ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ 1 (4 часа)
1. Организационно-методические вопросы:
· Структура и содержание учебного пособия «Общая экология».
· Информационное обеспечение курса, список литературы.
· Балльно-кредитная система оценки.
· Заполнение календарно-тематических планов (простым карандашом)
2. Обсуждение содержания темы «Организмы и среда – общие закономерности». Контрольные вопросы:
1. Что такое «экологический фактор»? Приведите примеры экологических факторов.
2. Охарактеризуйте принципы классификации экологических факторов и приведите примеры.
3. Приведите сравнительную характеристику императивных экологических факторов наземных и водных экосистем.
4. Какие экологические факторы называют лимитирующими? Какие факторы могут лимитировать урожайность сельскохозяйственных культур?
5. В чём сущность «закона минимума» Ю. Либиха?
6. Приведите формулировку закона толерантности. В чём его отличие от «закона минимума»?
7. Охарактеризуйте основные особенности «кривой толерантности».
8. Проанализируйте дополнения к закону толерантности по Ю. Одуму.
9. В чём сущность закона совместного действия экологических факторов?
10. Что такое адаптация? Приведите примеры этологической адаптации.
3. Проверка правильности выполнения «обучающих тестов» к теме 1.
4. Обсуждение домашнего задания по теме 1:
· Задание 1.1 – обсуждение и оценка собственных тестов.
· Задания 1.2 –1.3 – проверка правильности выполнения заданий и их оценка.
· Задание 1.4 – представление и обсуждение вариантов выполнения задания «Зависимость благополучия от дохода». Оценка.
· Задание 1.5 – обсуждение и оценка схемы «Трансформация экологического фактора в иерархии систем техносферы».
5. Обсуждение подготовки к выполнению заданий по теме 2. Демонстрация образцов выполнения заданий.
6. Аудиторная практическая работа «Кривая толерантности»
Задание.Постройте кривую толерантности по данным табл. 1.1. Рассчитайте содержание азота в контроле. На рис. 1.2 укажите: диапазон толерантности, зону нормальной жизнедеятельности, оптимума, зоны стресса, экологический минимум и максимум.
Рис. 1.2. Зависимость фитомассы проростков ярового ячменя от содержания азота.
Исходные данные
Таблица 1.1. Зависимость фитомассы проростков ярового ячменя от содержания азота.
Вариант опыта | Фитомасса, г/сосуд | Вариант опыта | Фитомасса, г/сосуд |
1. Контроль* 2. Без азота 3. 10 мг/кг N 4. 50 мг/кг N | 5. 90 мг/кг N 6. 110 мг/кг N 7. 150 мг/кг N 8. 200 мг/кг N 9. 250 мг/кг N |
* Контроль – полная питательная смесь Гельригеля (1883 г), на 1 кг песка:
0,492 г Ca(NO3)2; 0,136 г КН2РО4; 0,075 г КСl; 0,06 MgSO4; 0,025 г FeCl3.