Верхнепалеолитические стоянки и памятники искусства на Украине и в Крыму

Стоянки верх.палеолита на терит Крыма!Наиболее выразительный верхнепалеолитический памятник Крыма — стоянка Сюрень I с тремя культурными слоями, представляющими всю эпоху, за исключением финального палеолита. К числу прочих поздних палеолитических стоянок относятся Буран-Кая III (слои VI и С), Шайтан-Коба II, Качинский Навес, Аджи-Коба I, Заскальная IX (верхний слой). В ранних комплексах верхнего палеолита сохраняются формы кремневых орудий, характерные для мустье, но в целом набор кремневых орудий иной; получили распространение призматические пластины, в том числе мелкие. Эти и другие изделия небольших размеров известны под названием микролитов. Последние служили наконечниками стрел и вставками вкладышевых орудий с костяной или деревянной основой (кинжалов, наконечников копий и дротиков). Было сделано важное изобретение: в распоряжении людей оказались крупные режущие и колющие орудия с ровными и острыми лезвиями, которые образованы вкладышами, закреплявшимися в пазах смолой. Из больших пластин и отщепов изготовлялись скребки (орудия с узким выпуклым рабочим краем или округлые) для выделки шкур, резцы, служившие для работ по кости, острия. Кость стала отличным сырьем, из которого сделаны, в частности, наконечники стрел и копий, проколки, ретушеры, украшения (подвески) и пр. Появились также произведения искусства (в Крыму — предметы с гравированным орнаментом). Социально-экономической ячейкой верхнепалеолитического (а также крымского мезо-неолитнческого) общества была парная семья или община из двух-трех семей, а брачные связи обеспечивали сплочение их в племена. Нижний и средний культурный слой Сюрени I относятся к ориньякскому кругу. Ориньяк — культура верхнего палеолита во Франции (названа по пещерной стоянке в этой стране), Бельгии и Испании. Кремневые орудия изготовлены из больших и мелких пластин, а также из отщепов. Характерна непрерывная краевая ретушь, охватывающая изделия со всех сторон. Скребки - концевые и массивные круглые, нередко с выделенной рабочей частью, резцы — срединные (с рабочей кромкой, оформленной двумя сколами) и многофасеточные, микропластинки — с притуплённым краем. Из костяных орудий типичны наконечники с расщепленным основанием. Представлены рисунки животных и женские статуэтки. Стоянки принадлежат преимущественно к пещерному типу. Ориньяк как группа родственных культур известен также в Центральной и Восточной Европе. Как считается, верхнепалеолитические комплексы Буран Каи III (слои 6-1 и 6-2), Аджи-Кобы I и Сюрени I (верхний слой) принадлежат к культуре восточного граветта, о чем свидетельствуют граветтские острия, пластинки с крутой ретушью (обрубленным краем), преобладание резцов и скребков на отщепах и наличие долотовидных орудий. Граветт - верхнепалеолитическая общность памятников, получившая название от стоянки во Франции. Наиболее специфической чертой граветта служит наличие узких острий из призматических пластин. Памятники граветтского облика известны и в Северном Причерноморье. В Крыму недавно выделен комплекс, близкий к селетской культуре, из слоя С стоянки Буран-Кая III. Это тонкие асимметричные и листовидные наконечники копий с двусторонней обработкой, скребки и микролиты-трапеции, принадлежащие к числу самых древних. Селетская культура - общность верхнепалеолитических стоянок на территории Венгрии, Словакии, Южной Польши, названная по пещере Селета и характеризующаяся прежде всего тонкими, тщательно отретушированными наконечниками копий. Встречаются также мустьерские формы, но, наряду с ними представлены верхнепалеолитические пластины, резцы, скребки, острия. Такой комплекс находит параллели на Дону (костенковско-стрелецкая культура) и в Крыму, а также во Франции (солютре).

Имеющиеся абсолютные даты по крымскому среднему и верхнему палеолиту, а также стратиграфические данные (восточноселетский слой в Буран-Кае III перекрыт киик-кобинским) указывают на возможность сосуществования на каком-то этапе неандертальцев с палеолитическими людьми современного физического типа. Финальный палеолит

Так называют заключительный период верхнего палеолита, после которого следует мезолит. Рубеж между этими двумя эпохами большинство исследователей усматривают при переходе от ледникового периода (плейстоцена) к геологической современности (голоцену). До недавнего времени финальный палеолит Крыма рассматривался большинством исследователей как ранний мезолит.

В X тысячелетии до н.э. отмечено значительное улучшение климата и распространение в Горном Крыму лесов, а в IX тысячелетии наступило похолодание. В самом конце плейстоцена в Крыму произрастала береза, жили пещерный лев и гигантский олень. Происходили изменения в составе горнокрымской фауны. Почти исчезли лошадь, осел, тур и бизон, а главной добычей охотников, наряду с сайгой (17% всех найденных костей, принадлежащих млекопитающим, по сводке Е.А. Векиловой), стали лесные копытные, кабан (28%) и благородный олень (13%). Охотились также на пришедшую с материка косулю (10%), овцу и козу (3%), зайца (7%), хищных зверей (13%). Резкое уменьшение численности крупных стадных животных обусловило ведущую роль в добывании средств к существованию индивидуальной охоты с изобретенным к этому времени луком со стрелами. Но поскольку кабан, благородный олень и косуля нередко составляют группы, также определенное значение сохранили коллективные методы охоты. Они широко использовались в Степном Крыму, где важнейшей добычей оставались стадные животные, в первую очередь лошадь и осел. Охотились также на дичь. Немногочисленные остатки лосося, судака и вырезуба свидетельствуют, что определенное хозяйственное значение имела и рыбная ловля в реках.

Вместе с тем отмечено новое явление в добывании средств к существованию: в пищу стала употребляться съедобная виноградная улитка. В Крыму каменного века этот наземный моллюск служил одним из предметов собирательства. Экологические условия для его жизни были весьма благоприятны. Перед употреблением в пищу улитки запекались в специальных ямках. Моллюски могли служить также кормом для свиней. Несомненно, важную роль играло собирание растительной пищи, для которого в такой южной стране, как Горный Крым, были весьма благоприятные условия. Здесь, очевидно, можно было найти зерна диких злаковых, грибы, орехи лещины и бука, желуди, плоды дикой яблони и груши, рябины, боярышника, кизила, алычи, терна и пр. Были одомашнены собака (2% костей) и свинья (до 2%); следовательно, можно вести речь о зачатках скотоводства.

Главной финальнопалеолитической культурой Крыма является шан-кобинская, к которой относятся пещерные стоянки Буран-Кая I-III и Скалистый Грот, нижние слои Шан-Кобы, Фатьма-Кобы, Замиль-Кобы I, Алимовского Навеса I, Водопадного Грота и Шпан-Кобы, верхний слой Сюрени II и другие памятники. При входах в навесы Шан-Коба и Фатьма-Коба (шестые слои) были обнаружены финальнопалеолитические выкладки из камня, которые, по мнению одних авторов, укрепляли заслоны из веток, защищавшие обитателей от ветра, а согласно определению других, являются следами жилищ.

Для шан-кобинской индустрии характерны геометрические микролиты с краевой, довольно крутой ретушью орудия в виде сегментов, трапеций и треугольников, из которых преобладали первые: именно появление геометрических микролитов связывалось многими исследователями с началом мезолита. Высокие трапеции и сегменты служили наконечниками стрел с поперечным лезвием, низкие геометрические микролиты могли быть вкладышами составных орудий. Весьма многочисленны и разнообразны острия, среди которых - изделия геометрических очертаний. Из других кремневых орудий, изготовленных из пластин или отщепов, наиболее многочисленны скребки и резцы, но преобладают первые. Вторые принадлежат обычно к боковому типу (рабочая кромка на пересечении ретушированного конца пластины с резцовым сколом). Из костяных изделий найдены проколки, наконечники стрел, наконечники дротиков с пазом для вкладышей, подвески, в частности из зубов. Шан-кобинцы, которые были родственны носителям азильской культуры во Франции и Испании, обитали не только в финальном палеолите, но и в самом начале мезолита. Азильская культура характеризуется сегментовидными микролитами, роговыми гарпунами с отверстием для линя и гальками с росписью. Азилем нередко называют и шан-кобинскую культуру. Происхождение ее не выяснено, но есть основания предположительно считать шан-кобинцев пришельцами из Восточного Средиземноморья или с Балканского полуострова.

Наряду с шан-кобинскими стоянками, в Горном Крыму известны финальнопалеолитические памятники иного типа (Сюрень II, нижний слой; Буран-Кая III, слои IV и IVa). В их инвентаре вместо геометрических микролитов хорошо представлены иволистные и черешковые наконечники из пластин, относящиеся к свидерскому типу, с ретушью на брюшке (нефасетированной стороне). Появление этих комплексов большинством авторов связывается со свидерской культурой — стоянками финального палеолита в Польше и Литве, а по мнению некоторых авторов, и на примыкающей территории. Носители шан-кобинской и сюреньской культур сосуществовали в Горном Крыму, но вторые были немногочисленны и вскоре растворились в местной этнической среде. Не случайно известен целый ряд памятников, имеющих в своем инвентаре отдельные свидерские наконечники, но относящихся к другим крымским культурам — к шан-кобинской (Буран-Кая II; Шан-Коба, VI слой; Фатьма-Коба, VI и V слои) и к более поздним, мезолитическим (Шпан-Коба, средний слой; Шан-Коба, VI слой; Фатьма-Коба, слон IV-II; Мурзак-Коба, III слой).