II. Рынок совершенной Конкуренции.

Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, который предполагает наличие следующих условий:

1. На рынке действуют независимо друг от друга множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами.

2. Полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства, т.е. существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

3. Абсолютная прозрачность рынка, то есть покупатели и продавцы имеют равную возможность получить полную информацию о состоянии всего рынка, прежде всего об интере­сующих их продуктах и ценах на них.

4. Отсутствие барьеров на пути вступления на рынок[1] или выхода из него.

5. Абсолютная однородность (стандартность) реализуемых товаров и услуг, т.е. обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;

6. Отсутствие субъективного контроля (власти) над ценами со стороны производителей, когда ценообразование предстает как объективный процесс, и рыночная цена воспринимается как величина данная.

7. Невозможность любого отдельно взятой фирмы оказывать влияние на решения других фирм, а также на формирование рыночной цены, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. В условиях такого рынка фирмы не могут воздействовать на рыночную ситуацию и потому должны к ней приспосабливаться.

Необходимо подчеркнуть, что только наличие суммы всех названных условий позволяет создать идеальную модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного рынка с механизмом свободного ценообразования.

Совершенная конкуренция в полном объеме не достижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Совершенную конкуренцию можно рассматривать как научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим.

В современных условиях с определенными допущениями в качестве рынков, которые по своим характеристикам приближаются к рынку совершенной конкуренции, можно назвать рынки сельскохозяйственной продукции (зерна), ценных бумаг, валюты.