ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Теория государства и права

 

1. Понятие, сущность и функции права.

2. Норма права: сущность, структура, виды.

3. Источники права, нормативные акты, их виды и действие.

4. Система и отрасли права.

5. Правоотношения и их участники.

6. Правонарушение и юридическая ответственность.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое норма права? Какова ее структура и признаки?

2. Какие источники права официально не признаются таковыми в РФ?

3. Какие отрасли образуют современную систему права РФ?

4. Перечислите основные правила действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц?

5. Что представляет собой правоотношение?

6. Подберите примеры правоотношений различных отраслей права.

7. Что такое правосубъектность? Какие юридические свойства она в себя включает?

8. Какое поведение называют правомерным? Перечислите виды правомерного поведения?

9. Что такое правонарушение? Какие элементы образуют его состав?

10. Что такое юридическая ответственность? Какими признаками она характеризуется? Какие виды юридической ответственности вы знаете?

11. Какие функции выполняет право?

12. Каковы основные виды нормативных правовых актов?

13. Что такое юридические факты? Как они подразделяются?

Тест

1. Высшей юридической силой из приведенного списка нормативных правовых актов обладает…

а) решение органа местного самоуправления;

б) постановление Правительства Российской Федерации;

в) указ Президента Российской Федерации;

г) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

2. … права – это совокупность правовых норм, институтов, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

а) система; в) отрасль;

б) толкование; г) источник.

 

3. Одной из функций государства является…

а) поддержание общественного порядка; в) разделение властей;

б) наличие государственного аппарата; г) создание денежной системы.

 

4. Структура правоотношения включает в себя …

а) права и обязанности субъектов;

б) юридические факты, права и обязанности субъектов;

в) объекты и субъекты.

 

5. Республиканская форма правления предусматривает наличие …

а) назначенных правительством лиц;

б) только президента при отсутствии парламента;

в) выборных органов власти;

г) назначенных президентом лиц.

 

6. Предусмотренная правовыми нормами способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение называется …

а) правоспособностью; в) трудовым договором;

б) эмансипацией; г) деликтоспособностью.

 

7. Монархией называется форма …

а) правления;

б) государственного устройства;

в) политического режима.

 

8. Нормативные акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов, называются …

а) нормами права; в) подзаконными актами;

б) юридическим прецедентом; г) предписаниями.

 

9. К признакам государства НЕ относится …

а) разделение населения страны на социальные группы;

б) верховенство государственной власти над другими видами социальной власти;

в) монополия на взимание налогов и сборов;

г) монополия на государственное принуждение.

 

10. Психологические начала правового регулирования выделял …

а) Л. Петражицкий; в) Фома Аквинский;

б) Гуго Гроцкий; г) К. Маркс.

 

11. «Узкое» (монистическое) понимание права включает …

а) определение права как системы действующих в государстве юридических норм;

б) понятие правосознания и правоотношений;

в) деятельность правоохранительных органов государства;

г) различие права и закона.

 

12. «Широкое» (плюралистическое) понимание права включает …

а) особое свойство самих общественных отношений, меру свободы личности;

б) систему норм, действующих в государстве и закрепленных в специальных актах;

в) деятельность правоохранительных органов государства;

г) различие права и закона.

 

13. Теорию происхождения государства и права путем общественного договора обосновал …

а) Т. Гоббс; в) Т. Кампанелла;

б) Ш.-Л. Монтескье; г) Дж. Локк.

 

14. Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правил и норм, которые выработало человечество в процессе своей практической деятельности и которыми люди руководствуются, вступая во взаимоотношения, друг с другом и природой, называется …

а) системой нормативного регулирования; в) правовой системой;

б) системой права; г) системой законодательств;

 

15. Правоспособность – это способность…

а) иметь права и нести обязанности; в) выполнять свои обязанности;

б) отвечать за совершенные проступки; г) нести наказание за преступления.

 

16. Юридическая конструкция, включающая в себя совокупность необходимых и достаточных элементов, наличие которых позволяет признать деяние правонарушением, называется ….

а) составом правонарушения; в) юридическим составом;

б) юридическим фактом; г) составом правоотношения.

 

17. Элементами правоотношения являются …

а) правоспособность и дееспособность субъекта правоотношения;

б) цель и мотив сторон;

в) состав правонарушения;

г) мотив и воля сторон.

 

18. Основанием наступления юридической ответственности является …

а) наличие состава правонарушения; в) вина правонарушителя;

б) общественное осуждение поступка; г) вменяемость правонарушителя.

 

19. К характерным чертам континентальной системы права относится …

а) рецепция римского права, основные источники – нормативные акты;

б) основной источник права – доктрина;

в) право на нормотворчество признается за судебными органами;

г) источником права является договор и обычай.

 

20. Принцип территориальной целостности государств – это …

а) запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

в) признание существующих границ;

г) самостоятельное определение границ.

 

Задачи

1. Определите вид этой нормы:

а) нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде;

б) в лес на прогулку в строгом деловом костюме не ходят;

в) выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать своей даме руку;

г) женщина, выходя замуж, приносит в дом приданное.

 

2. Иванов, уезжая в отпуск, передал по доверенности право на управление личным автомобилем своему другу Петрову. К сожалению, случилось несчастье: Петров, управляя автомобилем, попал в аварию, разбил машину и погиб сам. У него остались жена и двое малолетних детей. Иванов, вернувшись из отпуска, немедленно предъявил иск о взыскании ущерба к вдове Петрова.

Как вы оцениваете действия Иванова с юридической и моральной точек зрения?

 

3. В законе об образовании установлено, что основное (девятилетнее) образование является обязательным. Предположим, что Правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование.

Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?

 

4. Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. Рассчитав свой довольно скромный бюджет, семейный совет решил воспользоваться железнодорожным транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поезде никаких затрат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а также сообщили, что, согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию.

Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не слышали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован?

 

5. Гражданин Никаноров в красивом темном костюме вместе с женой прогуливался в парке. Вдруг на них набросилась собака, бегавшая без поводка и намордника. Хозяин собаки попытался ее отогнать, но она успела укусить Никанорова за ногу и порвать при этом его брюки.

В поликлинике, куда обратился г-н Никаноров, ему выписали бюллетень и обязали ежедневно в течение 7 дней приходить в процедурный кабинет и делать уколы против бешенства.

Какой вред был причинен г-ну Никанорову? Определите, нормами какой отрасли права следует урегулировать данный конфликт.

 

6. Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от осадков и угона, было решено приобрести гараж «ракушку» и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в милицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений.

Нормы каких отраслей права были нарушены?

 

7. В школе санитарно-техническое оборудование было изрядно изношено, часто выходило из строя, и приходилось вызывать сантехника из РЭУ, обслуживающего эту школу. Когда в очередной раз кран в туалете перестал перекрывать воду и она полилась на пол, администрация школы немедленно дала заявку в РЭУ на устранение поломки. Но сантехник пришел лишь на следующий день. За ночь вода залила нижний этаж, испортила там потолок и стены нескольких помещений. Школа понесла имущественный ущерб. На требование директора школы, обращенное к начальнику РЭУ, возместить понесенный ущерб, был получен отказ. РЭУ считало, что ответственность должен нести сам слесарь, который вовремя получил заявку, но ее не выполнил, поскольку отмечал с друзьями день рождения одного из них.

Скажите, нормы какой процессуальной отрасли права (гражданского процесса или арбитражного процесса) будут действовать при рассмотрении данного спора? Как этот спор должен быть разрешен по существу (кто виновен в протечке воды и понесет имущественную ответственность)?

 

8. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена «двойка».

Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?

 

9. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили, и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?

 

При подготовке к занятию использовать [31, 32, 37, 44, 46, 49, 50–52, 54, 56, 61, 62, 67, 69, 75, 76].

 

 

Тема 2. Основы конституционного права

 

1. Основы конституционного строя РФ.

2. Основные права, свободы и обязанности граждан.

3. Органы законодательной и исполнительной власти РФ.

4. Конституционные основы судебной системы.