Методология психологии в родовых культурах

Содержание курса «Методологические основы психологии»

На экзамене студент должен раскрыть – каким образом отмеченные ниже разные позиции мировоззрения и вытекающие из них методологические подходы проявляются в научных и философских концепциях или в практической деятельности психолога?

Методология как выражение разных типов мировоззрения

Альтернативы мировоззрения как основание разных методологических подходов в понимании мира.

а) Как основание изучаемых явлений и систем рассматриваются формы тел или же процессы, формирующие тела. Восприятие явлений как композиций исходных элементов или как детерминирующих процессов, локализующихся в формы объектов.

б) Методология психологии как анализ форм психических образований или как воссоздание логики процессов, формирующих эти образования.

в) Понимание как ассимиляция (включение информации в схемы мышления субъекта) или как аккомодация (Ж.Пиаже), подстраивание как мышления, так и других психических процессов к логике детерминации объектов.

г) Монизм или дуализм в видении психических и физических явлений мира. Восприятие мира как единого в природе его физических, психических, социальных и биологических процессов или видение в мире нескольких качественно различных миров или субстанций (духовных и материальных).

д) Восприятие мира как объекта или как формирующего людей субъекта. Субъект-субъектные или субъект-объектные технологии взаимодействия человека с миром.

 

Различие видения мира в разных типах культуры, на разных стадиях истории.

Психологические проблемы как причина становления методологических позиций в разные периоды истории психологии. Методология как технология решения психологических проблем.

Психические образы как средство организации деятельности и решения жизненных проблем. Зависимость картины мира от ключевых проблем деятельности. Методологии построения образов как часть технологий организации деятельности. Мотивация разных методологических позиций.

Методология психологии в родовых культурах

а) Факты. Субъект-субъектное восприятие мира в ранних типах культуры. Согласование активности человека с логикой биосферных процессов в технологиях жрецов, жриц, волхвов и шаманов в ранних формах культуры. Технологии камлания и медитации как организация бессознательного взаимодействия с окружающим миром. Согласование состояний человека с постигаемыми им процессами природы (резонансность, аккомодация) как альтернатива рациональному анализу мира.

б) Психологическое обоснование. Адаптация человека к логике природы – практическая основа восприятия мира как живого субъекта, основа субъект-субъектной методологии познания в ранних формах культуры (язычество и шаманизм в родовых системах). Методология аккомодации и резонансности природе как условие успешной адаптации к природе.

2. Методология психологии в военно-государственных системах

а) Факты. Разделение отрицаемого мира природы и идеального духовного мира, детерминирующего человека по логике социальных взаимодействий.

Отрицание реальности видимого мира (Гаутама Будда). Методология ухода от познания и разрушение зависимости человека от страданий в йоге нирваны.

Разделение образов субъектного и природного миров как основа противостояния личности окружающей реальности (Гераклит, Платон, христианство, наука). Отрицание субъектности природы в религиозных концепциях. Дуализм как метод уведения истоков психического за рамки наблюдаемой реальности и как основа противостояния людей детерминирующей их логике биосферы. Замена познания верой. Отрицание возможности рационального познания детерминирующих сил и процессов в религиозном мировоззрении. Сверхъестественное как непознаваемое.

б) Психологическое обоснование. Конфликт логики поведения в социальной и биосферной детерминации человека как основа дуалистических концепций в период формирования государств. Отрицание субъектного образа видимого мира как следствие усиления конфликтов, нарастания войн и социальных напряжений при формировании военно-государственных систем. Дуализм как выражение конфликта человека с окружающим.

Методология веры учителям и священникам как технология включения личности в заданные социальные формы деятельности. Исповедь как методология перехода от социальной к индивидуальной организации деятельности и как предпосылка методологии психоанализа.