Заключение.
Анализ нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы по проблематике лекции позволяет сформулировать следующие общие выводы.
1. К настоящему времени в России сформулированы правовые основы формирования и функционирования органов местного самоуправления как единой для всей страны целостной системы. При чёткой регламентации перечня и функций основных элементов этой структуры (представительный орган, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы, избирательная комиссия, контрольный орган) Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство допускают широкую самостоятельность местного самоуправления в определении способов решения всей совокупности вопросов по предметам ведения местного самоуправления с учётом местных особенностей.
2. Организационные основы местного самоуправления предполагают разделение муниципальной власти на две ветви: представительную и исполнительную. При этом представительный орган местного самоуправления подотчётен населению муниципального образования, исполнительно-распорядительный – населению и представительному органу местного самоуправления.
Наделяя представительный орган и местную администрацию правом принятия решений, имеющих нормативный характер, закон разграничивает сферы правового регулирования между этими органами.
Совокупность организационных признаков, функций, полномочий по их реализации, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления позволяет выделить местное самоуправление в самостоятельную ветвь публичной власти современной России.
3. В системе органов местного самоуправления закон выделяет и скрупулёзно расписывает порядок избрания (назначения на должность), полномочия и ответственность высших должностных лиц местного самоуправления – главы муниципального образования и главы местной администрации. Закон разграничивает их полномочия в соответствии с принципом разделения ветвей муниципальной власти. Учитывая масштабы муниципальных образований разных видов, закон допускает возможность совмещения этих должностей в поселениях с небольшой численностью проживающих в них граждан.
4. Важную роль в системе местного самоуправления играет муниципальная служба. Привязка муниципальной службы к целям и задачам, решаемым органами и должностными лицами местного самоуправления, создаёт целостный механизм функционирования системы местного самоуправления как в масштабах отдельного муниципального образования, так и в масштабах всей страны.
5. Исследователи выражают мнение о необходимости повышения роли населения муниципального образования в системе местного самоуправления современной России, в частности, в сфере контроля деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц. Недостаточный контроль со стороны населения благоприятствует проявлениям злоупотреблений властью, превышению должностных полномочий, коррупции во властных структурах местного самоуправления. Отсутствие действенных правовых механизмов такого контроля ущемляет права и свободы граждан, снижает эффективность местного самоуправления, подрывает его авторитет как одной из основ конституционного строя России.
Однако следует признать, что решение этой задачи пока ещё не стало одной из заметных потребностей населения большинства муниципальных образований страны.
Контрольные вопросы