ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ
Понятие общенаучного подхода
В период научно-технической революции возник целый ряд важнейших, фундаментальных понятий науки принципиально нового типа, сочетающих в себе отдельные свойства как частнонаучных, так и философских категорий, а потому образующих промежуточный переходной вид научных категорий. К таким общенаучным категориям относятся система, элемент, структура, субстрат, функция, информация, модель, вероятность идругие.
«Каждая такая категория сама по себе или в соотношении с одной либо несколькими подобными категориями выступает основой особого, специфического по содержанию (но общенаучного по распространению и значению) подхода к познанию самых различных феноменов действительности» (Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. - М., 1984. - С. 122).
Общенаучныи подход - это методологическая ориентация u направленность в изучении объекта, опuрающаяся на общенаучную категорию как принцип, руководящий общей стратегией исследования.
Наиболее значимыми факторами формирования общенаучных подходов стали кибернетизация и математизация современной науки, становление и развитие в рамках кибернетики и математики аппарата общенаучных категорий. Кибернетика способствовала, в частности, окончательному оформлению таких подходов, как системный, структурный, функциональный, информационный, модельный. Другие общенаучные подходы, такие, как, например, вероятностный, имеют преимущественно математическое происхождение (Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. - М., 1991. - С. 59).
Тот или иной общенаучный подход задает и фиксирует определенный аспект исследования, основное содержание которого раскрывается понятием общенаучной категории (система, структура, функция, субстрат, информация, модель, вероятность и т.д.). Однако общенаучность этих подходов прямо не обеспечивает их равноэффективность. Здесь следует учесть как уровень научного освоения объекта, так и специфику конкретных этапов исследования. Так, например, после выявления основных элементов субстрата исследуемого объекта поневоле возникает очередной вопрос о способах связи этих элементов, т.е. структурах, которые обеспечивают разные качества. Иными словами, конечная эффективность исследования гарантируется совместным применением различных подходов.