Вопрос 2 Краткий исторический обзор развития гигиены. Известные учёные-гигиенисты и их вклад в развитие науки.
Вопрос 1: Определение, цель, задачи и методы гигиены. Связь её с медико-биологическими и клиническими дисциплинами.
Медицина – сис-ма научных знаний и практической деятельности, цель которой – укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение болезни, лечение больных.
Отрасли: 1,лечебная 2, профилактическая
Гигиена – от греч- «целебный, приносящий здоровья» - наука(отрасль профилактической медицины ), которая изуч. закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье и разрабатывает профилактические мероприятия на предотвращение появления заболевания.
Гигиена - это научная основа профилактической медицины.
Санитария – совокупность практических мероприятий, направленных на реализацию требований гигиены.
Организацию и проведение сан-гигиен. и противоэпидемических мероприятий обеспечивает сан.-эпидемиологическая служба.
Общая гигиена – многоотраслевая профилакт. дисциплина, в состав которой входят следующие отрасли: гигиена питания, коммунальная гигиена, г. труда, детей и подростков, леч-профилактических организаций, военная гигиена, авиационная, железнодорожного и водного транспорта.
Цель – сохранении и укреплении здоровья на индивидуальном, групповом, популяционном уровнях.
Задачи:
1,изуч. Факторов окруж.среды, оказывающих влияние на здоровье человека.
2,изуч. Закономерностей влияния факторов внешней среды и соц.условий на организм или популяции.
3,научное обоснование, разработка и внедрение гигиенических нормативов и правил, мероприятий по максимальному использованиб положительно влияющих на организм человека факторов окр.среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих.
4,прогнозирование гигиенич.ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.
Предметом изучения:
- состояние здоровья людей на индивидуальном, групповом и популяционном уровне
- состояние окружающей среды
Методы гигиенич.исследований:
1,гигиенич. Обследование и описание
2,гигиен.эксперимента( натурального и лабораторного), в том числе с помощью токсилогических и биологических методов
3,лабораторные методы: физич, химич, бактериологические.
4, клинич. Методы (соматоскопические, соматометрические, физиологические, иммунологические, биохимические и др.)
5,Социологические и сан-статистические методы
6, метод гигиенич.экспертизы.
Вопрос 2 Краткий исторический обзор развития гигиены. Известные учёные-гигиенисты и их вклад в развитие науки.
История развития гигиены насчитывает несколько тысяч лет, и она является древнейшей медицинской наукой. Всю многовековую .историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:
- эмпирическая гигиена (опытная гигиена) – постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний – Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В труде Гиппократа «О воздухах, почвах и местностях» обобщены накопленные к тому времени эмпирические гигиенические знания. Выдающийся врач Древнего Рима Гален (2 век н.э.), считал, что гигиена должна составлять отдельный раздел медицины. Интересно, что в Древнем Китае семейный врач получал плату при отсутствии болезней в семье, в случае болезни он лишался гонорара.
В период средневековья центры медицинской науки переместились, из задавленной инквизицией Европы на Восток (в многотомном труде Абу Али Ибн-Сина – Авиценна – «Канон врачебной науки» – один из томов полностью посвящен гигиеническим вопросам). Вопросы гигиены и диетологии отражены в знаменитом «Салернском кодексе здоровья» – итальянском манускрипте (12 век).
Завершается период эмпирической гигиены временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа (А.Левенгук) и природы заразных болезней (Д.Фракастро «О заразе, заразных болезнях и лечении их» – 16-17 века).
- период научно-экспериментальной гигиены – период всестороннего научного изучения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, не на опыте людей, а в модельных экспериментальных условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекомендаций.
Первый научный труд по гигиене – итальянского врача Б. Рамаццини – “Размышления о болезнях ремесленников”, где описаны условия труда 52 профессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирургической академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу – “Полная система медицинской полиции” (основы санитарной службы).
Существует 4 основные модели возникновения неинфекционных заболеваний:
- ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ модель-воздействие неблагоприятных факторов внешней среды, в результате которого в организме накапливаются ксенобиотики - чужеродные вещества, нарушающие обменные процессы
- МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ- нарушение физиологии питания на клеточном уровне вследствие нехватки нужных биологически активных веществ, с одной стороны, и избытка продуктов метаболизма ("шлаков") с другой;
- ГЕНЕТИЧЕСКАЯ модель - индуцируется под воздействием внутренних или внешних повреждающих факторов, обусловливает конкретную форму заболевания у каждого человека;
- ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ - болезни развиваются вследствие нашего "неправильного поведения" (онтогенез - индивидуальное развитие организма). Сюда относятся переедание, малоподвижный образ жизни, чрезмерная фрустрация, негативная психологическая установка и так далее.
Чаще всего мы имеем СМЕШАННУЮ МОДЕЛЬ возникновения патологии в организме - она протекает как СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОГО АДАПТИВНОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ