ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ» И «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»
Методологические основания педагогики
УДК 001.8
ББК ЧЗО/49:Ю251 +Ю251
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ» И «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»
Н.В. Ипполитова
Шадринский государственный педагогический институт
ТНЕ CORRELATION OF NOTIONS "METHODOLOGY" AND "METHODOLOGICAL АРРАОАСН"
N. V. Ippolitova
Shadriпsk State Pedagogical Institute
Раскрывается сущность и взаимосвязь понятий «методология>~, «методология педагогики», «методологический подход»; дается характеристика функций методологии и методологических подходов, выделяются условия выбора методологических подходов, применяемых в научно-педагогических исследованиях.
Ключевые слова: методология, методология педагогики, методологический подход,
The essence and correlation of notions "methodology", "pedagogical methodology", "methodological аррrоаch" аге described. Тhе function characteristic of methodology, methodological аррroach is given. Тhе conditions of choosing methodological approaches applying in the scientific-pedagogical researches аге distinguished.
Keywords: тethodology, pedagogical тethodology, тethodological approach.
Вопросы методологического обоснования научных исследований всегда занимали значительное место на различных этапах развития науки, поскольку развитие любой науки может осуществляться лишь в том случае, если она пополняется новыми фактами, накопление и интерпретация которых обеспечиваются применением научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования зависит от совокупности теоретических принципов, составляющих основу исследования.
Познание любого явления окружающей действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющая основные направления процесса познания.
Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово понятие) - «учение О методе», <<Теория метода». Понятие «методология» имеет несколько толкований.
В широком смысле она трактуется как философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин [19, с. 365].
В узком смысле методология рассматривается как теория научного познания в конкретной научной дисциплине [2, с. 54; 14, с.235].
Итак, методология в общем понимании представляет собой учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания. При этом важно отметить, что именно выбор методологии исследования обусловливает объективность и достоверность полученного знания. Однако ограничивать понимание методологии как процесса познания было бы ошибочным. В современных философских исследованиях подчеркивается деятельностный характер методологии, отмечается, что методология - это орудие не только теоретического познания, но и преобразования действительности. Так, Э.Г. Юдин считает, что методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности действий ученого в процессе решения исследовательских задач [20, с. 31]
Сходной позиции придерживаются и другие исследователи, рассматривающие методологию как «систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [19, с. 365], как «учение О методе научного познания и преобразования мира» [18].
Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика».
В современной научной литературе метод определяется как «путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи» [15, с. 404].
Понятие «метод исследования» трактуется как: 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [17, с. 69]. В определении данного понятия ключевым моментом является понимание его как способа достижения цели, который включает в себя определенные приемы и операции.
Конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования, характеризуют методику исследования [8, с. 80], Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогических явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования.
Итак, понятия «методология», «метод», «методика» неразрывно связаны между собой. Методология как более широкое понятие включает в себя понятия «метод» И «методика». Составляя основу исследования, методология определяет способы изучения и преобразования действительности, пути достижения поставленной цели (методы), реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики), Т.е. взаимосвязь понятий «методология», «метод», «методика», определяется как соотношение целого и части.
Основными задачами методологии являются: определение основных направлений и программ исследований, обеспечение правильности постановки проблем, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых интеллектуальной техникой научной деятельности, нахождение общих подходов к изучению предмета, становление общей стратегии научного поиска, корректировка этапов исследования по предметному содержанию, определение принципиальной структуры и основных линий взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования [13, с. 9].
На основе решения данных задач формируются те или иные научные теории. Но если теория направлена на получение знания о действительности, то методология анализирует процесс получения знания, Т.е, между теорией и методологией всегда сохраняется отношение цели и средства.
Методология выполняет различные функции. И.В. Блауберг, э.г. Юдин отмечают, что общее назначение методологии состоит в выполнении нормативных функций [3, с. 67].
Прескриптивная (нормативная) функция методологии направлена на регуляцию деятельности. По мнению философов, в нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Однако, как указывает э.г. Юдин, методологическое знание выступает либо в прескриптивной (нормативной), либо в дескриптивной (описательной) форме, причем на практике оба типа знания соседствуют друг с другом.
Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания. В связи с ЭТИМ основной задачей дескриптивной методологии можно считать изучение тенденций и форм развития познания с
помощью категориальных и понятийных ме- педагогической теории, о принципах подхода
тодов, а также характерных для каждого кон- и способах добывания знаний, отражающих
кретного этапа схем объяснения. педагогическую действительность [5, с. 73];
Разнородность этих функций обусловли- - система знаний об основах и структуре
вает различие типов и уровней методологиче- педагогической теории, о подходах к иссле-
ского анализа. В связи с этим различается не- дованию педагогических явлений и процес-
сколько уровней методологии. И.В. Блауберг сов, о способах получения знаний, объективно
и Э.Г. Юдин выделяют следующие уровни отражающих постоянно, быстро меняющуюся
методологии: высший уровень - философская действительность в условиях развивающегося
методология, второй уровень - общенаучная общества [6, с. 9];
методология, третий уровень - конкретно- - учение о психолого-педагогическом зна-
научная методология и четвертый - методика нии, закономерностях его развития, принципах
и техника исследования [3, с. 68-69]. подхода и способах его добывания, категори-
Все уровни методологии образуют слож- альном аппарате, основаниях и структуре пси-
ную систему, в рамках которой между ними холого-педагогической теории [4, с. 57].
существует соподчинение. Философский Однако большинство ученых определя-
уровень методологии выступает как содер- ют понятие «методология педагогики» с
жательное основание всякого методологи- учетом сущностных характеристик понятия
ческого знания, определяет мировоззренче- «методология», выделенных в философских
ские подходы к процессу познания и преоб- исследованиях, и отмечают как ее гносеоло-
разования действительности. Система взгля- гическую, так и деятельностную направлен-
дов и убеждений исследователя определяет ность:
его позицию по отношению к окружающей - совокупность ведущих философских и
действительности, к миру и служит основой других идей, принципов, установок, процедур,
осуществления познания, вьщвижения теоре- которые лежат в основе исследования и преоб-
тических положений и, в конечном итоге, разования педагогических явлений [1];
деятельности по преобразованию окружаю- - система знаний об основаниях и струк-
щей действительности. туре педагогической теории, о принципах
Общенаучный уровень методологии, подхода и способах добывания знаний, отра-
включающий общенаучные концепции, воо- жающих педагогическую действительность, а
ружает исследователя знаниями, необходи- также система деятельности по получению та-
мыми для общего анализа изучаемого явле- ких знаний и обоснованию программ, логики и
ния, формирует основу теоретической и прак- методов, оценке качества специально-научных
тической деятельности. педагогических исследований [9];
Конкретно-научный уровень методоло- - учение о педагогическом знании, про-
гии позволяет конкретизировать проблему с цессе его добывания, способах объяснения
точки зрения определенной науки, сформу- (создания концепции) и практического при-
лировать принципы и выделить методы ис- менения для преобразования или совершенст-
следования, характерные для данной науч- вования системы обучения и воспитания [7].
ной области, Такая точка зрения представляется более
Технологический уровень методологии обоснованной и дает основание рассматри-
определяет, каким образом можно получить вать методологию педагогики как систему
достоверный эмпирический материал, обес- принципов и способов организации и по-
печивает получение с помощью определен- строения теоретической и практической дея-
ных процедур, свойственных данной науке. тельности, направленной на познание и пре-
Философский анализ понятия «методоло- образование педагогических явлений, про-
гия» позволяет выявить сущность понятия цессов, систем, а также как учение об этой
«методология педагогики». системе.
В современной научной литературе дан- Методология педагогики выполняет раз-
ное понятие рассматривается с различных по- личные функции. Так, Н.М. Борытко, связы-
зиций. Некоторые исследователи рассматри- вая понятия «методология педагогики» и
вают методологию педагогики только с пози- «методология образования», выделяет позна-
ции ее гносеологической функции, Т.е. с точ- вательную, критическую и рефлексивную
ки зрения педагогического познания: функции. По мнению ученого, познаватель-
- система знаний об основах и структуре ная функция состоит в получении системы
новых знаний (о путях и способах повышения эффективности и качества психологопедагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития психологопедагогических наук в их неразрывной связи с практикой образования, о методах оценки качества исследовательской работы, о правилах осуществления научной деятельности, о способах построения и обоснования теорий и концепций образовательной деятельности). Критическая функция позволяет осознать необходимость преобразования педагогической действительности для устранения выявленных недостатков. Рефлексивная функция способствует реализации педагогом процесс а самопознания [4).
На наш взгляд, такой подход несколько ограничен. Функции методологии педагогики могут быть вьщелены на основе анализа функций методологии науки в целом и функций педагогической науки в частности. С учетом этого вполне обоснованным представляется вьщеление двух групп функций методологии педагогики, отражающих ее <<знаниевый» И деятельностный аспекты (В.В. КраевскиЙ). Первая грулпа функций, связанная с познанием педагогической действительности, включает когнитивную, дескриптивно-объяснительную, диагностическо-критическую и прогностическую функции. Вторую грулпу функций, отражающую деятельностный характер методологии педагогики, составляют нормативно-ориентационная, преобразующая и рефлексивная функции.
Когнитивная функция предполагает получение новых знаний о педагогических явлениях, процессах, системах и способах их изучения и преобразования.
Диагностическо-критическая функция предполагает избирательную оценку имеющихся фактов, их сопоставление, соотнесение с определенными критериями, систематизацию, классификацию и пр. Реализация данной функции способствует выявлению значимых фактов, которые могут быть включены в массив научпого знания, составляющий эмпирический базис науки, и отграничению их от случайных, эпизодических фактов. Кроме того, данная функция помогает педагогу-исследователю осознать противоречия между наличным знанием и знанием, необходимым для прогрессивного преобразования педагогической действительности (процессов, систем).
Реализация дескриптивно-объяснительной функции направлена на научное описание и теоретическое объяснение получаемого знания. Это предполагает констатацию и объективное изложение реальных фактов педагогической действительности, доступных для данной науки, эмпирических данных, полученных в процессе практической деятельности. Научное объяснение данных практического опыта включает не только интерпретацию и толкование имеющихся фактов, но и вскрытие причинно-следственных связей в анализируемых явлениях, выявление в них определенных закономерностей.
Прогностическая функция раскрывает направленность методологии на выявление тенденций развития педагогических процессов и систем, а также возможностей переноса инновационного опыта в новые условия.
Нормативно-ориентационная функция означает определение ориентиров в организации и осуществлении теоретической и практической деятельности, разработку рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Преобразующая функция отражает деятельностный характер методологии педагогики, ее направленность на совершенствование педагогической практики.
Реализация рефлексивной функции связана с характеристиками субъекта научноисследовательской деятельности и направлена на выработку объективной оценки осуществленного исследования на основе анализа эффективности решения поставленных задач.
Выделенные функции находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимоти, обеспечивая целостное представление о сущности методологии педагогики, и позволяют выявить задачи методологического характера, стоящие перед педагогической наукой: «определение предмета педагогики и ее места среди других наук; определение проблематики педагогических исследований; определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности; методах их преобразования и их интерпретации; исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории; выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику; анализ и конструктивная критика педагогических концепций>~ [17, с. 11].
Реализация методологических оснований научного анализа явлений и процессов осуществляется посредством применения методологических подходов.
В структуре подхода как целостного яв-
ления А. Петров выделяет два уровня: кон-
«В общепринятом понимании слово «под- цептуально-теоретический, включающий ба-
ход» означает совокупность приемов, спосо- зовые, исходные концептуальные положения,
бов, используемых для воздействия на кого- идеи и принципы, которые выступают гно-
либо, изучения чего-либо, ведения дел. Ис- сеологической основой деятельности, осуще-
следовательский подход определяется как ис- ствляемой с позиций и в рамках данного под-
ходный принцип, исходная позиция исследо- хода, являются ядром ее содержания, и про-
вателя [1]. цессуально-деятельностный, обеспечивающий
В современной философии понятие мето- выработку и применение в процессе такой
дологического подхода рассматривается по- деятельности целесообразных, адекватных ее
разному различными учеными. Так, Н. Сте- концептуально-ориентированному содержа-
фанов определяет методологический подход нию способов и форм осуществления [12].
как «совокупность (систс1vf)') принципов, ко- Такая точка зрения вполне обоснованна,
торые определяют общую цель и стратегию так как в философских источниках методоло-
соответствующей деятельности» [16, с. 27]. гия трактуется как «система принципов и спо-
э.Г. Юдин и И.В. Блауберг рассматрива- собов организации и построения теоретиче-
ют методологический подход как «принципи- ской И практической деятельности», Т.е. вы-
альную методологическую ориентацию ис- деляется ее теоретическая и практическая на-
следования, как точку зрения, с которой рас- правленность. Однако, на наш взгляд, более
сматривается объект изучения (способ опре- обоснованным былобы рассматривать поня-
деления объекта), как понятие или принцип, тие методологического похода с позиций
руководящий общей стратегией исследова- уровней методологии, что позволяет выделить
ния» [3, с.74]. три уровня в его трактовке:
По мнению А. Петрова, в качестве обще- - философско-прескриптивный - сово-
научной категории это понятие имеет два зна- купность идей, определяющих общую науч-
чения: 1) исходный принцип, исходная пози- ную мировоззренческую позицию ученого
ция, основное положение или убеждение, со- при осуществлении исследования (философ-
ставляющее основу исследовательской дея- ский уровень методологии);
тельности; 2) направление изучения объекта - концептуально-дескриптивный - сово-
(предмета) исследования [12]. купность принципов, составляющих основу
С учетом данных точек зрения мы рассмат- стратегии исследовательской деятельности
риваем методологический подход как прин- (общенаучный и конкретно-научный уровень
ципиальную методологическую ориентацию методологии);
исследования, основанную на совокупности - процессуально-праксеологический - со-
принципов, которые определяют общую цель вокупность способов, приемов, процедур,
и стратегию соответствующей деятельности. обеспечивающих реализацию избранной стра-
Анализ понятия «методологический под- тегии деятельности (уровень методики и тех-
ход» во взаимосвязи с родовым понятием ники исследования).
«методология» И С учетом уровней методоло- Такое понимание методологического под-
гни подводит к целесообразности вьщеления хода дает возможность определить данное
уровней его толкования, что обусловлено его понятие как совокупность идей, определяю-
многоаспектностью и весьма широким мето- щих общую научную мировоззренческую по-
дологическим содержанием. Это подтвержда- зицию ученого, принципов, составляющих
ется тем, что в современной методологиче- основу стратегии исследовательской деятель-
ской литературе понятие «подход» либо ото- ности, а также способов, приемов, процедур,
ждествляется с проведснисм в исследовании обеспечивающих реализацию избранной стра-
определенной мировоззренческой позиции тегии в практической деятельности.
(И.В. Блауберг, э.г. IОдин и др.), либо пони- В соответствии с этим можно выделить
мается как стратегический принцип или сово- функции методологического подхода, рас-
купность принципов (И.В. Блауберг, н.Сте- крывающие его роль и обеспечивающие ус-
фанов, Э.Г. Юдин), либо связывается с при- пешность организации и осуществления на-
менением набора процедур и приемов, слу- учного исследования: философско-норматив-
жащих формой и условием реализации соот- ную, когнитивно-прогностическую, конструк-
ветствующих принципов (А. Петров и др.). тивно-праксеологическую.
Философско-нормативная функция предполагает определение исходных мировоззренческих, научных принципов, формирующих основу исследовательской деятельности, что позволяет определить методологическую базу исследования, сформулировать концепцию, теорию.
Реализация когнитивно-прогностической функции направлена на организацию изучения объекта исследования с целью получения новых знаний о нем, выдвижения и обоснования предположений о возможных путях его совершенствования.
Конструктивно-праксеологическая функция предполагает выявление и применение способов, приемов организации практической деятельности по преобразованию исследуемого объекта.
С учетом выделенных функций можно определить роль методологического подхода в организации и осуществлении научных исследований - обеспечение методологической основы познания и преобразования изучаемых объектов реальной действительности (явлений, процессов, систем). Необходимо отметить, что каждый отдельно взятый подход представляет собой качественно новый способ изучения исследуемых явлений, но ни один из них не является универсальным. Различные подходы не могут оцениваться с позиций <<Лучше-хуже», необходимо говорить лишь об адекватности соответствующих подходов определенным типам исследования.
Каждый методологический подход может быть соотнесен с определенным уровнем методологии науки. Методологические подходы, соответствующие уровню философской методологии, связаны с разработкой мировоззренческой проблематики, с выполнением функций философской критики форм и принципов научного познания.
Методологические подходы, отражающие общенаучный уровень методологии, могут распространяться одновременно на совокупность фундаментальных научных дисциплин, они связаны с решением широкого круга методологических задач. Методологические подходы конкретно-научного уровня отражают специфику исследований в определенной научной дисциплине или ряде взаимосвязанных смежных дисциплин. Методологические подходы, принадлежащие к уровню методики и техники исследования, представляют собой специализированную совокупность процедур, обеспечивающих получение единообразногои достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Как правило, один подход не исчерпывает методологической характеристики конкретного исследования. Сложность и многогранность явлений окружающей действительности, их взаимосвязь и взаимозависимость обусловливают необходимость применения совокупности методологических подходов, обеспечивающих получение объективной, достоверной информации, позволяющей создать целостную картину изучаемого явления.
При организации научного исследования одной из задач, имеющих первостепенное значение, является выбор методологических подходов, составляющих его основу. Поскольку в современной науке существует множество методологических подходов, определяющих различные направления исследований и отражающих специфику конкретной научно-исследовательской деятельности, очень важно определить исходные позиции, способы изучения и преобразования исследуемого процесса или явления для получения целостного представления об изучаемом объекте. Эта проблема может быть успешно решена при соблюдении ряда условий:
- избираемые методологические подходы должны быть адекватными, Т.е. в полной мере соответствовать целям и задачам исследования;
- для получения объективной и целостной картины исследуемого явления необходимо использовать не один, а несколько подходов, соответствующих одному или нескольким уровням методологии;
- совокупность методологических подходов, применяемых исследовании, не должна включать взаимоисключающие подходы;
- методологические подходы, применяемые в исследовании, должны дополнять друг друга, что позволяет изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях.
Итак, методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности составляет основу научного исследования, которая реализуется посредством применения определенных методологических подходов. При этом методологический подход может рассматриваться как совокупность принципов, отражающих принципиальную методологическую ориентацию исследования.
Взаимосвязь понятий «методология» И «методологический подход» может быть представлена как соотношение основы и средства: применение определенных методологических подходов обеспечивает реализаЦИЮ соответствующих методологических оснований познания и преобразования явлений и процессов.
Литература
1. Анисw.юв, В.в. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, о.г. Грохольская, н.д Никандров. - М: Просвещение, 2006. - 574 с.
2. Безрукова, В. с Словарь нового педагогического мышления / В. С Безрукова. - Екатеринбург, 1992. - 89 с.
3. Блауберг, и.в. Становление и сущность системного подхода / и.в. Блауберг, Э.г. Юдин. - М: Наука, 1973. - 270 с.
4. Борытко, н.м. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении / н.м. Борытко, А.В. Моложавенко, и.А. Соловьева; под ред. н.М Борытко. - М: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
5. Данилов, МА. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики / МА. Данилов // Проблемы социалистической педагогики. - М.:
Педагогика, 1973. -168 с.
6. Загвязuнский, В.и. Методология и методика дидактических исследований / В.и. ЗагвязинскиЙ. -м.: Педагогика, 1982. -201 с.
7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолога-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / в.и. 3агвязинский, Р. Атаханов. м.: Издательский цеllтр «Академия», 2003. 208 с.
8. Коджаспирова, г.М. Педагогический
словарь / г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -м.: Академия, 2000. -176 с.
9. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / в.в. Краевcкuй, Е.в. Бережнова. - м.: Издательский центр "Академия», 2008. - 400 с.
10. Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация / Ф.А. Кузин. - М: Ось, 1997. - 123 с.
11. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю)/ А.М. Новиков. -м., 1994. - 116 с.
12. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А. Петров // Alma mater. 2005. - М 2. - С. 54-58.
13. Розова, Проблема предмета методологии науки / Розова // Проблемы методологии науки. - Новосибирск: Наука, 1985. - 269 с.
14. Словарь практического психолога / сост. сю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. 389с.
15. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
16. Стефанов, Н. Мультипликационный подход и эффективность / Н. Стефанов. М: Прогресс, 1976. - 251 с.
17. Уваров, В.М Методы педагогического исследования: учебное пособие / В.М Уваров. Ни;жниu Тагuл, 2002. - 87 с.
18. Философский словарь / под. ред.
М.М. Розенталя. -М: Наука, 1985. - 675 с. 19. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л Ф. Ильичева и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
20. Юдин, Э.г. Системный подход и принцип деятельности / э.г. Юдин. - М: Наука, 1978.
Поступила в редакцию 27 февраля 2009 г.
Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 3