Сарматы и их археологические памятники.

Сарматы (савроматы) – VIII–IV вв. до н.э. – III в. н.э. Первоначально сарматы жили между Доном и Уралом. Их культура была близка к скифской. Геродот говорит, что сарматы и скифы понимали друг друга. Но в IV в. до н.э. союзнические отношения между сарматами и скифами нарушились. Сарматы переходят через Дон, занимают скифские кочевья и постепенно вытесняют скифов.

Поселения сарматов сравнительно редки, они сосредоточены главным образом в степных районах Подонья и Прикубанья, окружены рвом и валом, по верху которого шла стена из двух плетней, а между ними была насыпана земля. Внутри этих укреплений были небольшие глинобитные дома, возле которых обычны зерновые ямы. Находят железные серпы. Земледелие было пашенным. Сеяли пшеницу и просо. Встречаются толстые слои рыбьих костей, а так же грузила для сетей. Рыболовство было существенным подспорьем в хозяйстве. Осёдлые сарматы разводили лошадей, коров, овец, свиней.

Знамениты сарматские курганы. В Новочеркасском кургане с погребённой женщиной, которую считают сарматской царицей, были найдены импортные сосуды, серебряные предметы, художественная бронза, золотые изделия.

Оружие сарматов отличается от скифского. Вместо короткого колющего меча у сарматов длинный рубящий конный меч. Стрелы у сарматов уже железные, они тех же форм, что и у скифов, т.е. трехлопастные, но в отличие от скифских они не втульчатые, а черешковые. Сарматы носили металлический доспех, он был пластинчатый или кольчужный.

Название сарматов сохранялось приблизительно до II в. до н.э., когда его вытеснило название одного из сарматских племён – аланов.

Из материалов, относящихся к сарматской культуре, следует отметить корчагу, украшенную пальцево-ногтевыми защипами и вдавлениями, лепной сосуд и миниатюрный сосудик, орнаментированный точечными вдавлениями и прочерченными линиями.

В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.[2]

Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.

Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом II в. до н. э. — концом I в. до н. э.