В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мышление— это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия новото.

Мышление человека неразрывно связано с речьюи не может существовать вне нее. Словоявляется своеобразной материальной оболочкой мысли. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем ярче и четче удается ее выразить в словах, и наоборот, когда удается в более совершенной словесной форме выразить ту или иную мысль, она становится отчетливее и понятнее не только для других, но и для самого себя.

Неудивительно поэтому, что у глухих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.

Несмотря на общие характерные для глухих и слабослышащих принципы развития мышления, существуют индивидуальные особенности. Так, например, при выполнении арифметических задач И. М. Соловьевой и Т. В. Розановой удалось выделить пять основных типов решения арифметических задач.

Для первого типахарактерно «наименьшее проникновение в содержание задачи», В подобных случаях предметное содержание задачи уясняется глухим ребенком лишь частично, и решение производится на основе внешних связей между понятными ему отдельными словами, и арифметическими действиями.

Второй типрешения — упрощение содержания задачи и замена в ней сложных предметных отношений на более простые. Дети решают задачу, исходя из ее содержания, понятого по-своему, в упрощенном виде.

Третий тип— глухие дети понимают предметное содержание задачи, но еще не в состоянии найти правильного решения.

Четвертый тип— глухие школьники верно понимают условие задачи, правильно ее решают , но не могут еще дать себе ясный отчет в предметном значении полученного результата.

Наконец, для пятого,самого высокого уровня решения задачи, характерно правильное решение задачи и соотнесение результата, полученного от арифметического вычисления с предметным содержанием задачи.

В результате исследований Т. В. Розанова выделяет пять групп детей:

1)с относительно высоким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;

2)со средним уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;

3)с низким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;

с высоким уровнем развития наглядного мышления и низким уровнем развития словесно-логического мышления.