Гипотетико-дедуктивный метод
Гuпотетuко-дедуктuвный метод - это метод анализа и построения эмпирическuх теорий в форме иерархии гипотез, дедуктивные следствия которых уже сформулированы в виде обоснованных законов и фактов.
В основе этого метода лежит метод гипотез. Гипотеза как метод включает в себя два этапа: во-первых, выдвижение и обоснование гипотезы; Bo-вторых, ее экспериментальная проверка и обобщение знания в теоретическое положение.
Учет и совместное рассмотрение критериев обоснованности и соответствия эмпирическим данным позволяют выделить несколько уровней разработанности гипотез. В зависимости от наличия эмпирического и теоретического обоснования выделяют: необоснованные гипотезы, эмпирически обоснованные гипотезы, теоретически обоснованные гипотезы и полно обоснованные гипотезы (Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. - Новосибирск, 1980. - С.100-101).
Необоснованные гипотезы (гипотезы-догадки) не связаны ни с предшествующим знанием, ни с опытом. Естественно, по сути, такая связь существует, поскольку сознание исследователя может оперировать только наличной информацией, предшествующим знанием. Однако здесь отсутствуют всякая рефлексия и сознательное обоснование. Доминирование этого типа гипотез характерно для созерцательного знания и для вновь формирующихся теоретических дисциплин.
Эмпирически обоснованные гипотезы связаны не с наличным знанием, а с эмпирическими данными. Методы обоснования применяются только к обработке эмпирических данных: из них или дедуктивно выводится существование какого-либо объекта, или редуктивно (сведение к более простым исходным началам) подыскиваются объединяющие их предпосылки, или индуктивно формируется некоторая наблюдаемая в них общность, или делается заключение о характере будущего опыта по аналогии. Если в научной дисциплине доминируют эмпирически обоснованные гипотезы, то по объекту исследования и по способам обоснования ее квалифицируют эмпирической наукой.
Теоретически обоснованные гипотезы противоположны эмпирически обоснованными в том смысле, что методы обоснования связывают не гипотезы и опытные данные, а гипотезы и ранее имевшееся знание. Теоретически обоснованная гипотеза - это предположение, не прошедшее эмпирической проверки, выделенное из наличного знания и направляющее будущие эксперименты.
Полно обоснованные гипотезы методически согласуются не только с наличным знанием, но и с данными опыта. Преобладание такого рода гипотез характерно для теоретического естествознания и является признаком того, что наука сформировалась. Среди этих гипотез выделяются законы науки. Если эти законы-гипотезы носят признаки общности и системности, служат исходными допущениями для других утверждений, то их называют принципами.
Некоторая формирующаяся наука, которую часто называют описательной, постепенно накапливает множество изолированных фактов, обобщений и гипотез. Однако в научном познании стремятся иметь дело не с изолированными гипотезами, а с определенной их системой. Поэтому пытаются вначале выделить важнейшие обобщения и факты, основные гипотезы, установить между ними дедуктивные отношения. Далее создается гипотетическая модель или абстрактно-теоретическая схема объекта исследования, которая развертывается в систему гипотез.
Система гипотез представляет собой иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. На самом верху располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Из этих гипотез как посылок выводятся гипотезы более низкого уровня вплоть до гипотез, которые можно сопоставить с данными опыта. Уровни гипотез подвергаются проверке, при необходимости дополняются новыми гипотезами и перестройками теоретической модели. Как правило, выдвигается несколько конкурирующих гипотетико-теоретических схем, реализующих ту или иную исследовательскую программу. Предпочтение отдается той модели, которая максимум ассимилирует опытное знание и предсказывает неожиданные ранее явления.
Первую попытку использования гипотетико-дедуктивного метода приписывают Галилею в процессе установления им закона постоянства ускорения свободно падающих тел вблизи земной поверхности. «Реставрируя» ход мыслей Галилея в современных математических терминах, Г. И. Рузавин предполагает следующий ряд гипотез.
Исходной гипотезой, обладающей наибольшей степенью общности, является предположение о постоянстве ускорения свободно па
дающих тел:
Гипотеза 1
g = d2S/dt2;
g – ускорение свободного падения;
S – путь;
t – время.
Из нее логико-математическими методами может быть получена гипотеза более низкого, второго уровня - скорость падающего тела пропорциональна времени падения:
Гипотеза 2 v = dS/dt = gt.
При дальнейшем интегрировании получают гипотезу третьего уровня - путь, пройденный падающим телом, пропорционален квадрату времени падения:
Гипотеза 3S = gt2/2 + S0.
Из гипотезы 3 можно получить неограниченное число частных случаев, рассматривая путь (в метрах) за одну, две, три и т.д. секунды, считая S0= 0.
Гипотеза 4 S1 = g/2 = 4,9.
Гипотеза 5 S2 = g 4/2 = 19,6.
Гипотеза 6 S3 = g 9/2 = 44,1.
Все перечисленные гипотезы имеют низший уровень абстрактности, и поэтому их можно непосредственно проверить на опыте. «Именно подтверждение таких гипотез заставило Галилея поверить в гипотезу наивысшего уровня абстрактности. Таким образом, здесь перед нами налицо все характерные особенности сравнительно простой гипотетико-дедуктивной системы. Каждая из последовательно рассматриваемых гипотез 1, 2, 3 имеет более низкий уровень абстрактности, чем предыдущая. Поэтому каждая из последующих гипотез может быть выведена из предыдущей с помощью чисто логикоматематических методов. Наконец, вся система гипотез строится с таким расчетом, чтобы обеспечить проверку гипотез самого низшего уровня непосредственно на опыте с помощью соответствующих эмпирических изменений переменных величин, фигурирующих в гипотезе» (Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999. - С.106).
Другой пример реализации гипотетико-дедуктивного метода приводит В.Н. Карпович, анализируя открытие планеты Нептун, когда частично обоснованная гипотеза была переведена в полно обоснованную при объяснении «аномалии» в наблюдаемом поведении Урана. Аномалия заключалась в расхождении между опытными и теоретическими данными о местоположении этой планеты. Поскольку вычисленные координаты не соответствовали наблюдаемым, то должна была содержаться ошибка в тех допущениях, которые использовались для вычисления. Таких гипотез было четыре:
Гипотеза 1. Солнечная система представляет собой устойчивую систему из-за большой удаленности от остальных небесных тел.
Гипотеза 2. Уран является последней планетой Солнечной системы, и, следовательно, его движение определяется только воздействием Солнца и других планет.
Гипотеза 3. Верны законы механики Ньютона.
Гипотеза 4. Верен закон притяжения Ньютона.
Проблема объяснения обнаруженных аномалий в движении Урана заключалась в обнаружении ложного допущения среди четырех приведенных утверждений. Поскольку гипотезы 3 и 4 были подтверждены независимыми проверками, подозрение падало па гипотезы 1 и 2. Из них первая тоже не могла подвергаться сомнению, поскольку внешние возмущающие влияния сказывались бы не только на движении Урана, но и на движении других планет. Исходя из этих соображений, Ф. Бессель предположил, что ложной является гипотеза 2, т.е. Уран не представляет собой последней планеты Солнечной системы и что существует, по крайней мере, еще одна планета. Это предположение как раз и служит примером теоретически не полно обоснованной гипотезы.
Некоторое время спустя, Адамс (1843) и Лаверье (1846) независимо друг от друга и от Бесселя теоретически обосновали ту же самую гипотезу, но несколько более подробно, рассчитав эллиптическую орбиту новой планеты, ее массу и скорость так, чтобы полученные параметры объясняли наблюдаемое поведение Урана. При этом проведенные вычисления имели и наблюдаемое следствие: точное указание, куда именно и в какое время следует направить телескоп, чтобы увидеть «вычисленную» планету. В ночь с 23 на 24 сентября 1846 года Галле действительно обнаружил в предсказанном месте новую планету и дал ей имя Нептун. Тем самым теоретически обоснованная гипотеза была проверена эмпирически и перешла на другой уровень, превратившись в полно обоснованную.
Рассматривая схему аргументации в приведенном примере, В. Н. Карпович пишет: «Каждое из допущений критически рассматривается на предмет обнаружения наименее обоснованного, и, если таковое найдено, оно заменяется на новую, более обоснованную гипотезу. Затем из всей суммы допущений, включая и новое, выводятся наблюдаемые следствия с помощью доступных логико-математических средств. Наконец, проводятся наблюдения для проверки этих следствий. Вся процедура точно укладывается в рамки гипотетико-дедуктивного метода» (Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980. - С. 102-103).
Гипотетико-дедуктивный метод демонстрирует процесс становления, развития формирующейся науки, где движение идет от фактов через иерархию гипотез к новым фактам с соответствующей корректировкой некоторых гипотез и новых исследований. В развитых, стабилизированных дисциплинах, например, точного естествознания (механика, оптика, электродинамика, теория относительности, космология и др.) преобладает аксиоматический способ построения теорий.