I. Введение

Оглавление

I. Введение
II. Основная часть
Речевая избыточность
Речевая недостаточность
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Историзмы
Архаизмы
Фразеологизмы
Тропы

Редакторское заключение
III. Заключение
Используемая литература

 

I. Введение

Стилистика — это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного произведения, закономерности функцио­нирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обста­новки, содержания и цели высказывания, сферы и условий общения. Стилистика учит сознательному отбору и использо­ванию языковых средств в речи, она занимается оценкой этих средств, их закрепленности за тем или иным стилем, знакомит со стилистической системой литературного языка.

Тема представленной научно-исследовательской работы: «Лексический анализ произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”».

Для выполнения работы было выбрано именно это произведение, т.к. оно создавалось в эпоху необычайного подъема русской общественной жизни, — в эпоху, когда публикация нового литературного произведения воспринималось как событие социально значимое. Многое в этом романе читателю казалось необычным: пред ними была поставлена новая этико-социальная проблема — проблема эгоизма. Все переживания и мысли героев можно живо прочувствовать благодарю яркому, выразительному языку автора. Таким образом, на примере романа “Униженные и оскорбленные” можно объяснить все процессы, происходившие в лексике русского языка в 60-е годы XIX века.

Цель научно-исследовательской работы — приобретение профессиональных навыков редакторской правки.

Задача научно-исследовательской работы — научиться применять приобретенные навыки на практике, делать выводы.


II. Основная часть


Речевая избыточность

 

Речевая избыточность — это многословие. Оно проявляется в различных формах.

Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей.

Абсурдизм. Абсурдные высказывания называют ляпалиссиадами. Нелепость ляпалиссиады — в утверждении самоочевидной истины.

Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм — это об одном и том же разными словами.

Тавтология, то есть повторение в предложении однокоренных слов.

Повтор слов. Например: «Были получены результаты, близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали...» Как исправить это предложение? «Были получены результаты, близкие к тем, которые дало испытание модели корабля. Это свидетельствует о том...»

 

Примеры из анализируемого издания:

1. Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места <…>.

2. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

3. Валлах! Это правда, истинная правда!

4. — Не было, господин, — отвечал осетин-извозчик, — а висит много, много.

5. <…> все кинулись за ним с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана <…>.