ЭССЕ «ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»
СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
(Знания об обществе.)
- Что такое общество? (Совокупность людей.)
- Вы уже давно в рамках различных школьных предметов изучаете человеческое общество. Назовите эти учебные дисциплины и определите, какие аспекты жизни человека они затрагивают. (История - это наука о том, как жили люди в далеком прошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем. География изучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического, геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельность человека. Биология объясняет анатомию и физиологию че
ловека, выясняет механизм функционирования высшей нервной деятельности человека. Физическая культура развивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни. ИЗО и музыка создают эстетическое представление об окружающей человека реальности.)
Итак, на различных уроках вы изучали разные стороны жизни человеческого общества. Отличие обществознания от других учебных дисциплин в том, что на его уроках происходит обобщение полученных ранее знаний, они приводятся в систему.
- Нужны ли нам систематизированные знания об обществе? (Да, ведь только обладая целостным представлением об окружающем нас мире, можно адекватно на него реагировать и принимать правильные решения.)
- Приведите примеры, когда неполнота знаний приводит к ошибкам.
(Учитель выслушивает несколько ответов и делает вывод, что неполнота информации, незнание законов развития общества и социальной коммуникации, в частности, привели к ошибочным решениям. При этом учитель может сослаться, например, на Закон № 122-ФЗ и социальную реакцию на него в 2006 г.
Далее учитель знакомит учащихся с программой и программными требованиями.)
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
Раздел 2
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Раздел 3.
Экономика
Раздел 4.
Социальные отношения
Раздел 5. Политика как общественное явление
Раздел 6.
Право
Главными целями курса являются:
1. Развитие навыков самостоятельного принятия решений и чувства ответственности за них. На миру и смерть красна, но каждый умирает в одиночку (народная мудрость).
2. Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения человека свободного общества. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (Ленин).
3. Необходимость навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции. У черепахи твердая походка, но стоит ли из-за этого подрезать крылья орлу (восточная мудрость).
4. Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. Боишься - не делай, сделал - не бойся (Чингисхан).
2. Основные источники знаний
К основным источникам знаний мы относим прежде всего учебники, различные словари и справочники, а также средства массовой информации.
(Нужно выделить 2-3 минуты на то, чтобы учащиеся просто полистали учебник. Опыт показывает, что в дальнейшем они не будут отвлекаться на это бездумное перелистывание страниц.)
Изучение курса «Обществознание» основано на нашем учебнике, состоящем из двух частей. Откройте учебники.
ВАРИАНТ 1 (Учебник «Человек и общество», часть 1,
под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой
- При написании эссе очень важно найти главное, ключевое слово в цитате. И затем строить свои размышления именно в этом аспекте. Например, на с. 148 приведено следующее высказывание В.Г. Белинского: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека...» Как вы прокомментируете слова классика? (Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии, его невозможно изучить никогда. Один и тот же человек даже в одинаковых ситуациях ведет себя по-разному. «Любопытнейшее явление» петому, что человека невозможно никогда понять, объяснить как объект окружающего мира.)
Кроме того, по этому предмету нужно завести тетрадь, где мы будем производить записи, отмечать важные моменты курса, выполнять самостоятельные работы, рисовать схемы, позволяющие успешному усвоению материала.
(Учитель рассказывает о своих требованиях к ведению тетрадей и дает некоторые советы. Например, поля лучше оставлять у сгиба тетради. Так выделяется достаточно места для дополнительных записей, уточнения уже пройденного материала и тому подобных пометок.
На этом же уроке можно объявить перечень тем рефератов, семинарских занятий.)
Самостоятельно выполните следующие задания:
1. Напишите, какие проблемы человековедения и обществозна- ния вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.
2. Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать (Э. Фромм). Согласны ли вы с мнением Э. Фромма?
Игра «История любви» (2 чел.)
3. Представьте себе теплый летний вечер… Вы вдвоем прогуливаетесь по берегу реки… Вокруг ни души… Вам хочется прижаться друг к другу… Обняться…что вы и делаете.
4. Объятия распаляют вашу страсть…и вы сливаетесь в страстном поцелуе…в щечку…
5. И тут юноша замечает проплывающую мимо по реке пятисотку…
6. Он отталкивает от себя девушку… На его лице расцветает радостная улыбка…
7. Он показывает на пятисотку девушке… но она ее не замечает, он снова показывает… она снова не замечает…
8. Наконец девушка разглядела бумажку…Она начала прыгать и восторженно хлопать в ладоши…
9. Юноша пытается достать пятисотку с берега… тянется… тянется… но слишком далеко и ему никак не достать…
10. Тогда юноша снимает ботинки… и заходит в воду…но там оказывается глубоко и юноша возвращается обратно…
11. Девушка ругает его за нерешительность… и заставляет снова идти в реку… Юноша отказывается… Тогда девушка нежно гладит его по голове и ласково подталкивает к реке… Он решается, закатывает брюки до колен… И осторожно: шаг за шагом идет в реку… И вдруг он оступается, падает в воду и начинает тонуть… Девушка отважно спасается спасать любимого… Она на себе вытаскивает его на берег… Юноша лежит без движения… Тогда девушка делает ему искусственное дыхание…через ухо… и забыв о пятисотке, прижимает его к груди. Уважаемые участники, пожалуйста замрите и не двигайтесь. Дорогие зрители, толко, что перед вами предстали участники конкурса на самую жертвенную женскую любовь и самые красивые мужские ноги.
(Учитель подводит итог урока.)
ЭССЕ «ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»