А как родилась ваша статья?

Она возникла на том основании, что археологическая типология и хронология не работала на моем материале. Я классифицировал его исходя из общепринятых типологических характеристик кочевнических погребений. Такие разработки были, мягко говоря, не совсем совершенны и носили умозрительный характер. И сами материалы датировались проблематично. Даже в тех редких случаях, когда в погребениях попадаются монеты, мы не можем абсолютно датировать объект. Ведь дата на монетах не стоит. На ней не указаны годы правления правителя. Изображен лишь сам правитель. Когда он правил – неясно. Например, на монетах Ираклия или Андроника написано: «ИС ХР Андроник». И изображены Христос на троне и Богоматерь. То же касается и античных монет. А дату ты не знаешь, на самом деле. Она тебе как бы задана извне – установлена на основании общепринятой хронологической схемы. Получается, что хронологические реперы, которые установлены «извне», для археологических датировок не являются эталонными. Ты не можешь о них судить в шкале современного линейного времени.

Мне показалось это разумным. Когда я распределил свои памятники по периодам, получились какие-то необъяснимые источниковедческие несуразицы. Так, эпохи, которые достаточно обстоятельно освещены письменными источниками, совершенно не обеспечены археологическими сведениями. И наоборот. Допустим, на примере моего материала бросается в глаза эпоха Великого переселения народов, когда в Причерноморье хлынуло дикое количество народа, согласно письменным источникам. Начиная с гуннов, кончая аварами, болгарами, венграми. Но они никак не определяются в степях археологически. В Европе, Паннонии, на Балканах, археологи пытаются их выделить, но большим трудом и сомнительным результатом.

Те же гунны проскочили так быстро, что в степях не могло ничего после них остаться. Тем более, свои погребения они прятали.

Сто лет – это быстро? Сколько народу может умереть за это время. Минимум четыре поколения. Вон сколько могил после себя оставил большевистский режим всего за 70 лет! По антропологическим определениям тех же ногайцев максимальная продолжительность жизни мужчин равна сорока годам. А сколько народу погибло. Куда они покойников девали?