Уникальная личность, уникальная художественная концепция и уникальный художественный результат чистого искусства.

Объект 3.
Дом на улице Франклина 25, в Париже, О. Перре. 1903г. и Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. 1929-1931г.

Открытие нового материала – ЖЕЛЕЗОБЕТОНА-создало условие для строительства уникальных зданий.

Открытие железобетона в практике Огюста Перре и научная теория современной архитектуры Ле Корбюзье.

Перед формированием 5-ти принципов современной архитектуры предшествовали открытия: железобетона, математического расчета балки, колонны, монолитной армированной плиты, безбалочного перекрытия.

П.Л. Нерви, - железобетон самый лучший в мире материал, он принимает любые формы и отвечает на любые нагрузки.

Многоквартирный жилой дом на улице Франклина 25 бис в Париже. О. Перре. 1903г.

• Самым парадоксальным фактом, является то, что задолго до провозглашения принципов современной архитектуры Ле Корбюзье, на практике уже существовал дом, построенный Огюстом Перре на улице Франклина 25 бис в Париже, строго соответствующий этим самым принципам.

Дом на улице Франклина 25 бис был построен на основе точного инженерного расчета с использованием нового строительного материала, и новой для своего времени технологии ее возведения.

• Даже существует такой курьез, что Огюсту Перре банки отказывали выдавать кредит на строительство дома, так как расчетные колонны казались экспертам очень тонкими, и они предсказывали, что дом может обрушиться.

Все это свидетельствует о том, что здание является продуктом чистой науки.


Многоквартирный жилой дом на улице Франклина 25 бисв Париже. О.Перре. 1903г.

 

О. Перре во Франции , по свидетельству Ле Корбюзье, был единственным на пути нового направления». «Огюст Перре с присущим ему пониманием задач строителя дал решительный импульс Ле Корбюзье для выбора своего собственного пути», - сказал З. Гидион своей книге*.

5 Законов современной архитектуры или ордер XX века, но без поправок

• Основатель теории современной архитектуры Ле Корбюзье, провозгласил 5 принципов современной архитектуры: 1.свободно стоящая колонна в пространстве; 2. дом на опорах; 3. свободный план; 4.свободный фасад; 5.сад на крыше.

• В принципе, Ле Корбюзье мог бы провозгласить только один принцип, и это был бы принцип, вытекающий из свойств каркаса здания, который дает полную свободу планировкам планов всех этажей и всем фасадам здания!

Полная независимость каркаса здания от функций, протекающих в нем, что позже было доказано Мисом ван дер Роэ.

• З. Гидион кн. Пространство, время, архитектура, М. Стройиздат, 1984г. (стр. 204)

Дом на опорах – новизна,подчеркивающая преодоление силы, связывающей здание с землей, где передача нагрузки на фундамент происходит через опору в пространстве - полная независимость каркаса от всего, что прежде его связывало, а последний этаж, наоборот, может быть эксплуатируемым и стать частью земли с садом.

Новизнавосприятия ограждающей стены, которая стала навесной.

Новизнавосприятия угла здания, которое можно полностью остеклить.

Новизнавосприятия колонны , которые можно вынести за ограждающие стены здания

Свободу фасадаздания иногда выражали ленточными окнами, где непрерывная лента окон не прерывалась межоконными промежутками, обусловленными несущими свойствами традиционных несущих стен и многое другое, что давал новый материала и каркас здания.

По этим принципам были построены уникальные дома современной архитектуры с использованием свойств нового материала железобетона

1. Вилла Савой в Пуасси. 1929-1930г.

2. «Дом над водопадом» Ф.Л. Райт. 1935-1939г.

3. Жилой дом Эдит Фарнстворт в Иллинойсе Мис Ван дер Роэ.

4. Жилой дом Ф. Джонсона «Стеклянный дом» в Нью-Кейнене, Коннектикут, США.

5. Дом Лавелла в Лос-Анжелесе. Р.Нейтра.1927-1929г.

6. Дома Смита в Дарьене. Коннектикут. 1960-1970г.

7. Дом Вайнштейна в Олд Вестберн. Нью-Йорк. 1969-1971г. Ричард Мейера.

8. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года, построенный Людвигом Мис ван дер Роэ, и другие здания и сооружения 20 века.

Объект 4. «Дом над водопадом» Ф.Л. Райт. 1935-1939г. Использование свойств нового материала в необычных условиях и, в результате - уникальность по месту расположения.

• Дом над водопадом словно был создан самой природой, и всегда существовал над этим водопадом, именно этот вид является уникальным в архитектуре дома.

Поправки к 5 принципам современной архитектуры:

• «……..вы не сумеете себе представить этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотъемлемой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его». Ф.Л.Райт.

Секреты «Дома над водопадом»

Секрет единства архитектуры и окружениясоздается крестообразным переплетением планов природного ландшафта и архитектуры.

• 1. На первом плане сам водопад и он «главное действующее лицо», без которого не было бы композиции «дом над водопадом», где вертикальная струящаяся плоскость падающей воды, передает настроение живой природы.

• 2. На втором плане парит гладкая плита террасы, которая перегораживает воду, как мост.

• 3. Третий план это плита – навес над террасой, лежащий крестом, перпендикулярно к плоскости плите террасы;

• 4. четвертый план – плита перекрытия дома.

Секреты Дома над водопадом

• 5. Пятый план это вертикальная линия трубы камина, которая завершает перспективу.

Второй секретэтой многоплановой композиции – выделение или сопоставление фактур материалов – натурального камня и искусственного железобетона.Только горизонтальные монолитные плиты оставлены гладкими, а все остальные части жилого дома имеют природную фактуру натурального камня, что зрительно «прячет» их в общей композиции здания и «растворяет» в окружающей среде. Такой подход позволил, во-первых, показать свойства монолитного железобетона, способного «работать» большими консолями, а вид, где вы совсем не видите опор, придает ей очень большую силу выразительности.

«Дом над водопадом»
Ф.Л. Райт. 1935-1939г.

Трудно представить, что скромное небольшое загородное жилище, построенное в тридцатые годы, до сих пор не теряет своего имиджа, как уникальное здание, хотя в нем не использованы уникальные технические или технологические средства, но он продолжает удерживать лидерство уникального здания за счет необыкновенной привлекательности художественного образа - непреходящей ценности.