Методические рекомендации

В табл. 1.1 приведены результаты вегетационного опыта – опыта по выращиванию растений в строго контролируемых условиях. В стрессовом однофакторном эксперименте значения изучаемого фактора (в данном случае – содержания азота) должны изменяться от величины экологического минимума («гибель от недостатка») до величины экологического максимума («гибель от избытка») при постоянном и оптимальном значении всех других факторов. Питательная смесь – смесь минеральных солей, в состав которой входят необходимые растениям химические элементы в оптимальном соотношении. Используется в вегетационных опытах. Например, полная питательная смесь Гельригеля. Внимание! При построении графика необходимо рассчитать количество азота в мг/кг в контроле.

7. Аудиторная работа над задачами

Задачи

Задача 1. Предложите два показателя жизнедеятельности липы, зависящих от температуры окружающей среды, значение которых можно регистрировать (измерять) в эксперименте практически непрерывно в течение светлого времени суток.

.....................................................................................................................................................

Задача 2.Приведите конкретные примеры трёх биотических экологических факторов. Приведите примеры трёх информационных экологических факторов для растений. Приведите три примера антропогенных экологических факторов.

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

Задача 3. Организм может иметь широкий диапазон толерантности к одному экологическому фактору и узкий – к другому. Например, организм может быть эвритермным, но стеногидрическим. Проиллюстрируйте это дополнение к закону толерантности (в виде графика).

Задача 4. Самостоятельно проиллюстрируйте пятое дополнение к закону толерантности, используя приведённый в тексте пример: «Взрослые голубые крабы и многие другие морские животные могут переносить как солоноватую …».

Задача 5. Изобразите кривые толерантности для абстрактных:

А. Эвритермного организма; Б. Стенотермного и криофильного организма; В. Стенотермного и термофильного организма на одной схеме (графике).

Задача 6. Где вы ожидаете получить наибольшую прибавку (в % от исходной) урожайности пшеницы при внесении одинаковой дозы минеральных удобрений: а) на «бедных» питательными веществами почвах или б) на «богатых» почвах. Докажите.