N феномен «отчуждения смысла слов»,
n нарушение понимания слов, вербальных инструкций, обращенной речи;
n обилие литеральных парафазий;
n непродуктивность спонтанной речи с сохраненным общим контуром фразы;
n логоррея;
n в целом могут схватывать общий смысл высказывания;
n нарушение называния предметов; зная предмет и его наименование не могут найти нужную звуковую структуру;
n аграфия, алексия, акалькулия; аритмия;
n сохранность эмоционально-выразительной функции речи;
n психологический уровень понимания более сохранен, чем логико-грамматический;
n нарушается значение слова и предметная отнесенность слова из-за распада его звуковой структуры;
N все психические процессы не связанные с акустическим гнозисом остаются сохранными.
Акустико-мнестическая афазия
n Нейропсихологический фактор – нарушение слухоречевой памяти, сужение объема слухового восприятия;
n Центральный дефект – нарушение понимания речи, повторения, вторично нарушается устная спонтанная речь.
n Локализация очага поражения: средняя височная извилина;
Акустико-мнестическая афазия
n негрубое нарушение понимания речи – только в условиях большого количества словесного материала;
n непонимание смысла скрытого подтекста;
n в речи много вербальных и отсутствуют литеральные парафазии;
N относительно сохранены письмо и чтение.
n Аритмия;
n феномен ретроактивного торможения, поэтому увеличение объема информации усиливает дефект;
n трудности называния предметов - подсказка не помогает;
N непонимание речи в шумном помещении.
Дифференциальная диагностика сенсорной и акустико-мнестической афазий
Сенсорная афазия
n нарушение процесса звукоразличения независимо от объема материала;
n Грубое нарушение фонематического слуха;
n Грубое нарушение понимания обращенной речи;
n В устной речи – преимущественно литеральные парафазии;
N Грубая алексия и аграфия
Акустико-мнестическая афазия
n При малом объеме материала – нет нарушения процесса звукоразличения;
n Сохранность фонематического слуха;
n Негрубое нарушение понимания речи, но нарушено значение и смысл слова;
n Преимущественно вербальные парафазии;
n Письмо и чтение относительно сохранены;
Нарушение афферентных звеньев речевой функциональной системы: амнестическая, семантическая афазии.