Язык и мышление

Коммуникативисты и менталисты по-разному смотрят на проблему соотношения языка и мышления.

1.Точка зрения коммуникативистов:

Поскольку ком-сты главной функцией языка считают функцию общения, то и происхождение языка они выводят из этой функции. То есть язык возник когда у людей возникла коммуникативная потребность, потребность передать кому-либо мысль друг другу. Ж.Вандриес писала (книга "Язык"):

"... Язык возникает в тот день, когда у людей появляется потребность в общении. А значит мышление возникало и до языка и возможно без языка - так называемое доязыковое и внеязыковое мышление. Процессы мышления и общения это генетически разные процессы, необязательно связанные друг с другом."

Эту точку зрения разделял Б.А.Серебренников, психолог Я.С.Выготский

2.Точка зрения менталистов:

Менталисты считают, что язык это средство выражение мысли, поэтому язык возникоает из интеллектуальных потребностей людей, мышление не могло бы возникнуть без языка и не могло бы существовать без языка. Язык и мышление соотносятся примерно, как форма и содержание. Одно не существует без другого. Язык есть форма выражения мысли, а мысль - это содержание языковых форм. Одно является источником и стимулом развития другого: совершенствующееся человеческое мышление требует всё новых и новых форм своего выражения и тем самым приводит к совершенствованию языка. С другой стороны язык, эволюционируя, открывает всё новые возможности для развития человеческой мысли.

Этой точки зрения придерживались немецкие языковеды В. фон Гумбольд, А.Шлейхер, Х.Штейнталь. Шлейхер например писал, что: "... Язык необходим для мысли, как тело для духа." Этой же точки зрения придерживались классики марксисты. В одной из ранних работ Маркс и Энгельс писали: "Язык есть непосредственная действительность мысли."

"Иногда говорят, что мысль возникает до того, как она бывает выскащана в речи. Это совершенно не верно. Оголенных мыслей, вне природной языковой материи не существует." (Сталин И.В.)

В таком случае нуждается в объяснении почему мышление и общение оказались связанными процессами и для обоих процессов использованно одно и то же орудие - язык. Объяснения находят согласно построениям советского антрополога, философа, психолога Б.Ф.Поршнева - первобытное мышление существенно отличалось от мышления современного человека. Этот тип мышления называют пралогическим или дологическим. Одно из главнейших его особенностей было то, что оно всегда носило коллективных характер. Индивид еще не выделяет себя из коллектива и из природы. Человеческого "Я" не существует.

Наши обезьяноподобные предки (антропоиды) совместно осуществляли какие-то действия над предметом природы, открывая в предметах все новые и новые свойства. Поскольку эти действия носили коллективный харакрет, то для их координации необходимо было обмениваться информацией об этих предметах и свойствах. Языка прежних инстинктивных выкриков для выражения этой новой сложной информации не хватало. Таким образом рождался человеческий язык. Так мышление первобытного человека не было праздным (праздное - например когда лежишь на диване и мечтаешь о бесконечности вселенной, то есть вольное), оно было связано всегда с коллективным трудом. Поэтому мышление и общение в своем генезисе (происхождении) это не разные процессы, а один и тот же процесс.

На это же указывают данные этимологии (наука о происхождении слов). Таким образов сознание, совесть, мышление были коллективными чувствами и лишь со временем с эволюцией человечества становятся свойствами индивидуальной психики.

3.Существует и третья точка зрения на соотношение языка и мышления, в которой разграничиваются такие категории, как мышление и сознание.

а) Мышление - свойство психики, характерное не только для человека, но и для высших животных, заключающееся в оперировании понятиями, представлениями, образами, с целью приспособления к окружающей среде, ориентации в ней.

Таким образом получается возможно доязыковое и внеязыковое мышление, которое роднит человека с высшими животными, так называемое наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.

б)Сознание - высшая форма психики, отражающая действительность в понятиях, образах, суждениях, свойственное только человеку. Сознание возможно только на базе языка.

А.А.Потебня придерживался такой точки зрения, который в работе "Мысль и языка" писал, что "... Язык возникает тогда, когда мысль уже сама по себе достигла довольно высокой стадии развития". С другой стороны он утверждал, что если под "духом" понимать особое понятийное мышление, то такое мышление возможно только при помощи слов, языка. Слова является необходимым условием для образования понятия.

Эта точка зрения не противоречит второй. Всё существо разногласий сводится лишь к тому, ЧТО понимать под мышлением. Можно ли называть "мышлением" умственную деятельность высших животных или это явление более низкого условно-рефлекторного порядка?