Предмет методологии научного исследования

Проблемы, с которыми сталкиваются ученые, обобщенно можно представить двумя видами: предметными и методологическими. При решении предметных проблем ищут ответа на вопрос, чтоиз себя представляет изучаемый предмет (объект) по сути, каковы его законы строения, функционирования, развития и т.д. Но зачастую более важным становится методологический вопрос, какподойти к предмету исследования, какие подобрать или разработать принципы, методы, инструменты для отражения предмета в научном знании. Комплексом подобных проблем и вопросов занимается методология науки - ме­тодология научного исследования.

Общепринято считать методологическую культуру важнейшей предпосылкой успехов в научных исследованиях. Возрастание роли методологии в условиях научно-технической революции приобрело широкий размах и породило формулу «XX век - век методологии науки» (Кочергин А.Н. Взаимодействие методологии и науки в усло­виях научно-технической революции // Проблемы методологии науч­ных исследований. - Новосибирск, 1982 - С. 3). Однако «сущность и специфика методологии продолжает оставаться предметом споров, порождаемых, кроме всего прочего, отсутствием четко фиксируемого статуса у методологического знания» (Большая советская энциклопе­дия. 3-е изд. т.16. - С. 165). Сейчас этот спор идет в рамках проблемы предмета методологии науки.

Помимо промежуточных, здесь выделяется два основных пони­мания методологии науки: во-первых, как некоторой совокупности, в идеале - системы определенных способов, методов и приемов в сфере научной деятельности; во-вторых, как теории научных методов. Пра­вильно поставив методологию науки в ряд науковедческux дисциплин, А.Ф. Зотов ставит перед ней задачу исследования познавательной дея­тельности, осуществляемой в различных областях наук, выявления общих закономерностей функционирования и развития научной мыс­ли. А эта значит, что целью методологии не является разработка кон­кретных методов тех или иных наук. Эти методы лишь эмпирический материал методологии, которая призвана выявить в конкретных путях научного мышления существенное, искать закономерности их функ­ционирования и совершенствования. Поэтому методология науки «имеет целью выработать своегорода путеводитель, помогающий ориентироваться в различных сферах научного исследования и даже более того - построить теорию методов» (Зотов А.Ф. Структура науч­ного мышления. -М., 1973. - С. 6).

Конечно, создать теорию методов – это пока еще «голубая меч­та» методологов. Но,забегая вперед, методологию уже трактуют как единую теорию методов. По-видимому, возвращая исследователей к реальности, подчеркивают, что методология не может быть представ­лена как единая теория методов, а реальной проблематикой методологического анализа является исследование общей структуры и типологии существующих методов, выявление тенденций и направлений в их развитии, их взаимосвязи в научных исследованиях (Танг Ле Хыу. О содержании понятия «методология» // Филос. науки. - М., 1979. ­№4. -С.104).

С другой стороны, следует иметь и предельно общий взгляд на методологию науки. С этих позиций П.П. Чупин, например, рассмат­ривает предмет методологии науки как субъект-объектное отношение в научном познании, анализируемое под углом зрения раскрытия тех конкретных специфических механизмов, которые обеспечивают орга­низацию, функционирование, развитие и применение научных зна­ний. «Как самостоятельная дисциплина методология науки имеет свою специфическую структуру, которая включает в себя: 1) изучение общих оснований и закономерностей научного познания; 2) исследо­вание форм, принципов, приемов и методов, с помощью которых осуществляются организация, функционирование, развитие и приме­нение научных знаний; 3) анализ специальных методологических понятий, в которых резюмируются основные этапы движения научного знания и выявляется категориальный механизм диалектических переходов от одногоэтапа к другому» (Чупин П.П. Научный метод и ме­тодология науки // Научный метод и методологическое сознание. ­Свердловск, 1986. - С. 11-12.).

Современные исследования методологии науки охватывают множество проблем как субординационно (по уровням), так и координационно (по связям одногоуровня). Однако. их теоретическая на­правленность, в конечном итоге, еще не дает оснований назвать мето­дологию науки теорией или комплексом теорий. Методология науки ­это учение, из которого по мере развития исследований могут и будут «отпочковываться» относительно самостоятельные теоретические компоненты. При этом следует учесть, что учение и теория - эта родственные, но не тождественные образования.

«Учение - целостная система; целостность в теории обращена во внутрь, а в учении - вовне, отсюда в учение включаются элементы и они легко элиминируются, заменяясь другими. Учение - открытая система; она более эвристична, чем теория. Из учения можно вывести «новый предмет», новую область исследования, можно выводить и новые теории, она дает «новый угол зрения» на старые проблемы.

«В учении, в отличие от научной теории, для подтверждения ис­тинности того или иного положения идет непосредственное обраще­ние к практике, даже если речь идет об учениях теоретической на­правленности» (Логинов Л.И. Научная идея в системе знания: авто­реф. дис .... д-ра филос. наук - Екатеринбург, 1993. - С. 30).

Практика методологической деятельности ученых распро­страняется на процесс u структуру научного исследования, систе­матизацию полученного знания и их организацию. Так, в отношении научногоисследования можно сказать: «Если ученый предпринимает специальные усилия, чтобы поставить новую задачу или ищет новый метод решения, если он дает новую формулировку предмета данной науки или формулирует новое правило для некоторой исследователь­ской процедуры, если он создает новые образцы исследования или строит новые исследовательские программы - он занимается методо­логической деятельностью» (Роль методологии в современной науке. Вып. II. - Новосибирск, 1987. - С. 5).

Другие аспекты методологии научного исследования раскрыва­ются при перечне задач, которые в научной литературе обычно связы­вают с методологией науки: 1) определение основных направлений и программ исследований; 2) обеспечение правильности постановки проблем; 3) разработка методов и средств научного исследования; 4) нахождение общих подходов к изучению предмета; 5) обеспечение ученых интеллектуальной техникой научной деятельности; 6) установ­ление общей стратегии научного поиска; 7) проведение корректировки движения исследователя по предметному содержанию; 8) обнаружение принципиальной структуры и основных линий взаимосвязей в изучаемом объекте; 9) разработка критериев для оценки результатов исследо­вания; 10) построение и обоснование предмета научного исследования и т.д. (Розова С.С. Проблема предмета методологии науки // Проблемы методологии науки. - Новосибирск, 1985. - С. 9).

В заключение можно сделать следующие предварительные вы­воды:

1. Методология научного исследования акцентирует свое внима­ние на деятельностной, процессуальной стороне науки и пытается от­ветить на вопросы, как подойти к предмету исследования, какие по­добрать или разработать принципы, средства, методы, инструменты, приемы для достоверного отражения предмета в научном знании.

2. Методология науки анализирует открытые законы и законо­мерности как процесса научного познания, так и движения научного знания от фактов до теорий с целью выяснения основных механизмов и превращения их в систему методологических нормативов.

3. Современная методология науки - это учение, которое, опира­ясь на методологическую практику, обобщает, типологизирует, клас­сифицирует методологические средства, устанавливает их системные связи.

4. Вырабатывает методологический язык, т.е. основные понятия и категории, с помощью которых можно описать, обобщить и теоре­тически объяснить методологическую деятельность и ее результаты: систему принципов, подходов, методов, приемов, процедур эмпири­ческого и теоретического исследования предметов.

Принятые выводы позволяют дать вариант определения предме­та методологии научного исследования.

Методология научного исследования (методология науки) ­это научная дисциплина, анализирующая законы и закономерности процесса научного познания и его результатов с целью разработки и оптимизации системы нормативов (принципов, подходов, программ, процедур, методов и приемов): во-первых, процесса научного исследо­вания, во-вторых, организации и систематизации научного знания, в­-третьих, выработки методологического языка, в-четвертых, совер­шенствования учения о методе и разработки общей теории метода.