 — до 5% от установленной.

ТО-2 комбайнов, самоходных и стационарных машин выполняют, если их ожидаемая наработка за сезон более 300 мото-ч. При наработке менее 300 мото-ч ТО-2 совмещают с подготовкой машин к длительному хранению.

Для самоходных, прицепных и стационарных машин в зависимости от конструктивного исполнения (например, электродвигатель вместо дизеля) число видов ТО может быть уменьшено до ЕТО или ТО-1 по сравнению с данными таблицы 1.

Сезонное техническое обслуживание проводят в зави­симости от условий эксплуатации: ТО-ВЛ — при устано­вившейся температуре окружающего воздуха выше 5°С, а ТО-ОЗ — ниже 5СС. При использовании тракторов и са­моходных машин в южной климатической зоне допуска­ется не проводить сезонного технического обслуживания

Цикл технического обслуживания (без учета ЕТО, ТО-ВЛ и ТО-ОЗ) при использовании трактора или само­ходного шасси при

периодичности 60...240...960 мото-ч со­ставит:

ТО-1—ТО-1—ТО-1—ТО-2—ТО-1—ТО-1— ТО-1 —ТО-2—ТО-1— ТО-1 —ТО-1—ТО-2—ТО-1— ТО-1—ТО-1—ТО-3;

при периодичности 125...500...1000 мото-ч —

ТО-1—ТО-1—ТО-1 — ТО-2 — ТО-1 — ТО-1 — ТО-1 — ТО-3.

Для сложных сельскохозяйственных машин цикл технического обслуживания сокращается: ТО-1—ТО-1 —ТО-1—ТО-2. Но если сезонная наработка этих машин ме­нее 300 мото-ч, то ТО-2 указанным машинам не проводят и цикл технического обслуживания сокращается до ТО-1. Это относится также к тем группам сельскохозяйственных машин, которые из сложных видов технических обслужи­вании имеют только ТО-1.

Чтобы облегчить планирование и управление постанов­кой машин на техническое обслуживание, допускается выражать периодичность ТО-1, ТО-2 и ТО-3 в других едини­цах наработки, эквивалентных единицам наработки. Для тракторов и самоходных шасси такой единицей обычно служит литр израсходованного ди­зельного топлива, а для других машин дополнительно мо­гут быть физические или условные эталонные гектары, килограммы или тонны выработанной продукции.

Периодичность технического обслуживания тракторов и самоходных шасси в литрах израсходованного дизельно­го топлива приведена в таблице .

Трактор, самоходное шасси При периодичности ТО 60…240…960 При периодичности ТО 125…500…1000
ТО 1 То 2 ТО 3 ТО 1 То 2 ТО 3
К-701М - - -
К-701 - - -
ДТ-75М
МТЗ-80, 82
Енисей 90/100 га 1020 л 360/400        
Дон 1500 160 га 2200 л 640 га 2200 л        

 

Внедрение новой периодичности ТО-1, ТО-2 и ТО-3 тракторов вдвое сокращает число номерных технических обслужива­нии трактора, снижает общую трудоемкость за цикл обслуживания и расход материалов на 20...30%. Техническое обслуживание тракторов и машин прово­дят в соответствии с Техническим описанием и инструк­цией по эксплуатации и технической документацией на техническое обслуживание.

Содержание видов техниче­ского обслуживания тракторов разрабатывается на основании примерных перечней операций с учетом конструк­тивных особенностей конкретной машины, применяемых масел и смазок, а также условий эксплуатации. Перечень операций каждого вида технического обслуживания трак­торов и машин, конкретных марок должен содержать моеч­ные, очистные, контрольные, диагностические, регулиро­вочные, смазочные, заправочные, крепежные и монтажно-демонтажные работы (без ссылок на предыдущий вид), а также таблицу и схему смазки. Допускается вводить до­полнительные операции по замене моторного масла в ди­зеле с обслуживанием маслоочистителя, а также прово­дить техническое обслуживание агрегатов электрооборудо­вания и топливного насоса с периодичностью 2000 мото-ч наработки.

 

При техническом обслуживании тракторов и машин следует соблюдать санитарные правила организации тех­нологических процессов и гигиенические требования, а также требования ГОСТ. Для технического обслуживания тракторов и машин в соответствии с установленной периодичностью необходим учет их нара­ботки. Основой ведения графика технического обслужива­ния служит ежедневный учет наработки с момента начала эксплуатации новой или капитально отремонтированной машины.

В эксплуатационной документации (формуляре, сервис­ной книжке) трактора или машины в графе проведения ТО отмечают все ТО (кроме ЕТО) с указанием даты, вида, а также наработки с момента эксплуатации новых или капитально отремонтированных тракторов или машин. Сезонные технические обслуживания тракторов совмеща­ют с очередным ТО-1, ТО-2 или ТО-З.

Техническое обслуживание при эксплуатационной об­катке, ТО-З, ТО-ВЛ и ТО-ОЗ тракторов проводят в ста­ционарных мастерских, на станциях и пунктах технического обслуживания, ТО-1 и ТО-2 тракторов и машин допу­скается на местах их работы с использованием передвиж­ных агрегатов технического обслуживания.

 

При техническом обслуживании тракторов и машин применяют обору­дование, обеспечивающее его проведение в соответствии с требованиями перечня работ раздела «Техническое обслуживание», документа «Техническое описание и инст­рукция по эксплуатации». При ТО-З применяют оборудо­вание для ресурсного диагностирования машин или ис­пользуют передвижную диагностическую установку. Пара­метры технического состояния составных частей трактора или машины проверяют с применением контрольно-диагно­стического оборудования. Диагностирование выполняют, пользуясь контрольно-измерительными приборами, встро­енными в трактор или машину, или внешних средств ди­агностирования. При диагностировании определяют необ­ходимость выполнения, а также перечень и содержание регулировочных работ (восстановление параметра) для опе­раций технического обслуживания, проводимых с периоди­ческим контролем.

При ТО-З, предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту, трактор должен быть подвергнут ресурсному диагностированию для определения возможности его даль­нейшего использования или постановки на ремонт. Если значения ресурсных параметров находятся в допускаемых пределах, то плановый текущий или капитальный ремонт проводят по истечении продленной наработки. При невозможности дальнейшей эксплуатации по результатам ресурсного диагностирования устанавливают вид ремонта трактора.