Метод науки и научный метод

 

Метод (с греч. - methodos) - в широком смысле обозначает путь к чему-либо, способ исследования, обучения, изложения. Любое «действие по методу» предполагает постановку цели и планомерное, последовательное ее достижение рядом действий. Наиболее эффек­тивным «действием по методу» становится в том случае, когда в его основе лежат законы исследуемого или преобразуемого объекта, вскрытые в предшествующем опыте практической и теоретической деятельности.

Варианты планомерности, последовательности и целесообраз­ности действий постепенно обобщаются, закрепляются и реально функционируют через систему регулятивных принципов, а также че­рез правила, которые стандартны, однозначно и относительно посто­янны. Исходя из этих основных требований, предъявляемых ко вся­кому «действию по методу», «в самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил (практиче­ской или теоретической) деятельности, выработанных субъектом на основе знания закономерностей изучаемого объекта» (Микешин Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. - Л.,1977. - С. 29).

В отличие от остальных форм общественного сознания (этиче­ского, эстетического, религиозного, политического, правового, фило­софского), наука вырабатывает свой специфический метод, в котором различают два понятия: «метод науки» и «научный метод».

Понятие «метод науки» характеризует науку, ставшую социаль­ным самоорганизующимся институтом. В ХVIII-XIХ веках, как из­вестно, формируются национальные научные академии с исследова­тельскими лабораториями, а сам исследователь становится профес­сионалом, названным в 1840 году «Ученым» (Бернал Дж. Наука в ис­тории общества. - М.,1956. - С. 19). Сообщество ученых постепенно создает научные коммуникации, вырабатывает типичные образцы «технологии» ведения научных исследований, идеалы и нормы сис­тематизации научных знаний, устанавливает неписанные социально­-этические «кодексы» научного общения (взаимодействия).

Каким же путем социальный институт науки добывает научное знание? Метод науки и отвечает на этот вопрос, по сути отражая ти­пичный для науки способ получения нового знания. «Метод науки, ­верно утверждает Г.В. Баранов, - особая организация познавательно­го цикла системы науки, всей структуры познавательной деятельно­сти, предполагающая выделение и использование определенных по­знавательных шагов, а также определенную последовательность их применения» (Баранов Г.В. Проблемы научного метода. - Саратов, 1990. - С. 45).

Познавательные шаги и их последовательность в системе выра­жаются двумя основными уровнями научного исследования – эмпирическим и теоретическим, а каждый уровень сопровождается специ­фическими этапами.

В соответствии со сформулированной проблемой и поставлен­ными задачами на эмпирическом уровне выделяется три этапа операций и процедур: а) получение данных опыта и фактов методами на­блюдения и эксперимента; б) логико-математическая обработка дан­ных опыта и введение эмпирических понятий; в) индуктивное обоб­щение фактов и выработка эмпирических законов и закономерностей.

Теоретический уровень, в свою очередь, включает следующие этапы:

а) разработка теоретических идеалuзированных объектов (конструктов), формулировка принципов и выдвижение гипотез для по­строения теории;

б) формальное построение базовой научной теории, интерпре­тация естественного смысла гипотез и принципов в соответствии с принятой естественнонаучной картиной мира;

в) дедуктивное выведение следствий базовой теории и формули­ровка теоретических законов для экспериментального подтвержде­ния или опровержения. Несовпадение теоретических и эмпирических законов приводит к уточнению формулировок научных проблем и но­вому циклу исследований.

Таким образом, метод науки - это выработанная научным со­обществом сбалансированная система эмпирического и теоретиче­ского уровней исследования, позволяющая операционально, последо­вательно и поэтаnно получать и обобщать новое научное знание от фактов до законов и теорий.

В наиболее общем виде содержание и структуру метода науки можно как вариант представить следующими основными субордини­рованными этапами:

1. Анализ проблемной ситуации, выдвижение проблемного за­мысла, обоснование и формулировка проблемы, конкретизация проблемы в задачах.

2. Выдвижение первичного предположения, рабочей и развернутой гипотезы.

3. Обоснование гипотезы путем установления ее эмпирической проверяемости, теоретической обоснованности, логической состоя­тельности, истинности и достоверности.

4. Разработка программы экспериментального исследования, выбор процедур и технических средств.

5. Проведение опытных исследований, сбор и обработка данных наблюдения и измерений.

6. Сравнение эмпирических данных с содержанием предлагае­мой гипотезы, ее принятие, доработка или отбрасывание.

7. Формулирование нерешенных задач и новой научной пробле­мы (подпроблемы).

Исследовательские этапы сопровождаются применением науч­ных методов. Содержание научного метода зависит как от характера исследуемого предмета, поставленных задач, так и от специфики эта­па. «В начале познания (при постановке проблемы, при выборе ис­ходных данных, сборе информации) в роли метода выступает прин­цип, руководящая идея. Когда же исследователь непосредственно приступает к анализу своего предмета, в роли метода выступают по­знавательные процедуры, методика исследования» (Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л., 1988. - С. 18).

Акцентируя внимание на операциональной стороне, абсолюти­зируя значение процедур, научный метод определяют «как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности опре­деленных действий или операций, применение которых приводит ли­бо к достижению поставленной цели, либо приближает к ней» (Руза­вин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999. - С. 5).

Вместе с этим методические операции и приемы, закрепленные в познавательной практике, постепенно формируются в нормы иссле­довательской деятельности, правила, предписания и рекомендации. Так, например, в своем первом печатном труде «Рассуждение о мето­де» Р. Декарт рекомендовал пользоваться четырьмя правилами: тща­тельно избегать опрометчивости и предвзятости и считать истинными только те положения, которые ясны и отчетливы; расчленять сложные задачи на части; в познании восходить от более простых предметов к наиболее сложным; для исключения упущений некоторых элементов познания составлять их полные перечни и общие обзоры. (Декарт Р. избранные произведения. - М., 1950. - С. 272). Такие суждения вхо­дят важным элементом в структуру научного метода и позволяют дать соответствующее определение: «Под научным методом мы будем по­нимать общепринятое представление о методе как системе правил, норм, применяемых в том или ином исследовании для решения зада­чи, проблемы или какого-либо класса аналогичных задач» (Г.В. Бара­нов. Проблемы научного метода. - Саратов, 1990. - С. 45).

Таким образом, в целостную структуру научного метода вклю­чаются исходныe принципы и руководящие идеи, материальные и идеальныe исследовательские операции, а также правила и нормы по­знавательной деятельности.

Научный метод - это система принципов и императивов, опе­раций и процедур, правил и норм, обеспечивающая в научном исследо­вании генерацию нового знания, его проверку и подтверждение в про­цессе решения познавательных проблем и задач.

В формулировке научного метода приняты термины и понятия: принцип - основополагающее первоначало, основное положение, ис­ходный пункт, предпосылка теории или концепции; императив - на­стоятельное требование, конкретизирующее принцип; операция - от­носительно законченное исследовательское действие при решении поставленной задачи; процедура - связанная и упорядоченная сово­купность операций; норма - общепризнанная в научной среде сово­купность требований, регулирующих познавательные акты.

Научный метод считается состоятельным при условии выполне­ния им ряда общих требований. Наиболее значимые требованием к ме­тоду (см., например: Бражников Ю.М. Сущность и структура метода // Роль методологии в развитии науки. - Новосибирск, 1985. - С. 63-64; Формы и методы научного познания. Вып. 1. - Новосибирск, 1986. ­С. 3-4; и др.) можно обобщить и представить в следующей субордина­ции:

1. Детерминированность метода, т.е. его обусловленность зако­номерностями объекта, познавательной деятельности и теоретиче­ских знаний, реализованных в нормативных средствах управления методом.

2. Заданность метода целью исследования, что вытекает из обу­словленности метода закономерностями познавательной деятельно­сти. Требование распространяется на все компоненты метода и под­черкивает активность исследователя.

3. Результативность и надежность метода: его разрешающая способность должна однозначно давать результаты с высокой степе­нью вероятности. Надежность зависит от каждого компонента метода и их структурной компоновки в системе метода.

4. Экономичность метода: затраты на его создание и использо­вание должны быть всегда меньше величины, окупаемой результата­ми исследований, что обусловлено кадровыми, экономическими и со­циально-организационными факторами.

5. Ясность и эффективная распознаваемость метода: метод должен быть выражен в общезначимых терминах и понятиях и досту­пен любому подготовленному исследователю.

6. Воспроизводимость метода: возможность использования ме­тода неограниченное число раз, включая и все его компоненты.

7. Обучаемость методу: в метод разрешается включать все то, чему можно обучить. Основой требования являются воспроизводи­мость и распознаваемость метода.