I.Общее свойство художественной литературы и ее предмет

Форма вымысла и форма собственного слова.

«Нет такой области знаний, с которой не соприкасался бы литературный критик»

Литература относится к изобразительным искусствам.

Литература очеловечивает, гуманитаризирует.

Предмет литературы: человек и человеческая жизнь.

Литература – вид искусства.

По способу существования, онтологический принцип, литература относится к временным искусствам, образы которых обладают временной протяженностью.

Лессинг отмечал: «В центре словесного произведения – действия, то есть процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью»

От формы бытия искусств напрямую зависит характер их восприятия (рецепции).

II.Литература относится к изобразительным искусствам.

Семиотический принцип.

Искусство – знаковая система.

В эстетике с 18 века выделяются 2 типа знаков: объективные (определенное, естественное) и необъективные (неопределенное, искусственное).

Объективные – воспроизведение жизни в формах самой жизни. (Чернышевский) Говорить о предметности.

Субъективность – эстетическое восприятие, отличающееся от того, что мы видим и слышим в действительности.

 

III.Литература относится к простым односоставным искусствам.Однако она тесно связанна со сложными, синтетическими науками.

 

IV.Литература относится к монофункциональным видам искусства.

Функции литературы:

1) Эстетическая;

2) Познавательно-оценочная;

3) Языкотворческая;

4) Воспитательная;

5) Коммуникативная;

6) Знаковый характер литературы;

7) Моделирующая/ преобразовательная.

 

М. Маклоэн: «Книги не имеют будущности, письменность обречена. Она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения».

Воздействовать не только на разум, но и на чувства.

Литература сохраняет свое лидерство, так как она обладает познавательно-коммуникативными свойствами.

Литература поможет нам высказывать себя в общении.

Литература – особая реальность.

Герои живут по своим законам, независимо от автора.

«Литература – лабиринт сцеплений», - Л. Н. Толстой.

Нельзя потакать маргиналу.

Возвышать реципиента, чтобы у него появилась потребность в приобщении к искусству.

2.Архитектоникавнешняя форма строения произведения и его частей.

№14

Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.