Принцип историзма

Принцип системности как бы отграничивает данный предмет от своего прошлого, от предыдущих своих состояний. Но это временный этап познания, поскольку в нем нет полной всесторонности. Поэтому формулируется дополнительное фундаментальное требование, кото­рое выражается принципом историзма в его целостности: рассматри­вать предметы и процессы в их временном аспекте, т.е. в изменении, развитии и самодвижении.

Этот общий принцип конкретизируется в следующих требованиях:

1. Рассматривать предмет в качественной или сущностной рет­роспективе (возвратный анализ).

2. Требовать предпосылочного рассмотрения (рассматривать предпосылки возникновения предмета). Для этой цели привлекаются категории: «причина», «условие», «основание».

3. В ходе исторического познания предмета применять основные законы диалектики.

4. Выделять этапы (стадии, фазы, периоды) развития предмета устанавливать их естественную последовательность и диалектику общего и единичного.

5. Рассматривать предмет не только с точки зрения развития закономерного, но и вероятностного подхода.

6. Определять направление и характер изменения и развития предмета (прогрессивное, регрессивное, одноуровневое, гармонич­ное, конфликтное, динамичное, стагнационное и т. п.).

7. Раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказания ее будущего.

8. Изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений.

 

Принцип диалектической противоречивости

Всем системам и процессам свойственны внутренние противо­речия, которые составляют единство взаимосвязанных предполагаю­щих и взаимоисключающих друг друга противоположных сторон и тенденций. Взаимодействие «борьба» этих противоположностей со­ставляет внутренний источник, движущую силу всякого развития. Поэтому принцип диалектической противоречивости требует рас­смотрения вещей как единства и взаимодействия противоположно­стей и их развертывания.

Этот принцип распадается на ряд требований, нормативных пра­вил и регулятивов:

1. Раздваивать единое и познавать его противоречивые части.

2. Обнаруживать противоречия, единство противоположных сторон и тенденций.

3. Выявлять тенденции изменений противоположностей и про­тиворечия в целом.

4. Применять в познании предметного противоречия различные, в том числе и противоположные средства.

5. Использовать на практике установки на соединение противо­положностей, как на один из способов разрешения противоречий.