Предмет науковедения и методология науки
Каширин, В.П.
К 31 Методология науки: учеб. пособие / в.п. Каширин; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2007. - 106 с.
В учебном пособии раскрываются сущность и содержание следующих предметов: науковедения; научной рациональности, научного исследования и научного мышления; научной рефлексии, метода науки и научного метода, предмета и уровней методологии науки; принципов диалектического метода познания; общенаучных подходов (субстратного, структурного, функционального, системного, модельного); общенаучных методов (абстрагирования, определения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации, аналогии, моделирования, обобщения, научного объяснения); методов теоретического исследования (идеализации, мысленного эксперимента, гипотетико-дедуктивного метода, метода аксиоматизации, метода формализации); методов эмпирического исследования (наблюдения, описания и сравнения, измерения, эксперимента).
Приводятся соответствующие определения понятий.
Книга представляет интерес для магистрантов, аспирантов, соискателей и молодых ученых.
УДК 001.1 ББК 72
© Каширин В.П., 2007
© Красноярский государственный
аграрный университет, 2007
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Введение. Предмет науковедения и методология науки…… | ||
1. | Научное исследование……………………………………. | |
1.1. Рациональность и понятие научного исследования …. | ||
1.2. Научное мышление - основа научного исследования .. | ||
2. | Научная рефлексия и методология……………………... | |
2.1. Понятие научной рефлексии ………………………….. | ||
2.2. Метод науки и научный метод ……………………….. | ||
2.3. Предмет методологии научного исследования ……… | ||
2.4. Уровни методологии науки ………………………….. | ||
2.5. Рефлексивно-методологическая практика …………… | ||
3. | Диалектический метод познания……………………….. | |
3.1. Понятие диалектического метода …………………….. | ||
3.2. Принципы диалектического метод …………………… | ||
4. | Общенаучные подходы…………………………………… | |
4.1. Понятие общенаучного подхода ………………………. | ||
4.2. Субстратный подход ………………………………….. | ||
4.3. Структурный подход ………………………………….. | ||
4.4. Функциональный подход ……………………………… | ||
4.5. Системный подход …………………………………….. | ||
4.6. Модельный подход ……………………………………. | ||
5. | Общенаучные методы……………………………………. | |
5.1. Абстрагирование ……………………………………… | ||
5.2. Определение …………………………………………… | ||
5.3. Анализ и синтез ……………………………………….. | ||
5.4. Индукция и дедукция …………………………………. | ||
5.5. Классификация …………………………………………. | ||
5.6. Аналогия ……………………………………………… . | ||
5.7. Моделирование ………………………………………… | ||
5.8. Обобщение …………………………………………….. | ||
5.9. Научное объяснение ………………………………….. | ||
Методы теоретического исследования………………… | ||
6.1. Идеализация ………………………………………….. | ||
6.2. Мысленный эксперимент …………………………….. | ||
6.3. Гипотетико-дедуктивный метод ……………………… | ||
6.4. Метод аксиоматизации ……………………………….. | ||
6.5. Метод формализации …………………………………. | ||
7. | Методы эмпирического исследования………………… | |
7.1. Наблюдение …………………………………………… | ||
7.2. Описание и сравнение ………………………………… | ||
7.3. Измерение ……………………………………………… | ||
7.4. Эксперимент …………………………………………… | ||
Заключение. Основные понятия и определения……… | ||
Библиографический список…………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Предмет науковедения и методология науки
Методология науки, или методология научного исследования, входит в структуру науки о науке - науковеденuя и составляет важнейшую его теоретико-методологическую часть. Само же науковедение стало результатом осмысления и отражения развивающейся науки в научном знании. Естественные итоги саморазвития науки ХХ столетия показали ее революционное воздействие на жизнедеятельность общества. Активно ассимилируясь в человеке, его технологиях, технических системах и продуктах труда, наука стала мощной производительной силой.
Наиболее ярко свои потенциальные возможности наука продемонстрировала во Второй мировой войне и в технологическом развитии материального производства в послевоенный период. Рост народонаселения и необходимость дальнейшего развития общественного производства, глобальные проблемы технологического движения материи, экологические, энергетические, пищевые, оборонные, медицинские и другие крупномасштабные проблемы современности свидетельствуют о том, что их качественно-количественное разрешение немыслимо без науки. Стало попятным также, что только страны, обладающие крупным научным потенциалом, способны занять лидирующее место в геополитике.
Наука становится популярной, ее количественный рост приобретает экспоненциальный характер и вступает в противоречие с экономическими возможностями даже высокоразвитых стран мира. Постепенно осознается, что экстенсивный, спонтанный процесс развития науки подошел к своим пределам и требует социального регулирования и управления. Оптимальное управление, в свою очередь, нуждается в достоверной информации об управляемом объекте и поэтому в 60-70-е годы хх столетия возникает тот мировой феномен саморефлексии науки, который еще в 1926 году предвидел советский ученый И.А. Боричевский, обозначив его как «наука о науке», «науковедение», «теория науки». (Боричевский И.А. Науковедение как точная наука // Вестн. знания. - П.Г, 1926. - №12).
Науковедение, как и любая наука, появляется тогда, когда созрел и сформировался ее объект исследования. И тот факт, что науковедение преодолело свое «младенчество» всего за четыре десятилетия, почти мгновенно по историческим меркам, свидетельствует о высоких темпах его развития. Сейчас вокруг науки как объекта профессионального научного интереса образуются научные дисциплины, исследовательские области, научные направления и самые разнообразные конгломераты под общим названием «проблемы науки».
Не вдаваясь в дискуссии по предмету науковедения, можно взять за основу такой его вариант определения. Науковедение – это самостоятельная формирующаяся научная отрасль и комплекс дисциплин, в качестве объекта изучающих науку как сложное социальное явление, ее отдельные блоки, фрагменты, стороны, закономерные связи и отношения.
Структура науковедения также находится в стадии развития. Здесь пока ещс нет достаточно полной предметной номенклатуры, то есть науковедение остается открытой развивающейся системой. Дисциплинарные границы науковедческих компонентов нередко подвижны и вызывают споры. Вместе с тем активно разрабатываются отдельные его стороны, научные языки и собственные методы исследования, качественно разграниченная предметная специфика, отражаемая в систематизированном научном знании, позволяет достаточно уверенно выделить в структуре науковедения следующие дисциплины:
фuлософия науки - изучает предельно общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте;
общая теория науки (основы науковедения) - разрабатывает общетеоретические концепции и модели научного знания, научной деятельности и их научной организации, а также исследует и логически упорядочивает закономерности строения, функционирования и развития науки в целом;
история науки - изучает, систематизирует фактическое происхождение и пространственно-временное движение науки на различных ступенях развития общества;
социология науки - отражает взаимосвязи и взаимодействия науки и общества, ее социальные связи и статус, а также социальную организацию, деятельность ученых и научных коллективов;
психология науки - исследует влияние психологических факторов (интересов, мотивов, ориентаций, интуиции, воображения, индивидуальных особенностей исслодователей и т.п.) на деятельность и организацию ученых и научных коллективов;
этика науки - изучает этические и моральные проблемы, вырабатывает принципы и нормы научных отношений, выбора целей, способов достижения и использования результатов, профессиональной и социальной ответственности ученого и научных коллективов;
информология науки - разрабатывает информационные концепции научного процесса, изучает и моделирует информационные связи и потоки, отыскивает управляющие параметры функционирования и развития науки как информационной системы;
теория научного творчества - разрабатывает, описывает и объясняет логические и психоэвристические модели творческой деятельности с целью создания методологии получения принципиально нового научного знания;
эстетика научной деятельности - изучает проблемы взаимосвязи между наукой и искусством, наукой и эстетическим сознанием, влияния форм искусства на научную деятельность, выявляет эстетические оценки научных результатов и т.д.;
моделирование науки - изучает различные научные системы, создает и исследует их модели (экономические, информационные, социально-психологические, прогностические, организационные, инновационные и т.п.) с целью выяснения частных и общих закономерностей строения, функционирования и развития науки;
наукометрuя - обосновывает индикаторы (показатели, параметры), строит теории измерений, разрабатывает количественные методы и модели, устанавливает функциональные зависимости, корреляции и закономерности функционирования и развития научной деятельности и ее организации;
научный потенциал - анализирует меру способности научной системы реализовывать наличные ресурсы (знания, кадры, финансы, информацию, способы организации, управления, ценностные компоненты и т.п.) в целях удовлетворения собственных и социальных потребностей;
научное прогнозирование - отыскивает знания, разрабатывает методологию и методики предвидения наиболее вероятных сроков, путей и направлений развития научных отраслей и науки в целом;
экономика науки - изучает экономические проблемы эффективного использования научного потенциала с целью выработки критериев и механизмов экономического управления развитием науки;
научное право - изучает проблемы правовых отношений в науке, разрабатывает правовые нормы регуляции научной деятельности и организации, использования научных результатов внутри государства и в международных отношениях;
научная политика - разрабатывает стратегическую доктрину науки, определяет основные пути и средства ее реализации с учетом объективных тенденций и потребностей национальной экономики и общей политики данного государства;
организация науки - изучает и разрабатывает принципы, формы и методы (экономические, функциональные, информационно-логические, социально-психологические, морально-этические) организации научных исследований и коллективов;
планирование и управление наукой - исследует процесс выбора наиболее важных, перспективных и приоритетных целей, направлений, областей исследования и целевые воздействия на всю совокупность связей и отношений, возникающих в процессе научно-исследовательского труда;
классификация наук - раскрывает взаимосвязи и взаимодействия наук на базе разработанных принципов, логически упорядочивает их в системы различной общности, создает теоретические основы организации и взаимодействия в межотраслевой и комплексной научной деятельности.
Теоретико-методологической основой этого комплекса дисциплин, объединяющей науковедение в единое целое, является общая теория науки (ОТН). В отличие от всего комплекса науковедческих дисциплин ОТН отражает не отдельные стороны науки (исторические, экономические, социальные и т.п.), а науку в целом как систему и ее отдельные блоки. В качестве таких «блочных» проблем (предметов) выступают подсистемы научного знания, теории и методологии научной деятельности, а также научной организации, в которых изучают:
1. В системе научного знания: научное знание (обыденное и научное знание, идеалы и нормы научности, типология научного знания, эмпирическое и теоретическое знание, научно-методологическое знание и др.); язык науки (знаковые системы и их классификация, типология и определение понятий, соотношения естественного, искусственного и научного языков); научный факт (проблема понимания, природа, содержание, структура); научная проблема (проблемная ситуация, сущность проблемы, условие правильности постановки); научная гипотеза (понятие, условие состоятельности, виды и функции); научная идея (сущность, структура и формы выражения); научный закон (сущность, содержание, структура, виды); научная теория (признаки, содержание, структура, классификация); метатеория (общая теория, общие и частные картины мира, их структуры и функции); и др.
2. В системе теории и методологии научной деятельности: научное исследование и стиль научного мышления (рациональность и понятие научного исследования, научное мышление - основа научного исследования, содержание и понятие стиля научного исследования и др.); структура научного исследования (основные уровни и этапы научного исследования, структура и содержание эмпирического исследования, научная картина мира и научная теория, структура теоретического исследования, общая структура научного исследования и др.); методология научного исследования (научная рефлексия, метод науки и научный метод, предмет методологии науки, уровни методологии науки); научные методы (диалектический, общенаучные подходы, общенаучные методы, методы теоретического исследования, методы эмпирического исследования).
3. В системе научной организации целесообразно рассмотреть следующие вопросы: социальный институт науки; научная дисциплина, дисциплинарная организация науки; идеалы и нормы самоорганизации и самоуправления в науке, этос науки; формальные и неформальные коммуникации в науке, эшелоны публикаций; академическая организация науки, национальные академии наук, дисциплинарные академии наук, академические научно-исследовательские институты, научно-исследовательские лаборатории (обсерватории, опытные станции, полигоны и др.); первичное звено организации науки, исследовательская группа; университетская и промышленная формы организации науки; научные школы и неформальные объединения ученых, научный потенциал; география мировой науки и др.
Выделенные нами системы проблем общей теории науки представляют собой программы исследований, завершение которых приведет к созданию общих теорий научного знания, научной деятельности и научной организации. В целом этот дисциплинарный комплекс науковедения и его ОТН целесообразно назвать фундаментальным науковедением, поскольку его основные теоретико-методологические положения распространяются на частные или прикладные комплексы наук. К прикладному науковедению мы относим естествознание, обществознание, техноведение, технические и технологические науки и впервые вводим в науковедческий анализ сложные научные образования, именуемыe нами следующим образом: педагогическое науковедение, экологическое науковедение, инженерное науковедение, медицинское науковедение, агронауковедение, военное науковедение и др. (Подробнее см.: Каширин В. П. Науковедение: концепция общей теории науки // Becтн. Сиб. аэрокосм. акад. Вып. 1. - Красноярск: САА, 2000).
Принятая нами структура науковедения носит, естественно, идеaлизированный характер. В силу известной «молодости» науковедения его компоненты только условно именуются научными дисциплинами, так как в них еще нет четко выраженных предметных границ; отработанного методологического инструментария, достаточно полного упорядоченного теоретико-эмпирического блока знания и т.д. Однако в целом науковедение располагает массивом знания, которое отражает научную культуру современного научного сообщества, и актуальность ее воспроизведения в сфере образования у специалистов не вызывает сомнения.
Современные проблемы подготовки высших специалистов обусловлены развитием материального производства, технологии и науки, а по своей сути и содержанию свойственны всем высокоразвитым странам мира. Основная причина - это высокие темпы роста известных глобальных проблем, быстрая смена технологий и знания, устаревание его эмпирического и рецептурного слоев и т.д. Из этого обстоятельства следует, что студент первого курса традиционного вуза уже как бы запрограммирован к выпуску с устаревшим знанием, узким мировоззренческо-методологическим кругозором и низкой вероятностью успеха в современной конъюнктуре рынка труда.
Поэтому в высшем образовании в XXI веке акцент ставится не на освоении обширного фактуального материала, для которого давно существует емкая память компьютера, и не на узкой специализации, а на разработке и изучении философских, общественно-гуманитарных, общетеоретических и теоретических проблем данного профиля высшего учебного заведения. Фундаментализм - основной принцип, заложенный в концепцию современного высшего образования. Концептуальная форма знаний унифицирует научный язык, уплотняет информацию, дает системное описание и объяснение объектов познания, приобретает эффективные мировоззренческие и методологические функции при подготовке современных специалистов широкого профиля, ориентированных на важнейшие сферы жизнедеятельности современного общества. Науковедение в этом плане является необходимым компонентом высшей школы по ряду причин:
1. Университеты и все вузы многоуровневого образования призваны готовить специалистов по фундаментaльным и прикладным наукам. Поэтому выпускник, лишенный знаний основ науковедения (основ научно-теоретической и методологической культуры), не может быть признан вполне профессионально подготовленным.
2. Науковедение позволяет решать проблему гуманитаризации вуза не абстрактно, а через призму профессиональной деятельности (философия науки, история науки, социология науки, этика науки, научная культура и др.).
З. Науковедение повышает теоретический потенциал специалиста (общая теория науки, теория научного и технического творчества, теория научных исследований, научное прогнозирование, психология и эстетика научной деятельности и др.).
4. Науковедение способствует формированию организатора науки (экономика науки, научное прогнозирование, научная политика, научное право, организация и управление наукой и др.).
Центральное место в общей теории науки занимают вопросы сущности и содержания научного исследования и его технологии, т.е. операционaльной (принципы, подходы, методы, приемы, процедуры) стороны процесса синтезирования нового знания. Такой комплекс проблемных вопросов именуется нами методологией науки (методологией научного исследования).
Бесспорно, что подготовить хорошего специалиста в области научно-исследовательской деятельности профессионально без освоения существующего методологического инструментария невозможно. Поэтому методология науки в университете среди общеобразовательных научных дисциплин начинает занимать лидирующие позиции. Другое дело, что сам предмет методологии науки, его сущность, содержание и специфика пока еще остаются спорными.
В предлагаемой читателю работе вначале через критерии современной научной рациональности определяются понятия научного исследования и его основы - научного мышления. С учетом их специфики устанавливаются понятия научного метода и предмета методологии науки. Методология науки - это научная дисциплина, анализирующая законы и закономерности процесса научного познания и его результатов с целью разработки и оптимизации системы нормативов (принципов, подходов, программ, процедур, методов и приемов): во-первых, процесса научного исследования, во-вторых, организации и систематизации научного знания, в-третьих, выработки методологического языка, в-четвертых, совершенствования учения и метода разработки общей теории метода.
Далее, опираясь на принятый методологический язык, осуществляется попытка разработки и оптимизация системы методологических нормативов. С этой целью анализируется, подвергается селекции и структурируется методологический арсенал науки. С учетом субординационных и координационных связей между методами, степени их общности, специфики теоретического и эмпирического уровней исследования система методологических нормативов выстраивается и излагается в следующей последовательности: диалектический метод познания, общенаучные подходы, общенаучные методы, методы теоретического исследования, методы эмпирического исследования.
Все исследованные темы (вопросы, проблемы) завершаются определением соответствующих понятий, и эта система нормативных знаний представляет собой основу учебного пособия «Методология науки». Книга предназначена для тех, кто готовит себя к научно-исследовательской деятельности и в первую очередь - для магистрантов, аспирантов, соискателей и молодых ученых, а также просто интересующихся, каким путем и средствами добывается новое научное знание.