Метод науки и научный метод
Метод (с греч. - methodos) - в широком смысле обозначает путь к чему-либо, способ исследования, обучения, изложения. Любое «действие по методу» предполагает постановку цели и планомерное, последовательное ее достижение рядом действий. Наиболее эффективным «действием по методу» становится в том случае, когда в его основе лежат законы исследуемого или преобразуемого объекта, вскрытые в предшествующем опыте практической и теоретической деятельности.
Варианты планомерности, последовательности и целесообразности действий постепенно обобщаются, закрепляются и реально функционируют через систему регулятивных принципов, а также через правила, которые стандартны, однозначно и относительно постоянны. Исходя из этих основных требований, предъявляемых ко всякому «действию по методу», «в самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил (практической или теоретической) деятельности, выработанных субъектом на основе знания закономерностей изучаемого объекта» (Микешин Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. - Л.,1977. - С. 29).
В отличие от остальных форм общественного сознания (этического, эстетического, религиозного, политического, правового, философского), наука вырабатывает свой специфический метод, в котором различают два понятия: «метод науки» и «научный метод».
Понятие «метод науки» характеризует науку, ставшую социальным самоорганизующимся институтом. В ХVIII-XIХ веках, как известно, формируются национальные научные академии с исследовательскими лабораториями, а сам исследователь становится профессионалом, названным в 1840 году «Ученым» (Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.,1956. - С. 19). Сообщество ученых постепенно создает научные коммуникации, вырабатывает типичные образцы «технологии» ведения научных исследований, идеалы и нормы систематизации научных знаний, устанавливает неписанные социально-этические «кодексы» научного общения (взаимодействия).
Каким же путем социальный институт науки добывает научное знание? Метод науки и отвечает на этот вопрос, по сути отражая типичный для науки способ получения нового знания. «Метод науки, верно утверждает Г.В. Баранов, - особая организация познавательного цикла системы науки, всей структуры познавательной деятельности, предполагающая выделение и использование определенных познавательных шагов, а также определенную последовательность их применения» (Баранов Г.В. Проблемы научного метода. - Саратов, 1990. - С. 45).
Познавательные шаги и их последовательность в системе выражаются двумя основными уровнями научного исследования – эмпирическим и теоретическим, а каждый уровень сопровождается специфическими этапами.
В соответствии со сформулированной проблемой и поставленными задачами на эмпирическом уровне выделяется три этапа операций и процедур: а) получение данных опыта и фактов методами наблюдения и эксперимента; б) логико-математическая обработка данных опыта и введение эмпирических понятий; в) индуктивное обобщение фактов и выработка эмпирических законов и закономерностей.
Теоретический уровень, в свою очередь, включает следующие этапы:
а) разработка теоретических идеалuзированных объектов (конструктов), формулировка принципов и выдвижение гипотез для построения теории;
б) формальное построение базовой научной теории, интерпретация естественного смысла гипотез и принципов в соответствии с принятой естественнонаучной картиной мира;
в) дедуктивное выведение следствий базовой теории и формулировка теоретических законов для экспериментального подтверждения или опровержения. Несовпадение теоретических и эмпирических законов приводит к уточнению формулировок научных проблем и новому циклу исследований.
Таким образом, метод науки - это выработанная научным сообществом сбалансированная система эмпирического и теоретического уровней исследования, позволяющая операционально, последовательно и поэтаnно получать и обобщать новое научное знание от фактов до законов и теорий.
В наиболее общем виде содержание и структуру метода науки можно как вариант представить следующими основными субординированными этапами:
1. Анализ проблемной ситуации, выдвижение проблемного замысла, обоснование и формулировка проблемы, конкретизация проблемы в задачах.
2. Выдвижение первичного предположения, рабочей и развернутой гипотезы.
3. Обоснование гипотезы путем установления ее эмпирической проверяемости, теоретической обоснованности, логической состоятельности, истинности и достоверности.
4. Разработка программы экспериментального исследования, выбор процедур и технических средств.
5. Проведение опытных исследований, сбор и обработка данных наблюдения и измерений.
6. Сравнение эмпирических данных с содержанием предлагаемой гипотезы, ее принятие, доработка или отбрасывание.
7. Формулирование нерешенных задач и новой научной проблемы (подпроблемы).
Исследовательские этапы сопровождаются применением научных методов. Содержание научного метода зависит как от характера исследуемого предмета, поставленных задач, так и от специфики этапа. «В начале познания (при постановке проблемы, при выборе исходных данных, сборе информации) в роли метода выступает принцип, руководящая идея. Когда же исследователь непосредственно приступает к анализу своего предмета, в роли метода выступают познавательные процедуры, методика исследования» (Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л., 1988. - С. 18).
Акцентируя внимание на операциональной стороне, абсолютизируя значение процедур, научный метод определяют «как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых приводит либо к достижению поставленной цели, либо приближает к ней» (Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999. - С. 5).
Вместе с этим методические операции и приемы, закрепленные в познавательной практике, постепенно формируются в нормы исследовательской деятельности, правила, предписания и рекомендации. Так, например, в своем первом печатном труде «Рассуждение о методе» Р. Декарт рекомендовал пользоваться четырьмя правилами: тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и считать истинными только те положения, которые ясны и отчетливы; расчленять сложные задачи на части; в познании восходить от более простых предметов к наиболее сложным; для исключения упущений некоторых элементов познания составлять их полные перечни и общие обзоры. (Декарт Р. избранные произведения. - М., 1950. - С. 272). Такие суждения входят важным элементом в структуру научного метода и позволяют дать соответствующее определение: «Под научным методом мы будем понимать общепринятое представление о методе как системе правил, норм, применяемых в том или ином исследовании для решения задачи, проблемы или какого-либо класса аналогичных задач» (Г.В. Баранов. Проблемы научного метода. - Саратов, 1990. - С. 45).
Таким образом, в целостную структуру научного метода включаются исходныe принципы и руководящие идеи, материальные и идеальныe исследовательские операции, а также правила и нормы познавательной деятельности.
Научный метод - это система принципов и императивов, операций и процедур, правил и норм, обеспечивающая в научном исследовании генерацию нового знания, его проверку и подтверждение в процессе решения познавательных проблем и задач.
В формулировке научного метода приняты термины и понятия: принцип - основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка теории или концепции; императив - настоятельное требование, конкретизирующее принцип; операция - относительно законченное исследовательское действие при решении поставленной задачи; процедура - связанная и упорядоченная совокупность операций; норма - общепризнанная в научной среде совокупность требований, регулирующих познавательные акты.
Научный метод считается состоятельным при условии выполнения им ряда общих требований. Наиболее значимые требованием к методу (см., например: Бражников Ю.М. Сущность и структура метода // Роль методологии в развитии науки. - Новосибирск, 1985. - С. 63-64; Формы и методы научного познания. Вып. 1. - Новосибирск, 1986. С. 3-4; и др.) можно обобщить и представить в следующей субординации:
1. Детерминированность метода, т.е. его обусловленность закономерностями объекта, познавательной деятельности и теоретических знаний, реализованных в нормативных средствах управления методом.
2. Заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями познавательной деятельности. Требование распространяется на все компоненты метода и подчеркивает активность исследователя.
3. Результативность и надежность метода: его разрешающая способность должна однозначно давать результаты с высокой степенью вероятности. Надежность зависит от каждого компонента метода и их структурной компоновки в системе метода.
4. Экономичность метода: затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследований, что обусловлено кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.
5. Ясность и эффективная распознаваемость метода: метод должен быть выражен в общезначимых терминах и понятиях и доступен любому подготовленному исследователю.
6. Воспроизводимость метода: возможность использования метода неограниченное число раз, включая и все его компоненты.
7. Обучаемость методу: в метод разрешается включать все то, чему можно обучить. Основой требования являются воспроизводимость и распознаваемость метода.