IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Номера тем дисциплины Тема семинара Количество часов
Культурология как наука.. Структура и состав современного культурологического знания.
Модели социокультурной динамики.. История культурологической мысли.
Типология культур в философско-культурологической мысли.
Этнические культуры и этнокультурология.
Историческая культурология.
Культура и личность, культура и природа, культура и общество.

 

Подготовка к семинару осуществляется на основе программы курса, тем семинарских занятий, указанных в программе и методических рекомендаций. В соответствии с рабочей программой преподаватель определяет тему семинарского занятия, формулирует задания к каждому семинарскому занятию и задания на перспективу, обязательные для выполнения студентом. Задания могут носить индивидуальный характер или быть расчитанными на творческую группу. Оптимальный состав творческой группы студентов для подготовки к семинарскому занятию по дисциплине "Культурология" и выступлению на нем - три человека: основной докладчик; второй докладчик, цитирующий культурный текст и "архивариус", собирающий информацию по справочной литературе (включая ресурсы Internet) и способный разъяснить аудитории малознакомую терминологию.

При подготовке к семинару необходимо, прежде всего, внимательно прочитать тему (задание), выделить ключевые понятия, составить план ответа, распределить задания в творческой группе, если таковая необходима для подготовки к занятию.

При ответе на семинарском занятии студент должен показать знание минимума ключевых слов, умение работать с научной и справочной литературой. В ходе подготовки к семинарским занятиям и, также, в ходе работы мы предлагаем использовать методы, направленные на развитее у студентов творческих способностей и самостоятельности. Одним из таких методов является метод исследовательский, предусматривающий актуализацию творческого потенциала. Мы приводим его ниже.

Одна из основных задач семинарского занятия - научить студента работать с источником, будь то культурный памятник (эпос, художественное произведение) или научный текст (монографии О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского, Дж.Тойнби и пр.), анализировать информацию в целях создания целостной картины тех или иных культурных явлений. В этой связи основным заданием на семинарских занятиях для дневного и вечернего отделений является работа с источником. Без выполнения этого задания студент до зачета не допускается. Студенту предлагается на выбор несколько эпических произведений - "Илиада", "Одиссея",. "Калевала", "Старшая Эдда", "Младшая Эдда" и т.д. и перечень тем, например:

§ "Илиада" о богах

§ "Илиада" о кораблестроении и домостроительстве

§ "Илиада" о культуре повседневности

§ "Илиада" о традициях и обрядах

§ "Илиада" о праздниках

§ "Илиада" о вооружении древних греков

Внимательно читая и анализируя тексты, студент должен собрать всю необходимую информацию по выбранной теме, составить рассказ, подтверждая каждую мысль цитатой из текста. Таким образом, работа носит источниковедческий, исследовательский характер, знакомит студента с реалиями культуры того или иного периода, учит его работать с источником. Указанное задание является основным и проходит через все семинарские занятия. Помимо данного задания, студент готовится к семинарским занятиям в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами.

Специфика организации и подготовки студентов к семинарским занятиям во многом определяется формой обучения. Для дневной формы обучения предполагаются семинарские занятия по темам 1,2,3,4,6. Для вечерней формы обучения семинары по темам 3,6,7. Для заочной – только по теме «Историческая культурология».

 

 

V. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1 (Тема 1). Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Время – 2 часа

 

ЦЕЛЬ: выявить значение культурологического знания для миропонимания и решения глобальных проблем на панкультурном уровне, понять внутренние взаимосвязи подсистем культуры.

Основные вопросы:

1. Основания культурогенеза: природные склонности и потребность человека в культуре.

2. Функции культуры.

3. Структура феномена "культура".

4. Культурологическая концепция М.С.Кагана.

 

Литература:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 2004

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2003

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998 и др. изд.

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 2001

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 2003

Маркова А.П. Культурология. Мировая художественная культура. М., 2005

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2005.

 

 

Методические рекомендации:

При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо самостоятельно систематизировать существующие на сегодняшний день подходы к изучению культуры. Студент, работая с литературой, должен выбрать наиболее по его мнению приемлемое определение феномена «культура» исходя из ситуации вариативности подходов, и уметь обосновать свой выбор.

Особое внимание необходимо уделить определению культурологии как комплексной гуманитарной науки, направленной на всестороннее изучение культуры, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Это возможно через регулирование деятельности соответствующих социально-культурных институтов, среди которых наиболее значимую роль играют семья, собственность, система образования, здравоохранение, средства массовой информации, общественные объединения.

Характеристика культурологи как науки предполагает раскрытие ее важнейших принципов, общих закономерностей, функций и целей.

Теоретическое исследование культурологического знания позволяет выявить определенные закономерности обеспечения их оптимальности в современных условиях. К числу таких общих закономерностей следует отнести: объективную востребованность и высокую значимость культуры; взаимосвязь и взаимозависимость культурных интересов личности, общества и государства.

Осуществление культурной политики в стране предполагает реализацию определенных целей: обеспечение прочного гражданского мира, основанного на справедливости, свободе, равенстве возможностей и солидарности людей; сохранение и развитие «человеческого потенциала»: надежная охрана жизни, восстановление и улучшение здоровья, нравственности и быта людей, создание условий и стимулов для высокоэффективного творческого труда, совершенствования способностей и талантов, утверждения высокой духовности; обеспечение в настоящем и будущем устойчивого социально-экономического, культурного развития страны во имя общего блага народа и каждой личности; соразмерное возможностям государства содействие улучшению глобальной культурной ситуации; участие в формировании мировой политики и диалога культур.

В заключении следует раскрыть базовые ценности культурологии, ее объекты и субъекты.

 

Семинар №2 (Тема 2). Модели социокультурной динамики.. История культурологической мысли. Время – 2 часа

ЦЕЛЬ: выявить социокультурную динамику и наиболее преемлемые методы ее изучения.

 

Основные вопросы:

1. Циклическая модель.

2. Волновая модель.

3. Эволюционная модель.

4. Синергетика.

5. Западники и славянофилы в России XIX в.

6.

Литература:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 2004

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2003

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998 и др. изд.

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 2001

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 2003

Маркова А.П. Культурология. Мировая художественная культура. М., 2005

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2005.

 

 

Методические рекомендации:

В ходе подготовки к этому семинару студенту необходимо провести систематизацию лекционного материала, выявив положительные и отрицательные стороны каждой модели, с помощью следующей таблицы:

Модель Положительные стороны Отрицательные стороны
Циклическая    
Волновая    
Эволюционная    
Синергетичекая    

 

Необходимо проанализировать взаимосвязь ключевых понятий дисциплины «Культурология»

Определить специфику дисциплины, ее содержание, наличие объективных и субъективных условий и факторов, обеспечивающих нормальное культурологическое исследование личности и общества и их способность противостоять неблагоприятным внешним и разрушительным внутренним воздействиям и влияниям, сохранять свою культурную целостность и способность к воспроизводству и разностороннему развитию.

Особое внимание следует обратить на понятие генезиса, биогенных стадий развития культуры, специфике проявления её в новых исторических условиях, классифицировать основные компоненты системы материальной и духовной культуры.

 

 

Семинар № 3 (Тема 3). Типология культур в философско-культурологической мысли. Время – 2 часа

 

ЦЕЛЬ: выявить многообразие и вариативность в понимании сущности культуры, ее системообразщующих принципов, множественность путей формирования и развития культур в синхронии и диахронии.

Основные вопросы:

1. Типология культур О.Шпенглера.

2. Культурология Дж.Вико: учение о трех фазах истории.

3. Типология культур Ф.Ницше.

4. Типология культур Н.Я.Данилевского.

5. Учение М.Вебера.

Литература:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 2004

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2003

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998 и др. изд.

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 2001

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 2003

Маркова А.П. Культурология. Мировая художественная культура. М., 2005

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2005.

 

Методические рекомендации:

 

Студенту для систематизации знаний необходимо проанализировать материал, положив в основу некоторые системообразующие принципы (сущности, концепты), и свести полученные данные в таблицу, например:

Концепты О.Шпенглер Дж.Вико Ф.Ницше Н.Я.Данилев ский М.Вебер
Локальность/Общность          
Генезис            
Социальное/Индивидуальное          
Культура/Цивилизация          

 

Студенты вечерней формы обучения должны представить (при выступлении на семинарском занятии или при собеседовании на зачете) анализ выбранной ими монографии (год издания любой):

О.Шпенглер «Закат Европы»

Н.Я.Данилевский «Россия и Европа»

К.Ясперс «Смысл и назначение истории»

Анализ наиболее общих, коренных, фундаментальных источников предполагает рассмотрение различных подходов к исследованию проблем культуры, исследование существования определенных социальных и политических групп, организаций и институтов, осуществляющих экстремистскую, экспансионистскую культурную политику по отношению к населению, насаждающих расовую, межкультурную или иную нетерпимость, вражду и недоверие между людьми; допущение, а зачастую и поощрение различных социальных групп и группировок, функционирующих за счет присвоения себе значительных материальных и культурных ценностей. Рассмотреть причины отсутствия в стране национальной идеи и государственной идеологии, направленной на духовное возрождение общества, гуманизм и формирующей у людей любовь к своей стране и чувство гордости за нее; Проанализировать деятельность различных средств массовой информации, приводящих к отрицанию нравственных ценностей и формированию у людей чувства агрессивности, враждебности и нетерпимости друг к другу. Наряду с объективными действует и ряд субъективных причин: ошибки и просчеты в решении назревших проблем, определении целей, путей и средств их достижения; игнорирование сигналов «обратной связи» о нарастающих бедствиях в различных сферах жизни.

 

Семинар № 4 (Тема 4). Этнические культуры и этнокультурология.

Время – 2 часа

 

ЦЕЛЬ: выявить поликультурную картину сегодняшнего мира и сущность проблемы этнокультурной идентичности.

Основные вопросы:

1. Теория Л.Н.Гумилева.

2. Американская школа исторической этнологии.

3. Теория К.Леви-Стросса.

Теории Э.Маркаряна и Ю.Бромлея.

Литература:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 2004

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2003

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998 и др. изд.

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 2001

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 2003

Маркова А.П. Культурология. Мировая художественная культура. М., 2005

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2005.

4.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинару студенты должны собрать материал по одному этническому сообществу нашей страны, проанализировать его происхождение, пути развития и культурную специфику, а также постараться выявить тенденции его дальнейшего развития (интеграция, ассимиляция, дезинтеграция, исчезновение и т.д.).

Необходимо раскрыть содержание наиболее ярких тенденций в становлении духовной культуры российского общества, рассмотреть различные теории и подходы в исследовании углубленного отношения современной науки, как отечественной, так и зарубежной.

Студентам следует остановиться на основных выводах в работах известных теоретиков. Проанализировать межкультурные и межнациональные проблемы современной России. Дать характеристику основных тенденций в мировой и российской культурной политике.

 

Семинар № 5 (Тема 6). Историческая культурология.

Время – 2 часа.

 

ЦЕЛЬ: показать новаторство и преемственность в развитии культуры, общее и локальное в культурном пространстве.

Основные вопросы:

1. Выход из первобытности (концепция М.С.Кагана).

2. Античный тип культуры: аполлоновское и дионисийское начала культуры.

3. Структура средневекового типа культуры.

4. Культура Нового времени.

5. Культура эпохи Просвещения.

6. Культура XIX века.

7. Постмодерн.

8.

Литература:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 2004

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2003

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998 и др. изд.

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 2001

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 2003

Маркова А.П. Культурология. Мировая художественная культура. М., 2005

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2005.

 

 

Методические рекомендации:

Студенты должны в ходе подготовки к семинарскому занятию провести сравнительный анализ различных исторических типов культуры по следующим параметрам:

 

Исторический тип культуры Категория времени Категория пространства Место и роль религии Культурный герой (общая характеристика)
Первобытный тип культуры        
Великие культуры древности        
Античный тип культуры        
Средневековый тип культуры        
Культура эпохи возрождения        
Культура Нового времени        
Культура эпохи просвещения        
Модернизм          
Постмодернизм          

 

Таблицу заполняют студенты всех форм обучения (в рабочей тетради).

Студенты дневной формы обучения представляют таблицу на семинарских занятиях, используя ее в качестве вспомогательного материала при ответах.

Студенты вечерней формы обучения заполняют таблицу на отдельных листах и сдают ее на проверку преподавателю.

Для студентов заочной формы обучения помимо таблицы, обязательным является подробный анализ одного из исторических типов культуры. Анализ представляется в виде сообщения (5 – 7 мин.) или в письменном виде (в зависимости от количества студентов на семинарском занятии).

 

 

Семинар № 6 (Тема 7). Культура и личность, культура и природа, культура и общество. Время – 2 часа.

 

ЦЕЛЬ: студент должен уяснить в ходе подготовки соотношение человека и культуры, определить в какой степени человек является продуктом культуры, а в какой – творцом.

 

Основные вопросы:

1. Антропный принцип в культуре.

2. Проблема ментальности.

3. Культурная идентичность.

4. Природа и культура в восточной и западной традициях.

5. З.Фрейд и конфликт человека и культуры.

6. От модернизма к постмодернизму: преодоление конфликтов.

7.

Литература:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 2004

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2003

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998 и др. изд.

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 2001

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 2003

Маркова А.П. Культурология. Мировая художественная культура. М., 2005

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2005.

 

Методические рекомендации:

К данному семинару готовятся студенты только вечернего отделения, поскольку с учетом меньшего количества аудиторных часов для изучения дисциплины, чем у дневного отделения, но большего, чем у студентов заочного отделения, у них есть возможность провести систематизацию теоретического материала, что возможно в ходе подготовки именно к этому семинарскому занятию. Студенты должны быть готовы к устному собеседованию, показать знания теоретического материала, умение самостоятельно рассуждать.

Полноценная и активная работа на семинарских занятиях является залогом успешной сдачи зачета по дисциплине «Культурология», допуск к которому (еще раз акцентируем внимание на этом) возможен лишь при условии выполнения источниковедческого задания, о котором шла речь выше. Последнее касается только студентов очной и очно-заочной форм обучения. Допуском к зачету для студентов заочной формы обучения является своевременно сданная контрольная работа по одной из выбранных тем, список которых также был выше представлен.

 

VI. СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Предмет культурологии. Основные подходы анализ человеческой деятельности.

2. Методы и подходы исследования понятия "Культура" в современной культурологии.

3. Культурология как наука и ее место в системе социогуманитарного знания.

4. Понятие культуры. Культура, антикультура, цивилизация.

5. Типология культур.

6. Культура как система.

7. Творчество, традиции и новаторство в культуре. Диалог культур.

8. Этнические культуры и культуры этносов.

9. Субкультуры и массовая культура.

10. Человек и культура, культура и общество.

11. Экология культуры. Социокультурная ситуация в современной России.

12. Основные школы и концепции культурологии.

13. Роль культуры в разрешении глобальных проблем человечества.

14. Начало человеческой культуры: культура первобытного общества.

15. Социокультурная динамика. Модели.

16. Культура и гендер.

17. Типология культуры.

18. Культура Древнего Египта: идеальная модель.

19. Семиотика культуры. Культура как знаковая система.

20. Феномен «Осевого времени».

21. Культура Востока. Общая характеристика типа культуры.

22. Античный тип культуры.

23. Средневековый тип культуры (Европа)

24. Культура эпохи Возрождения (Ренессанса). Реформация в Европе. Протестантизм и культура.

25. Культура эпохи Просвещения.

26. Формирование национальных культур и их особенности (XVI-XVIII вв.).

27. Достижения мировой культуры XVIII в.

28. Европейская культура XIX века и ее основные направления.

29. Западная и восточная культура ХХ века. Основные направления их развития.

30. Культура в мире технологической и информационной цивилизации.

31. Противоречия и интеграция мировой культуры.

32. Охрана национального культурного наследия в современной России.

33. Традиционные культуры коренных народов России.

34. Восток-Запад-Россия: проблемы исследования.

35. Актуальные проблемы развития Российской культуры и ее взаимодействие с мировой культурой.