Предмет науковедения и методология науки

Каширин, В.П.

К 31 Методология науки: учеб. пособие / в.п. Каширин; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2007. - 106 с.

В учебном пособии раскрываются сущность и содержание следующих предметов: науковедения; научной рациональности, научного исследования и научного мышления; научной рефлексии, метода науки и научного метода, предмета и уровней методологии науки; принципов диалектического метода по­знания; общенаучных подходов (субстратного, структурного, функционального, системного, модельного); общенаучных методов (абстрагирования, определения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации, аналогии, моделирования, обобщения, научного объяснения); методов теоретического исследования (идеализации, мысленного эксперимента, гипотетико-дедуктивного метода, ме­тода аксиоматизации, метода формализации); методов эмпирического исследо­вания (наблюдения, описания и сравнения, измерения, эксперимента).

Приводятся соответствующие определения понятий.

Книга представляет интерес для магистрантов, аспирантов, соискателей и молодых ученых.

УДК 001.1 ББК 72

© Каширин В.П., 2007

© Красноярский государственный

аграрный университет, 2007


 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Предмет науковедения и методология науки……
1. Научное исследование…………………………………….
  1.1. Рациональность и понятие научного исследования ….
  1.2. Научное мышление - основа научного исследования ..
2. Научная рефлексия и методология……………………...
  2.1. Понятие научной рефлексии …………………………..
  2.2. Метод науки и научный метод ………………………..
  2.3. Предмет методологии научного исследования ………
  2.4. Уровни методологии науки …………………………..
  2.5. Рефлексивно-методологическая практика ……………
3. Диалектический метод познания………………………..
  3.1. Понятие диалектического метода ……………………..
  3.2. Принципы диалектического метод ……………………
4. Общенаучные подходы……………………………………
  4.1. Понятие общенаучного подхода ……………………….
  4.2. Субстратный подход …………………………………..
  4.3. Структурный подход …………………………………..
  4.4. Функциональный подход ………………………………
  4.5. Системный подход ……………………………………..
  4.6. Модельный подход …………………………………….
5. Общенаучные методы…………………………………….
  5.1. Абстрагирование ………………………………………
  5.2. Определение ……………………………………………
  5.3. Анализ и синтез ………………………………………..
  5.4. Индукция и дедукция ………………………………….
  5.5. Классификация ………………………………………….
  5.6. Аналогия ……………………………………………… .
  5.7. Моделирование …………………………………………
  5.8. Обобщение ……………………………………………..
  5.9. Научное объяснение …………………………………..
Методы теоретического исследования…………………
  6.1. Идеализация …………………………………………..
  6.2. Мысленный эксперимент ……………………………..
  6.3. Гипотетико-дедуктивный метод ………………………
  6.4. Метод аксиоматизации ………………………………..
  6.5. Метод формализации ………………………………….
7. Методы эмпирического исследования…………………
  7.1. Наблюдение ……………………………………………
  7.2. Описание и сравнение …………………………………
  7.3. Измерение ………………………………………………
  7.4. Эксперимент ……………………………………………
  Заключение. Основные понятия и определения………
  Библиографический список……………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Предмет науковедения и методология науки

 

Методология науки, или методология научного исследования, входит в структуру науки о науке - науковеденuя и составляет важ­нейшую его теоретико-методологическую часть. Само же науковеде­ние стало результатом осмысления и отражения развивающейся науки в научном знании. Естественные итоги саморазвития науки ХХ столе­тия показали ее революционное воздействие на жизнедеятельность общества. Активно ассимилируясь в человеке, его технологиях, техни­ческих системах и продуктах труда, наука стала мощной производи­тельной силой.

Наиболее ярко свои потенциальные возможности наука проде­монстрировала во Второй мировой войне и в технологическом разви­тии материального производства в послевоенный период. Рост наро­донаселения и необходимость дальнейшего развития общественного производства, глобальные проблемы технологического движения ма­терии, экологические, энергетические, пищевые, оборонные, меди­цинские и другие крупномасштабные проблемы современности сви­детельствуют о том, что их качественно-количественное разрешение немыслимо без науки. Стало попятным также, что только страны, об­ладающие крупным научным потенциалом, способны занять лиди­рующее место в геополитике.

Наука становится популярной, ее количественный рост приоб­ретает экспоненциальный характер и вступает в противоречие с эко­номическими возможностями даже высокоразвитых стран мира. По­степенно осознается, что экстенсивный, спонтанный процесс разви­тия науки подошел к своим пределам и требует социального регулирования и управления. Оптимальное управление, в свою очередь, ну­ждается в достоверной информации об управляемом объекте и по­этому в 60-70-е годы хх столетия возникает тот мировой феномен саморефлексии науки, который еще в 1926 году предвидел советский ученый И.А. Боричевский, обозначив его как «наука о науке», «нау­коведение», «теория науки». (Боричевский И.А. Науковедение как точная наука // Вестн. знания. - П.Г, 1926. - №12).

Науковедение, как и любая наука, появляется тогда, когда со­зрел и сформировался ее объект исследования. И тот факт, что науко­ведение преодолело свое «младенчество» всего за четыре десятиле­тия, почти мгновенно по историческим меркам, свидетельствует о высоких темпах его развития. Сейчас вокруг науки как объекта про­фессионального научного интереса образуются научные дисциплины, исследовательские области, научные направления и самые разнооб­разные конгломераты под общим названием «проблемы науки».

Не вдаваясь в дискуссии по предмету науковедения, можно взять за основу такой его вариант определения. Науковедение это самостоятельная формирующаяся научная отрасль и комплекс дисциплин, в качестве объекта изучающих науку как сложное социаль­ное явление, ее отдельные блоки, фрагменты, стороны, закономер­ные связи и отношения.

Структура науковедения также находится в стадии развития. Здесь пока ещс нет достаточно полной предметной номенклатуры, то есть науковедение остается открытой развивающейся системой. Дис­циплинарные границы науковедческих компонентов нередко под­вижны и вызывают споры. Вместе с тем активно разрабатываются отдельные его стороны, научные языки и собственные методы иссле­дования, качественно разграниченная предметная специфика, отра­жаемая в систематизированном научном знании, позволяет достаточ­но уверенно выделить в структуре науковедения следующие дисцип­лины:

фuлософия науки - изучает предельно общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производ­ству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмот­ренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте;

общая теория науки (основы науковедения) - разрабатывает общетеоретические концепции и модели научного знания, научной деятельности и их научной организации, а также исследует и логиче­ски упорядочивает закономерности строения, функционирования и развития науки в целом;

история науки - изучает, систематизирует фактическое проис­хождение и пространственно-временное движение науки на различ­ных ступенях развития общества;

социология науки - отражает взаимосвязи и взаимодействия нау­ки и общества, ее социальные связи и статус, а также социальную ор­ганизацию, деятельность ученых и научных коллективов;

психология науки - исследует влияние психологических факто­ров (интересов, мотивов, ориентаций, интуиции, воображения, инди­видуальных особенностей исслодователей и т.п.) на деятельность и организацию ученых и научных коллективов;

этика науки - изучает этические и моральные проблемы, выра­батывает принципы и нормы научных отношений, выбора целей, спо­собов достижения и использования результатов, профессиональной и социальной ответственности ученого и научных коллективов;

информология науки - разрабатывает информационные концеп­ции научного процесса, изучает и моделирует информационные связи и потоки, отыскивает управляющие параметры функционирования и развития науки как информационной системы;

теория научного творчества - разрабатывает, описывает и объ­ясняет логические и психоэвристические модели творческой деятель­ности с целью создания методологии получения принципиально но­вого научного знания;

эстетика научной деятельности - изучает проблемы взаимо­связи между наукой и искусством, наукой и эстетическим сознанием, влияния форм искусства на научную деятельность, выявляет эстети­ческие оценки научных результатов и т.д.;

моделирование науки - изучает различные научные системы, создает и исследует их модели (экономические, информационные, социально-психологические, прогностические, организационные, инновационные и т.п.) с целью выяснения частных и общих закономер­ностей строения, функционирования и развития науки;

наукометрuя - обосновывает индикаторы (показатели, парамет­ры), строит теории измерений, разрабатывает количественные мето­ды и модели, устанавливает функциональные зависимости, корреля­ции и закономерности функционирования и развития научной дея­тельности и ее организации;

научный потенциал - анализирует меру способности научной системы реализовывать наличные ресурсы (знания, кадры, финансы, информацию, способы организации, управления, ценностные компо­ненты и т.п.) в целях удовлетворения собственных и социальных по­требностей;

научное прогнозирование - отыскивает знания, разрабатывает методологию и методики предвидения наиболее вероятных сроков, путей и направлений развития научных отраслей и науки в целом;

экономика науки - изучает экономические проблемы эффектив­ного использования научного потенциала с целью выработки крите­риев и механизмов экономического управления развитием науки;

научное право - изучает проблемы правовых отношений в науке, разрабатывает правовые нормы регуляции научной деятельности и организации, использования научных результатов внутри государства и в международных отношениях;

научная политика - разрабатывает стратегическую доктрину науки, определяет основные пути и средства ее реализации с учетом объективных тенденций и потребностей национальной экономики и общей политики данного государства;

организация науки - изучает и разрабатывает принципы, формы и методы (экономические, функциональные, информационно-логические, социально-психологические, морально-этические) орга­низации научных исследований и коллективов;

планирование и управление наукой - исследует процесс выбора наиболее важных, перспективных и приоритетных целей, направле­ний, областей исследования и целевые воздействия на всю совокуп­ность связей и отношений, возникающих в процессе научно-исследовательского труда;

классификация наук - раскрывает взаимосвязи и взаимодействия наук на базе разработанных принципов, логически упорядочивает их в системы различной общности, создает теоретические основы орга­низации и взаимодействия в межотраслевой и комплексной научной деятельности.

Теоретико-методологической основой этого комплекса дисцип­лин, объединяющей науковедение в единое целое, является общая теория науки (ОТН). В отличие от всего комплекса науковедческих дисциплин ОТН отражает не отдельные стороны науки (историче­ские, экономические, социальные и т.п.), а науку в целом как систему и ее отдельные блоки. В качестве таких «блочных» проблем (предме­тов) выступают подсистемы научного знания, теории и методологии научной деятельности, а также научной организации, в которых изу­чают:

1. В системе научного знания: научное знание (обыденное и науч­ное знание, идеалы и нормы научности, типология научного знания, эмпирическое и теоретическое знание, научно-методологическое зна­ние и др.); язык науки (знаковые системы и их классификация, типоло­гия и определение понятий, соотношения естественного, искусственно­го и научного языков); научный факт (проблема понимания, природа, содержание, структура); научная проблема (проблемная ситуация, сущ­ность проблемы, условие правильности постановки); научная гипотеза (понятие, условие состоятельности, виды и функции); научная идея (сущность, структура и формы выражения); научный закон (сущность, содержание, структура, виды); научная теория (признаки, содержание, структура, классификация); метатеория (общая теория, общие и част­ные картины мира, их структуры и функции); и др.

2. В системе теории и методологии научной деятельности: на­учное исследование и стиль научного мышления (рациональность и понятие научного исследования, научное мышление - основа научно­го исследования, содержание и понятие стиля научного исследования и др.); структура научного исследования (основные уровни и этапы научного исследования, структура и содержание эмпирического ис­следования, научная картина мира и научная теория, структура теоре­тического исследования, общая структура научного исследования и др.); методология научного исследования (научная рефлексия, метод науки и научный метод, предмет методологии науки, уровни методо­логии науки); научные методы (диалектический, общенаучные под­ходы, общенаучные методы, методы теоретического исследования, методы эмпирического исследования).

3. В системе научной организации целесообразно рассмотреть следующие вопросы: социальный институт науки; научная дисцип­лина, дисциплинарная организация науки; идеалы и нормы самоорга­низации и самоуправления в науке, этос науки; формальные и нефор­мальные коммуникации в науке, эшелоны публикаций; академиче­ская организация науки, национальные академии наук, дисциплинар­ные академии наук, академические научно-исследовательские инсти­туты, научно-исследовательские лаборатории (обсерватории, опыт­ные станции, полигоны и др.); первичное звено организации науки, исследовательская группа; университетская и промышленная формы организации науки; научные школы и неформальные объединения ученых, научный потенциал; география мировой науки и др.

Выделенные нами системы проблем общей теории науки пред­ставляют собой программы исследований, завершение которых при­ведет к созданию общих теорий научного знания, научной деятельно­сти и научной организации. В целом этот дисциплинарный комплекс науковедения и его ОТН целесообразно назвать фундаментальным науковедением, поскольку его основные теоретико-методологические положения распространяются на частные или прикладные комплексы наук. К прикладному науковедению мы относим естествознание, об­ществознание, техноведение, технические и технологические науки и впервые вводим в науковедческий анализ сложные научные образо­вания, именуемыe нами следующим образом: педагогическое науковедение, экологическое науковедение, инженерное науковедение, ме­дицинское науковедение, агронауковедение, военное науковедение и др. (Подробнее см.: Каширин В. П. Науковедение: концепция общей теории науки // Becтн. Сиб. аэрокосм. акад. Вып. 1. - Красноярск: САА, 2000).

Принятая нами структура науковедения носит, естественно, идеaлизированный характер. В силу известной «молодости» наукове­дения его компоненты только условно именуются научными дисцип­линами, так как в них еще нет четко выраженных предметных границ; отработанного методологического инструментария, достаточно пол­ного упорядоченного теоретико-эмпирического блока знания и т.д. Однако в целом науковедение располагает массивом знания, которое отражает научную культуру современного научного сообщества, и актуальность ее воспроизведения в сфере образования у специали­стов не вызывает сомнения.

Современные проблемы подготовки высших специалистов обу­словлены развитием материального производства, технологии и нау­ки, а по своей сути и содержанию свойственны всем высокоразвитым странам мира. Основная причина - это высокие темпы роста извест­ных глобальных проблем, быстрая смена технологий и знания, уста­ревание его эмпирического и рецептурного слоев и т.д. Из этого об­стоятельства следует, что студент первого курса традиционного вуза уже как бы запрограммирован к выпуску с устаревшим знанием, уз­ким мировоззренческо-методологическим кругозором и низкой веро­ятностью успеха в современной конъюнктуре рынка труда.

Поэтому в высшем образовании в XXI веке акцент ставится не на освоении обширного фактуального материала, для которого давно существует емкая память компьютера, и не на узкой специализации, а на разработке и изучении философских, общественно-гуманитарных, общетеоретических и теоретических проблем данного профиля выс­шего учебного заведения. Фундаментализм - основной принцип, за­ложенный в концепцию современного высшего образования. Концеп­туальная форма знаний унифицирует научный язык, уплотняет ин­формацию, дает системное описание и объяснение объектов позна­ния, приобретает эффективные мировоззренческие и методологиче­ские функции при подготовке современных специалистов широкого профиля, ориентированных на важнейшие сферы жизнедеятельности современного общества. Науковедение в этом плане является необхо­димым компонентом высшей школы по ряду причин:

1. Университеты и все вузы многоуровневого образования при­званы готовить специалистов по фундаментaльным и прикладным наукам. Поэтому выпускник, лишенный знаний основ науковедения (основ научно-теоретической и методологической культуры), не мо­жет быть признан вполне профессионально подготовленным.

2. Науковедение позволяет решать проблему гуманитаризации вуза не абстрактно, а через призму профессиональной деятельности (философия науки, история науки, социология науки, этика науки, научная культура и др.).

З. Науковедение повышает теоретический потенциал специали­ста (общая теория науки, теория научного и технического творчества, теория научных исследований, научное прогнозирование, психология и эстетика научной деятельности и др.).

4. Науковедение способствует формированию организатора науки (экономика науки, научное прогнозирование, научная политика, научное право, организация и управление наукой и др.).

Центральное место в общей теории науки занимают вопросы сущности и содержания научного исследования и его технологии, т.е. операционaльной (принципы, подходы, методы, приемы, процедуры) стороны процесса синтезирования нового знания. Такой комплекс проблемных вопросов именуется нами методологией науки (методо­логией научного исследования).

Бесспорно, что подготовить хорошего специалиста в области научно-исследовательской деятельности профессионально без освое­ния существующего методологического инструментария невозможно. Поэтому методология науки в университете среди общеобразова­тельных научных дисциплин начинает занимать лидирующие пози­ции. Другое дело, что сам предмет методологии науки, его сущность, содержание и специфика пока еще остаются спорными.

В предлагаемой читателю работе вначале через критерии совре­менной научной рациональности определяются понятия научного ис­следования и его основы - научного мышления. С учетом их специ­фики устанавливаются понятия научного метода и предмета методо­логии науки. Методология науки - это научная дисциплина, анализи­рующая законы и закономерности процесса научного познания и его результатов с целью разработки и оптимизации системы нормати­вов (принципов, подходов, программ, процедур, методов и приемов): во-первых, процесса научного исследования, во-вторых, организации и систематизации научного знания, в-третьих, выработки методологического языка, в-четвертых, совершенствования учения и мето­да разработки общей теории метода.

Далее, опираясь на принятый методологический язык, осущест­вляется попытка разработки и оптимизация системы методологиче­ских нормативов. С этой целью анализируется, подвергается селек­ции и структурируется методологический арсенал науки. С учетом субординационных и координационных связей между методами, сте­пени их общности, специфики теоретического и эмпирического уров­ней исследования система методологических нормативов выстраива­ется и излагается в следующей последовательности: диалектический метод познания, общенаучные подходы, общенаучные методы, мето­ды теоретического исследования, методы эмпирического исследова­ния.

Все исследованные темы (вопросы, проблемы) завершаются оп­ределением соответствующих понятий, и эта система нормативных знаний представляет собой основу учебного пособия «Методология науки». Книга предназначена для тех, кто готовит себя к научно­-исследовательской деятельности и в первую очередь - для магист­рантов, аспирантов, соискателей и молодых ученых, а также просто интересующихся, каким путем и средствами добывается новое науч­ное знание.