Артефакт (археология)

Стратиграфия (в археологии)

Стратиграфия в археологии, порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям. Изучение С. необходимо для установления относительной датировки слоев, прослоек (а также сооружений, погребений, вещей). Особенно большое значение оно имеет в случаях, когда естественный порядок слоев нарушен перекопами, обвалами, оползнями, эрозией и т.п. С. археологических памятников устанавливается изучением вертикальных разрезов. При помощи др. методов археологии, а также методов естественных наук (см. Типологический метод.Археологическая датировка, Геохронология) от относительных стратиграфических датировок переходят к абсолютным датировкам. Стратиграфические выводы по одному памятнику часто могут быть использованы для установления относительной датировки памятников целой области. При помощи данных С. была установлена относительная, а затем и абсолютная хронология каменного века. Особое значение С. имеет для изучения поселений с мощным (иногда сильно потревоженным) культурным слоем — первобытных поселений, древневосточных, античных и средневековых городов и т.п., где каждый слой отражает определённый этап истории. Последовательность территориального роста поселений или могильников в археологии называют горизонтальной С.

 


«Археология СССР»

"Археология СССР", Свод археологических источников (САИ), издание, осуществляемое с 1961 институтом археологии АН СССР. Имеет целью публикацию, систематизацию и научное обобщение материала, накопленного дореволюционной русской и советской археологической наукой. Издаётся отдельными выпусками, содержащими вводный текст, иллюстрации, каталоги находок и пр. Вся программа рассчитана на 400—500 выпусков. К началу 1970 издано 43 выпуска.

 

Артефакт (археология)

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Артефакт.

Артефа́кт в археологии — объект, подвергнувшийся в прошлом воздействию человека, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Ценные с точки зрения науки или искусства артефакты демонструются в музеях и на выставках.

[править]Терминология

Слово «артефакт» в русскоязычной литературе используется относительно недавно и является заимствованием из английского языка (англ. artifact, artefact), которое в свою очередь происходит от лат. ars («искусственно») + лат. factum («сделанное»). Также в русскоязычной литературе для названия артефактов использовались или используются такие эквивалентные термины:

§ вещественные источники. При использовании этого термина обычно подразумевается, что речь идёт об артефактах, которые не содержат каких-либо надписей. Артефакты, содержащие письмена, называют «письменными источниками».

§ предметы материальной культуры. Здесь слово «культура» используется в том же смысле, что и в термине археологическая культура.

§ археологические памятники. Этот термин имеет более широкое значение, археологическими памятниками также называются более крупные объекты, такие как, например, древнее поселение в целом. Археологическими памятниками чаще всего называются особо ценные артефакты.

 

Чоппер (от англ. chopper — нож, колун) — одно из древнейших орудий труда эпохи палеолита. Чоппер был крайне прост в изготовлении и представлял собой заострённую гальку или булыжник размером до 7,5—10 см. Рабочий край создавался несколькими сколами, производимыми только с одной стороны, и имел неправильную форму. Вся остальная часть орудия оставлялась необработанной и служила местом захвата рукой. Для изготовления более поздних орудий — чоппингов — скол делался с двух сторон. Ещё более тщательно обитое орудие называется рубило.

Чопперы впервые начали изготовляться австралопитеками около 2,6 млн лет назад и использовались как рубящее и режущее орудие а также как скребок. Уже в рамках олдувайской культуры их начинают вытеснять более совершенные чоппинги и рубила, однако чопперы оставались повсеместно распространены и практически не менялись весь палеолит. В областях, где помимо гальки не было иного сырья (например ареал гиссарской культуры), чопперы сохраняются до конца каменного века. Тасманийцы изготавливали их даже в XIX веке.

 

Археология России — археологические исследования на территории России, проводимые с целью изучения первобытных обществ. В полномасштабной реальной истории ничего доисторического и внеисторического нет. Историки отмечают, что в связи с существенной географической и культурной неоднородностью территории России, исторический период в разных регионах заканчивался в разное время, с разбросом в несколько тысячелетий, поэтому историки и археологи, как правило, рассматривают по отдельности несколько регионов:

§ европейская Россия (включая субрегионы: лесные массивы северо-запада и центра, степная зона юга европейской части, и др.);

§ Северный Кавказ;

§ Сибирь;

§ Дальний Восток (иногда отдельно рассматриваются культуры дальневосточной Арктики).[1]

 

Содержание [убрать] · 1 Палеолит · 2 Неолит · 3 Бронзовый и железный век · 4 См. также · 5 Примечания · 6 Литература · 7 Ссылки

[править]Палеолит

Территория России была обитаема с ледникового времени уже более миллиона лет назад в Приазовье и на берегах Лены, эту богатейшую историю первобытных групп и культур, населяющих современную территорию России, отражают разнообразные археологические культуры на российских землях . Самыми древними стоянками homo sapiens (людей разумных, современного вида) считаются Костёнки, Зарайская стоянка (45-35 тыс. до н. э.) и Сунгирь (25 тыс. до н. э.). Эти поселения состояли из построек, нередко из костей мамонта, и обтянутых шкурами. Население вело сложную хозяйственную деятельность, одевалось в меховые одежды. Тела умерших хоронили, посыпаяохрой, что свидетельствует о развитом мировоззрении. Важные уточнения в исследованиях времён среднего и верхнего палеолита (со стороны археологов, антропологов, культурологов, лингвистов и других специалистов ) вносят учёные, развивающие историческую геногеографию и распространение носителей женских и мужских гаплогрупп.

В постледниковую мезолитическую эпоху европейскую часть России заселили кроманьонцы свидерской культуры, потомками которых являлись народы бутовской (VIII—VI тыс. до н. э.) и верхневолжской культур (VI—III тыс. до н. э.). Они уже использовали лук и стрелы в качестве оружия. На поздних стадиях намечается переход к субнеолиту, поскольку они начинают осваивать керамику.

[править]Неолит

 

 

Территория России в эпоху неолита: Культура ямочно-гребенчатой керамики (фиолетовая)

В эпоху неолита леса Европейской части России заселяют монголоидные охотники льяловской и ямочно-гребенчатой культуры (4200-2000 гг. до н. э.), которых сменяет волосовская культура (2200—1500 гг. до н. э.).

В V тыс. до н. э. степи Донско-Волжского междуречья в неолите заселяют праиндоевропейские народы хвалынской культуры (родственники Среднестоговской культуры). Они уже одомашнили лошадей и плавят медь. Их сменяет ямная(3600—2300 до н. э.) и срубная культуры. На востоке индоевропейские народы еще в III тыс. до н. э. достигают территории Южной Сибири (Афанасьевская культура). Важным центром индоевропейских народов становится протогородАркаим.

[править]Бронзовый и железный век

По некоторым версиям концепции, доисторическая Россия со времен бронзового века характеризуется т. н. борьбой «финского» Леса и «арийской» Степи. С запада вторглись народы фатьяновской культуры (3200-2300 гг. до н. э.), а с юга — абашевской. Первая не оставила прямых наследников, а симбиоз со второй породил городецкую культуру геродотовых фиссагетов. К северо-западу от нее сформировалась «финская» дьяковская культура, прямыми потомками которой считают исторические народы меря (марийцы), мурома и весь (вепсы). На современном уровне науки однозначные этнические привязки приведенных культур — как и любых археологических культур, особенно в регионах постоянных миграций — невозможны.

На крайнем западе России из локального варианта срубной культуры (Поздняковская культура) формируется протобалтская Бондарихинская культура, на основе которой складывается юхновская культура геродотовых будинов.

[править]


Археология библейская

·

Жан Франсуа Шампольон

·

Георг Фридрих Гротефенд

·

Генри Кресвик Роулинсон

Из 10

АРХЕОЛО́ГИЯ (от греч. ἀρχαι̃ος — древний, λόγος — наука) БИБЛЕЙСКАЯ, область библ. науки, к-рая изучает по древним памятникам историч. среду, где возникла Библия и совершались события свящ. истории. Библ. А. призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библ. данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировку текстов. Результаты библ. А. также помогают в уяснении смысла библ. книг, реконструируя историч. фон их написания.

Старая библейская А. сложилась до того, как были найдены основные памятники *Древнего Востока и *античности, проливающие свет на *историю библейскую. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Писания (и греко-римских авторов), относящиеся к быту, обществ. устройству, календарю, обычаям и культу времен ВЗ и НЗ. Сводка такого рода знаний давала возможность читающему Библию свободнее ориентироваться в "библейском мире", отделенном от нас многими веками. Важность этой ориентации была отмечена еще *антиохийской школой экзегезы, к-рая черпала свои сведения не только из Библии, но и из знакомства с вост. обычаями. Свт. *Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живую обстановку, в к-рой происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библ. А. Среди трудов по библ. А. старого типа укажем на следующие:

*Кейль К. Ф., Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874; *Мунк С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879; Тристрам Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900; *Троицкий И. Г., Библ. А., СПб., 1913 (эта обобщающая работа включает уже материалы по новой библ. А.).

Новая библейская А. стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библ. периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства (см. ст. Древний Восток и Библия). До этого времени из внебибл. текстов были известны лишь *Талмуд, *таргумы, труды *Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные антич. авторами и отцами Церкви.

Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой франц. филолог Ж. Ф. Шампольон (1790—1832) сумел прочесть егип. иероглифы. Тем самым было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, к-рая продолжается и поныне. Первые успешные шаги в расшифровке древнеперс. клинописи сделал нем. учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775—1853), а в 1835 англ. филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810—95) сумел прочесть надпись перс. царя Дария. В 40—50-х гг. 19 в. франц. и англ. археологи раскопали ряд холмов в Двуречье, под к-рыми были открыты древнеассир. города Ниневия и Калах (см. работы П. Э. Ботта, *Лэйарда, *Кольдевея и др.).

В нач. 20 в. были произведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаемых в Библии). Их письменность удалось расшифровать чеш. ученому Б. Грозному (1879—1952). Немалое значение для библ. А. имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в частн. текстов г. Угарита (ныне Рас-Шамра). Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и профессором *Иерусалимской библейской школы *Дормом. Все эти и др. открытия расширили рамки А. и заставили по-новому оценить взаимодействие ВЗ с культурой Древнего Востока. Отныне библ. А. основное внимание уделяет именно изучению памятников, прямо или косвенно касающихся Библии.

Огромное значение в библ. А. приобрел новый метод датировки. За его разработку У. Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, называемый радиоуглеродным, применяется при датировке предметов органич. происхождения. Высокочувств. совр. приборы могут с известной точностью установить возраст изучаемого дерева, папируса, льна и т. д. В те же годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, позволяющий датировать древние керамические изделия.

● *Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961; Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24; Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963; Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980; Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962; его же, Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963; Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968; Липин Л. А.,Белов А. М., Глиняные книги, Л., 19562; Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;Мильчик М. И., Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 19672; Рубинштейн Р. И., Разгаданные письмена, Л., 1960; ее же, Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962; Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965. Библиогр. пер. древних текстов см. в ст. Древний Восток и Библия.

Библ. А. делится в наст. время на две области: общую и палестинскую.

Общая библейская А. изучает внебибл. памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Свящ. Писания. Ниже мы перечислим важнейшие из этих открытых археологами памятников.