Принцип историзма
Принцип системности как бы отграничивает данный предмет от своего прошлого, от предыдущих своих состояний. Но это временный этап познания, поскольку в нем нет полной всесторонности. Поэтому формулируется дополнительное фундаментальное требование, которое выражается принципом историзма в его целостности: рассматривать предметы и процессы в их временном аспекте, т.е. в изменении, развитии и самодвижении.
Этот общий принцип конкретизируется в следующих требованиях:
1. Рассматривать предмет в качественной или сущностной ретроспективе (возвратный анализ).
2. Требовать предпосылочного рассмотрения (рассматривать предпосылки возникновения предмета). Для этой цели привлекаются категории: «причина», «условие», «основание».
3. В ходе исторического познания предмета применять основные законы диалектики.
4. Выделять этапы (стадии, фазы, периоды) развития предмета устанавливать их естественную последовательность и диалектику общего и единичного.
5. Рассматривать предмет не только с точки зрения развития закономерного, но и вероятностного подхода.
6. Определять направление и характер изменения и развития предмета (прогрессивное, регрессивное, одноуровневое, гармоничное, конфликтное, динамичное, стагнационное и т. п.).
7. Раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказания ее будущего.
8. Изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений.
Принцип диалектической противоречивости
Всем системам и процессам свойственны внутренние противоречия, которые составляют единство взаимосвязанных предполагающих и взаимоисключающих друг друга противоположных сторон и тенденций. Взаимодействие «борьба» этих противоположностей составляет внутренний источник, движущую силу всякого развития. Поэтому принцип диалектической противоречивости требует рассмотрения вещей как единства и взаимодействия противоположностей и их развертывания.
Этот принцип распадается на ряд требований, нормативных правил и регулятивов:
1. Раздваивать единое и познавать его противоречивые части.
2. Обнаруживать противоречия, единство противоположных сторон и тенденций.
3. Выявлять тенденции изменений противоположностей и противоречия в целом.
4. Применять в познании предметного противоречия различные, в том числе и противоположные средства.
5. Использовать на практике установки на соединение противоположностей, как на один из способов разрешения противоречий.