Установление режима коммерческой тайны 1 страница
Право установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В других случаях конфидент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем. При этом на носителе информации или на сопроводительном документе устанавливается гриф «Коммерческая тайна».
Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайны и совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации, в том числе постановку и снятие грифа коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну.
Обязательной меройпо обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашений о конфиденциальности или иных договоров, подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны.
Дополнительные меры по обеспечению режима коммерческой тайны обладатель и конфидент коммерческой тайны устанавливают по собственному усмотрению. Дополнительными мерами могут считаться установление специального порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа на документах, содержащих указанные сведения, ограничение круга физических лиц, имеющих доступ к указанным сведениям.
Обладатель коммерческой тайныимеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если это не нарушает обязательства, принятые им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение.
При ликвидации юридического лица – обладателя коммерческой тайны ликвидационная комиссии (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке дальнейшего использования и охраны информации, составлявшей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.
Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате правопреемства, считается полученной правомерно. Информация, полученная без использования неправомерных средств при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием коммерческой тайны другого лица.
Лицо, правомерно и самостоятельно получившее информацию, одновременно являющуюся коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предусмотренными законодательством.
11. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).
Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.
Институт – это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.
Система информационного права существует объективно, поскольку отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».
Структурно система информационного права подразделяется на две части – Общую и Особенную.
В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования информационной деятельности. Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права. Изучается правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.
Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов. Институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа(институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных).
Таким образом, система информационного прававыглядит следующим образом:
1) Общая часть;
2) Введение. Основные понятия и определения;
3) Предмет и метод информационного права;
4) Источник информационного права;
5) Право на поиск, получение и использование информации;
6) Информация как объект самостоятельного оборота;
7) Документированная информация как объект информационных правоотношений;
8) Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений;
9) Правовые проблемы информационной безопасности;
10) Правовые проблемы виртуальной среды Интернет;
11) Особенная часть;
12) Информационные аспекты интеллектуальной собственности;
13) Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации;
14) Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела;
15) Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов;
16) Правовое регулирование отношений в области государственной тайны;
17) Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны;
18) Правовое регулирование отношений в области персональныхданных.
12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.
Информационное право активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями права, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.
Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом.Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует производство таких важнейших информационных объектов, как федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.
Информационное право также активно использует методы административного правав первую очередь при регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области массовой информации, по формированию информационных ресурсов и выдачу информации из них широкому кругу потребителей.
С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а потому правовые отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.
Отличительной особенностью информационного права можно считать наличие особых объектов правоотношений, мало изученных, а вернее, почти не изученных правовой наукой. Это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.
Информационное право регулирует отношения, связанные с информацией, информационными технологиями, информационной безопасностью. Для качественного регулирования информационных отношений необходимо исследовать юридические особенности и свойства этих объектов. Наиболее целесообразно изучать их методами и способами правовой информатики и правовой кибернетики.
Следует отметить, что правовая информатика и правовая кибернетика могут эффективно применяться для изучения информационной сущности права и правовой системы вообще, информационного строения права. Действительно, право и правовая система по своей сущности являются информационными системами, основанными как на фундаменте на создании, передаче и распространении таких сложных информационных объектов, как нормативные правовые акты.
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Под источниками информационного правапонимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.
По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.
Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.
Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.
Структура информационного законодательства:
• информационно-правовые нормы международных актов;
• информационно-правовые нормы Конституции РФ;
• нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
• информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.
Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).
Акты отрасли информационного законодательства:
Общая часть:
• законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
• законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);
• законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);
• законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;
• законодательство об информационной безопасности;
Особенная часть:
• законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);
• законодательство о средствах массовой информации;
• законодательство о библиотечном деле;
• законодательство об архивном фонде и архивах;
• законодательство о государственной тайне;
• законодательство о коммерческой тайне;
• законодательство о персональных данных.
14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Правовое регулирование информационных отношенийосновывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Выделяют следующие основные принципы.
1. Принцип приоритетности прав личности.Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом(принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.
3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства.Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.
4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности.То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.
6. Принцип законностипредполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.
7. Принцип ответственности.
8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателяоснован на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).
9. Принцип оборотоспособности информацииоснован на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее ове-ществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя,основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.
15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ
Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.
Классификация информационно-правовых норм следующая:
1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов – императивные и диспозитивные.
2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.
3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.
4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.
5. По сфере их применения (по масштабу действия):
• нормы федерального уровня и действия;
• нормы субъектов РФ;
• нормы органов местного самоуправления.
6. По объему регулирования:
• общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;
• межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
• отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
• на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.
16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Информационные правоотношениявозникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. В теории государства и права выделяют следующие признаки правоотношений:
1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;
2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле – индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.
К основным элементам информационного правоотношенияотносятся: 1)субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;
2) поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);
3) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;
4) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов. Классификация информационных правоотношений:
1) информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;
2) информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;
3) информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения;
4) информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.
17. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОИСКА, ПОЛУЧЕНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной сферы.
Реализация права на поиск, получение и передачу информации(право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (гл. 3).
Статья 29 п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Статья 44 п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации; право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.
Субъекты – потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления, за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации – авторами произведений или собственниками информационных объектов.
При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.
Необходимо урегулировать в полной мере отношения, возникающие при поиске и получении: сообщений, извещающих о положении дел или о состоянии чего-либо (получение достоверной, оперативной, полной информации, распространяемой СМИ); информации, содержащейся в научных, литературных произведениях, другой информации, распространяемой в том числе и в коммерческих целях; информации из государственных информационных ресурсов, представляющей общественный интерес или затрагивающей информационные права и свободы каждого потребителя.
Для обеспечения реализации права каждого на поиск и получение указанной информации государство должно обеспечить свободу ее производства и распространения, закрепить обязанности государственных структур и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению информации по запросам потребителей, установить порядок предоставления информации, ответственность лиц за необоснованный отказ в предоставлении информации.
18. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ПЕРЕДАЧЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХУСЛУГ
Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.
1. Открытая информациякак объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).
Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.
2. Массовая информация(информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям).
Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.
3. Официальные документы(законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).
Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти в порядке реализации установленной для них компетенции.
4. Обязательно представляемая документированная информация(обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).