I. Конкуренция: Содержание, Функции, Основные типы рыночных структур.

Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли и, следовательно, расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечи­вающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Конкуренция (от лат. concurrere – соперничать, бежать вместе, сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Американские профессора экономикиКембелл Р. Макконнелл иСтенли Л. Брю утверждали, что «сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей – предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену».

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В современной рыночной экономике можно выделить следующие основные функции конкуренции:

1) Регулирующая.

Конкуренция воздействует на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести. Создатель всемирно известного электронного концерна К. Мацусчта образно называл потре­бителя королем, а производителей — «его верноподданными», которые должны почтительно и с возможно большими для короля удобствами помочь ему сделать выбор.

2) Аллокационная(функция размещения).

Конкуренция – это способ эффективного размещения, распределения самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их приме­нение обеспечивает наибольшую отдачу.

3) Инноваци­онная.

Благодаря конкуренции на рынке появляются различные новаторства (нововведения), опирающиеся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющие динамизм фактического раз­вития субъектов рыночной экономики. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или снижать издержки производства.

4) Адаптационная.

Конкуренция способствует рациональному приспособлению предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

5) Распределительная.

Конкуренция оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (ва­лового национального продукта) среди потребителей.

6) Контролирующая.

С одной стороны, если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка. С другой стороны, конкуренция не допускает установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во мно­гом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обес­печиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским иссле­дователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило автору выделить несколько основных факторов, опре­деляющих экономический успех в рыночной конкуренции, конкурентоспособность предприятий в условиях рыночной экономики.

1. Наличие факторных условий, необходимых для поддер­жания конкуренции в данной отрасли: достаточный капитал, развитая ин­фраструктура, квалифицированные кадры, технология, информация и др. Принципиальное значение здесь имеет не статичное наличие или отсут­ствие тех или иных факторов производства, а характер и темп их формирования, эффективность использования. Большое значение также имеют не столько базовые факторы (транспорт, рабочая сила, основ­ные фонды), сколько наиболее современные и специализированные: особая квалификация, научный потенциал, достижения в определенной деятельно­сти. Например, Япония начиная с 50-х годов имела значительно большее число инженеров на душу населения, чем другие страны. Это внесло боль­ший вклад в конкуренцию, чем низкая заработная плата в промышленности. Аналогичный пример из американской действительности: высокий уровень квалификации американских программистов и специалистов по информати­ке оказал влияние не только на развитие данной отрасли, но и на информа­ционное обеспечение и технический уровень целого ряда других отраслей. Необходимо не просто иметь преимущество в факторах производства, но и постоянно поддерживать и улучшать их высокий стандарт.

2. Условия внутреннего спроса: объем, структура спроса, уровень благосостояния, возможности его увеличения (рост доходов, изменение струк­туры потребностей, интернационализация спроса и др.). При этом выигрыва­ют те страны, в которых внутренний спрос дает более четкую картину для действия не зарубежных фирм, а своих, создавая им дополнительные возмож­ности для достижения успеха в конкуренции и затрудняя успех инофирмам.

3. Смежные и обслуживающие отрасли. Каждая из них должна быть сама конкурентоспособной и в системе с основными отраслями спо­собствовать успеху в конкуренции. Например, химия и производство чернил в Германии; обработка кожи и производство обуви в Италии; электронно-измерительная техника и медицинская аппаратура в США и т.д.

4. Стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними. Основной субъект конкуренции в рыночной экономике – фирма. Здесь важен учет исторических, национальных особенностей отно­шений собственности, организации и управления, предпринимательской культуры.

5. Роль случая, неожиданно открывшийся шанс. Здесь действует определенная закономерность: лучше всего используют неожиданно под­вернувшуюся возможность для выигрыша в конкурентной борьбе те фирмы и страны, которые располагают наиболее благоприятной системой изложен­ных здесь четырех факторов, обеспечивающих успех в конкуренции.

6. Государство играет в конкуренции вспомогательную роль. Как бы хороша ни была государственная политика, она не обеспечивает успеха, если служит единственным источником конкурентоспособности. Успешной роль государства в конкурентной борьбе становится тогда, когда существу­ют другие предпосылки успеха, а государство усиливает их значение.

Можно выделить следующие виды конкурентной борьбы. С одной стороны, конкуренция может быть:

1. Добросовестная. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя, так как он получает больше продукции, более высокого качества, по более низким ценам.

2. Недобросовестная. В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданскими и уголовными кодексами. От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), а не потребители. В данном случае методы конкурентной борьбы связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил. Недобросовестная конкуренция может проявляться в следующих видах:

­ продажа по демпинговым (заниженным) ценам, ценам ниже себестоимости;

­ злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения;

­ дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т.п.

­ промышленный шпионаж;

­ ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

­ переманивание специалистов из соперничающих фирм и т.п.

С другой стороны, конкуренция может быть:

1. Ценовая.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента.

С одной стороны, производитель, чтобы создать для своей продукции более благоприятные условия на рынке и подрыва позиций конкурента, снижает цену посредством уменьшения издержек производства.

С другой стороны, ценовая конкуренция возможна без уменьшения издержек производства путем уменьшения прибыли и ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам разным потребителям или группам потребителей. Различия в цене определяются не столько различиями в качестве продукта или издержками его, сколько возможностью производителя (как правило, крупного или единственного) произвольно устанавливать цены.

Например, авиакомпания снижает стоимость авиабилетов при их покупке туда и обратно; кинотеатр делает скидки на билеты детям, пенсионерам или на утренние сеансы; институт снижает оплату обучения нуждающимся студентам и т.п.

Различают ценовую дискриминацию

­ первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – продажа каждой единицы товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара, что приводит к изъятию монополистом всего излиш­ка покупателя. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуще­ствима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с за­казчиками.

­ второй степени – продажа различных объе­мов товаров (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (ус­луги) устанавливается в зависимости от величины партии (количества покупаемой продукции). При покупке большого количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Другой пример: в Москве существуют различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второй степени. К цено­вой дискриминации второй степени относится также применение кумулятивных скидок или скидок в зависимости от времени реализа­ции товара (услуги).

­ третьей степени (сегментация рынка) – продажа единицы товара (услуги) по разным ценам разным группам покупателей, т.е. на различных сег­ментах рынка. Здесь происходит сегментация рынка, т.е. покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Сегментация или разделение рынка на отдельные подгруппы покупа­телей, каждая со своими особыми характеристиками спроса, позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта чтобы удов­летворить потребности различных групп покупателей, увеличивая воз­можности сбыта своей продукции.

Ценовая дискриминация возможна при наличии следующих условий:

­ Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти.

­ Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт.

­ Первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродать товар или услугу.

2. Неценовая.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. В данном случае конкурентная борьба может осуществляться в следующих формах:

­ Дифференциация самого продукта.

Это означает разнообразие однородных изделий посредством изменений их дизайна и улучшения качественных характеристик. Эти меры направлены на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия «лучше» изделий конкурентов.

­ Дифференциации продукта методами сбыта и сервиса.

Рекламирование в средствах массовой информации, пробные продажи, стимулирование сбыта через агентов по продаже товаров, создание торговых точек, послепродажное обслуживание.

­ Введение новых торговых марок.

Конкуренция новых торговых марок учитывает, что в условиях технологического прогресса существующие изделия фирм начинают быстро устаревать. Чтобы оставаться конкурентоспособной, фирма вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.

В зависимости от того, сколько на рынке фирм, каковы их размеры, каков характер производимой ими продукции, есть или нет ограничения по проникновению на рынок данной продукции, доступна или нет информация, различают:

1. Рынок совершенной конкуренции.

2. Рынок несовершенной конкуренции.