Обобщение
Научное исследование всегда ориентировано на поиск закономерности, а закономерности устанавливаются как итог обобщений на материале наблюдений, экспериментов, некоторого множества теоретических результатов и других данных. Обобщение представляет собой один из эффективных способов расширения и развития научного знания.
Обобщение (лат. - генерализация) - способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путем перехода на более высокий уровень абстракции u определения соответствующих понятий.
В обобщение включаются все общенаучные методы и процедуры исследования - абстрагирование, определение, анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия, моделирование и др., играя ту или иную доминирующую роль на определенных уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирические и теоретические обобщения.
Эмпирические обобщения следуют в несколько индуктивных этапов. На первом этапе обобщения по данным опыта (фактам) выявляются существенные признаки групп явлений или объектов, по которым определяют и вводят главные Эмпирические понятия, или эмпирические объекты. Если реальным объектам присуще бесконечное число свойств, то эмпирические объекты, хотя и сопоставляются с реальными предметами опыта, наделяются жестко фиксированным, ограниченным числом признаков, становятся абстрактными объектами. Эмпирические понятия (эмпирические объекты) - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый обобщенный набор существенных свойств и отношений изучаемых предметов. Примерами эмпирических понятий могут быть такие, как «проводник с током», «химический элемент с атомным весом», «организм (особь)», «вид» и др.
Эмпирические понятия могут быть качественными, выражаться вербально, но и иметь количественную оценку, становиться не только наблюдаемыми, но и измеряемыми. Так, например, в физике группа газовых явлений - одни эмпирические понятия (давление, температура, объем), а явления прохождения электрического тока в проводнике - другие (сила тока, напряжение, сопротивление), которые можно зафиксировать приборами и измерить.
По принятым эмпирическим понятиям данные опыта (факты) делятся и распределяются по существенным признакам на качественно отграниченные группы (классы, подклассы). Поэтому можно считать, что полученные научные (естественные) классификации, таксономии, типологии, систематики являются следующим этапом эмпирического обобщения. Такие обобщения являются базой для многих эмпирических наук.
Между классификационными группами, обозначенными эмпирическими понятиями, устанавливаются различные связи и отношения. Простейшим обобщением этих отношений являются эмпирические регулярности, которые выражаются в табличной форме, функциональной зависимости, построенных эмпирических кривых по точкам, эмпирических формулах и т.д., иногда именуемые эмпирическими моделями. Предел эмпирического обобщения - это эмпирический закон, устанавливающий постоянно повторяющиеся связи эмпирических понятий или эмпирических объектов. Например: закон Г. Ома, устанавливающий взаимосвязь тока, напряжения и сопротивления; периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева; биогенетический закон Э. Геккеля, отражающий взаимосвязь индивидуального развития особи и эволюционного развития вида; и др.
В отличие от индуктивной направленности стадии эмпирического обобщения теоретическое обобщение носит дедуктивный характер. В связи с тем, что на теоретическом уровне исследования отсутствует прямой контакт с исследуемым материальным объектом, возникает естественный вопрос об источнике исходных теоретических принципов и категорий, высшим обобщением которых является научная теория. для поиска ответа на поставленный вопрос целесообразно обратить внимание на промежуточную форму теоретико-эмпирического обобщения научного знания - научную картину мира.
Научная картина мира (НКМ) - это исторически обусловленная обобщенная система образно-модельных представлений о мире и его фрагментах, выработанная научно-философским познанием на данный период времени и выраженная в общенаучных и частно-научных понятиях, принципах, законах и гипотезах. Теоретика в первую очередь интересует не общенаучная, а частно-научная или дисциплинарно-отраслевая картина мира (ЧНКМ). На базе основных, частных и комплексных форм движения материи выделяют физическую, химическую, биологическую, социальную, астрономическую, геологическую, географическую и технологическую· нкм. В зависимости от уровня развития той или иной отрасли наук степень обобщения ЧНКМ различается. Однако в любом случае конкретные результаты такого обобщения, как правило, следует пока искать в продуктах философии науки или общей теории науки.
Обращение к теоретическому познанию предполагает построение гипотез, абстрактных понятий, моделей и теорий. Высшая форма обобщения научного знания - это теория, в которой разнообразные факты и явления окружающего мира находят отражение в обобщающем понятии закона. Модели теории часто выступают как результаты обобщения отдельных эмпирических моделей. Однако процедура обобщения в этом случае уже не сводится к простой систематизации эмпирической зависимости. Эти зависимости учитываются косвенным путем в процессе разработки обобщающих теоретических гипотез. Обобщение посредством выдвижения теоретических гипотез является одним из основных путей развития теоретического знания. При этом объектом обобщения могут выступать не только эмпирические зависимости, но и сами теории.
Выразительным примером теоретического обобщения может служить история создания теории гравитации Ньютона. Анализируя законы Кеплера, описывающие движение планет вокруг Солнца, Ньютон предположил, что именно Солнцеявляется источником движения. В отличие от предшественников Ньютон был первым, кто абсолютно ясно понимал, что именно нужно искать для объяснения движения планет - искать нужно было силы и только силы» (Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. - М., 1969. - С.32).
Из третьего закона Кеплера можно было вывести более конкретную догадку о величине силы, действующей на планету со стороны Солнца. Сравнивая движение двух планет, он пришел к заключению, что эта сила обратно пропорциональна квадратам их относительных расстояний. Основываясь на этом, Ньютон выдвинул гипотезу о существовании гравитационной силы между Солнцем и планетой, которая направлена от Солнца к планете и величина которой обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Но есть еще Луна и Луны, обращающиеся вокруг Юпитера, поэтому можно считать, что гравитационные силы всеобщи, все притягивается ко всему:
F = K
Таким образом, гипотеза, в дальнейшем подтвержденная экспериментом, была обобщена в теорию гравитации, где факты нашли отражение в обобщающем понятии закона всемирного тяготения. При этом фундаментальное понятие силы (Р) становится синонимом «взаимодействия», что в дальнейшем позволило говорить не только о силах тяготения, но и электромагнитных силах, ядерных силах и слабых взаимодействиях. Далее теория гравитации Ньютона была обобщена Эйнштейном в общую теорию относительности, где силы тяготения действуют не мгновенно, а со скоростью, не превышающей скорость света.
Наконец, важной формой обобщения является выработка абстрактно теоретических понятий или конструктов, из которых выстраиваются модели теории. Здесь путем абстрагирования и идеализации идут от одного абстрактного понятия к другому, более общему понятию. Предел обобщения - это фундаментальное понятие данной науки или категория (например: точка, материальная точка, абсолютно твердое тело, магнитное поле, электромагнитная волна, химический элемент, идеальный газ, ген, биологическая популяция, стоимость, социальная группа, производительные силы, производственные от
ношения, базис, надстройка и т.д.).