Воспроизведение цепочек слогов

НА – БА – ПА

ВА – ФО – ВО

ТА – ДА – ТА

ТА – ТО – ТУ

6. Воспроизведение цепочек слов–паронимов:

Дом – ком – сом

Год – кот – год

7. Ритмы. Исследование сукцессивных функций

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого одно­кратно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Се­рии постепенно удлиняются и усложняются:

Простые ритмы — || |, || |. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.

Более сложные ритмы — || |, | ||, || | |, | | ||, |

Сложные ритмы —

| |, | || ||, |

Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Для детей 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представ­ляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии.     Тема 3. Нарушения праксиса и речи(форма проведения – семинар).   На занятии осуществляется работа по формированию знаний и умений по диагностике апраксий. Обсуждаются проблемы диспраксий при признаках задержки психического развития. Обсуждаются симптомокомплексы афазий, дифференциально-диагностические признаки различных афазий, пути коррекции нарушений речи при афазиях. Методический материал – рис. 23-24.   Вопросы к теме: 1. Охарактеризуйте различные виды апраксий. 2. Какие методы диагностики возможно использовать для выявления нарушений праксиса при различной локализации мозговых поражений. 3.Осуществите анализ возможных путей коррекции двигательных нарушений 4. Охарактеризуйте виды афазий в зависимости от локализации зоны поражения и их диагностика. 5. В чем проявляются структурно- семантические системные нарушения речи. 6. Дайте нейропсихологическую характеристику дислалий, дисграфий, дислексий. 7. Каким образом осуществляется коррекционная деятельность по восстановлению нарушений и развитию речи. Рис. 23.Участки коры левого полушария, непосредственно связанные с речевыми функциями:   1- общая «речевая зона»; 2 - зона Брока; 3 - зона Вернике; 4 -дополнительное моторное поле (проекция с медиальной поверхности). Рис.24 Речевые зоны левого полушария, поражение которых наиболее часто приводит к возникновению структурно-семантических расстройств речи (по М.К. Шохор-Троцкой). 1 - Лобная доля. Программирование речевого высказывания. Обеспечение серийной организации речи на всех уровнях. 2 - Передние отделы теменной доли. Артикуляционные уклады. Речевые кинестезии. 3 - Задние отделы теменной доли. Понимание пословиц и многозначности слов. Квазипространство. 4 - Височная доля. Фонематическое восприятие. Рече-слуховая память. 5 - Затылочная доля. Зрительное восприятие. Предметные, зрительные образы слов, букв, знаков. Локальное поражение каждой из этих зон у человека в возрасте старше 3-х лет ведет к специфическому распаду речи – афазии соответствующего типа: 1. ДА — динамическая афазия. ЭФ — эфферентная моторная афазия. 2. АФ— афферентная моторная афазия. 3. СА — семантическая афазия. 4. АГ — акустико-гностическая афазия. АМ — акустико-мнестическая афазия. 5. Оптическая алексия. Тема 4. Нарушения памяти и внимания(форма проведения – семинар)   Осуществляется знакомство с методами исследования памяти и внимания, симптомами нарушения памяти и внимания при мозговых поражениях.   Вопросы к теме: 1. Осуществите нейропсихологическую характеристику нарушений внимания. 2.Проведите дифференциальную диагностику различных уровней нарушений внимания. 3. Систематизируйте методы диагностики нарушений внимания. 4. В чем особенности нарушений памяти при поражениях мозга различной локализации. 5. Какие вы знаете экспресс – методики нейропсихологической диагностики нарушений памяти. 6. Осуществите нейропсихологическую характеристику нарушений внимания и памяти при проблемах обучения. 7. Попытайтесь рассмотреть возможности коррекции нарушений внимания и памяти у младшего школьника с проблемами в обучении.     Тема 5. Нарушения мышления(форма проведения – семинар).   Осуществляется нейропсихологический анализ нарушений мышления. Заслушиваются выступления студентов с реферативными сообщениями. Вопросы к теме: 1. В чем проявляются нейропсихологические признаки нарушений вербально- логического мышления. 2. Каким образом можно осуществить нейропсихологический анализ нарушений наглядно-образного мышления. 3. Характеристика роли различных зон мозга в мыслительной деятельности. 4. Методы нейропсихологической диагностики позволяющие осуществить исследования нарушений различных зон мозга.   Тема 6. Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания(форма проведения – семинар).   Рассматриваются синдромы эмоционально- волевых и личностных расстройств при различных мозговых дисфункциях, симптомы расстройств сознания. Студенты выступают с реферативными сообщениями и докладами. Вопросы к теме: 1 Нейропсихологические синдромы эмоциональных расстройств. 2. В чем состоит нейропсихологическая специфика волевых нарушений в зависимости от зоны поражения. 3 Нейропсихологический анализ расстройств сознания. 4. Нейропсихологические основы коррекции эмоционально –волевой сферы и расстройств сознания.     Тема 7. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия(форма проведения – семинар). Студенты выступают с реферативными сообщениями и докладами. Методический материал – рис. 25-26. Вопросы к теме: 1.«Синдром расщепленного мозга»: эксперименты R.W. Sperry и M.S. Gazzaniga. 2.Негативные взгляды на функциональную асимметрию рук. 3.Исторические корни проявления праворукости. 4.Генезис право- леворукости. 5.Время появления предпочтения руки в раннем детстве. 6.Влияние профессиональной и спортивной деятельности на величину асимметрии. 7.Методы оценки межполушарной асимметрии. 8.Методы исследования и оценки профиля латеральной организации мозга. 9.Возможные варианты профилей латеральной организации мозга.       Рис. 25. Анатомическая асимметрия коры мозга человека: А — Сильвиева борозда, которая определяет верхнюю границу височной доли (1), поднимается более круто в правом полушарии по сравнению с левым; 2 — височная область; Б — верхняя часть височной доли (1) обычно значительно больше в левом полушарии по сравнению с правым. Эта область в левом полушарии составляет часть зоны Вернике (2), играющей важную роль в мозговой организации речевых процессов (по Н. Гешвинду)       Рис. 26. Межполушарные связи: А — основные межполушарные комиссуры: 1 — мозолистое тело, 2 — гиппокампальная комиссура, 3 — уздечка, 4 — задняя комиссура, 5 — связи четверохолмия, 6 — мозжечок, 7 — промежуточная масса, 8 — зрительная хиазма, 9 — передняя комиссура, 10 — линия рассечения комиссур мозга (по Р.У. Сперри); Б — поступление зрительной информации от каждого глаза в оба полушария в норме (а), нарушение взаимодействия полушарий после рассечения хиазмы (б); прекращение взаимодействия полушарий после рассечения и других комиссур (в) (по Д. Брэдшоу и Н. Нетлетону)     7. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ   1 вариант 1. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы: 1) Галена; 2) Галля; 3) Клейста; 4) Лурия.   2. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является: 1)установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики; 2)разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга; 3)восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций; 4)совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.   3. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является: 1) Сеченов; 2) Бехтерев; 3) Выготский; 4) все трое.   4. Произвольное управление ВПФ предполагает наличие: а) Мотива б) Персевераций в) Пространственной ориентировки   5. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является: 1) наличие связи между элементами системы; 2) многочисленность элементов системы; 3) наличие нескольких уровней в системе; 4) цель.   6. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает: 1) трудности формирования гностических функций; 2) неодновременность развития функций; 3) патологию со стороны двигательного аппарата; 4) различия в результатах нейропсихологического тестирования. 7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением: 1) принципа системной локализации функций; 2) принципа динамической локализации функций; 3) принципа иерархической соподчиненности функций; 4) всех трех принципов.   8. Жесткость организации мозговых функций обусловлена: 1) меньшей подверженностью травмам; 2) их реализацией в макросистемах головного мозга; 3) более ранним периодом формирования; 4) последними двумя обстоятельствами.   9. Основным тезисом эквипотенционализма является: 1) многоуровневость организации ВПФ; 2) функциональная равноценность левого и правого полушарий; 3) принципиальная схожесть протекания психических функций у всех людей; 4) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.   10. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся: 1) к энергетическому неспецифическому блоку; 2) к блоку переработки экстероцептивной информации; 3) к блоку программирования, регуляции и контроля; 4) ни к одному из них.   11. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является: 1) совокупность физиологических исследований; 2) клиническая беседа с больным или испытуемым; 3) синдромный анализ; 4) математическая процедура.   12. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается: 1) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития; 2) в масштабности охвата психических функций; 3) в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга; 4) различий нет, это синонимы.   13. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с: 1) патологией лобных долей; 2)повреждением глубоких структур мозга; 3) нарушением работы теменно-затылочных отделов; 4) височной патологией.   14. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится: 1) постановка топического диагноза; 2) оценка динамики психических функций; 3) определение причин аномального психического функционирования; 4) выбор форм нейрохирургического вмешательства.   15. Расстройства различных видов ощущений называются: 1) агнозиями; 2) галлюцинациями; 3) сенсорными расстройствами; 4) иллюзиями.   16. Общим признаком зрительных агнозий являются: 1) неспособность увидеть что-либо; 2) изменения полей зрения; 3) нарушение мыслительных процессов; 4) потеря способности узнавания.   17. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется: 1) аутотопагнозией; 2) тактильной агнозией; 3) дермолексией; 4) соматоагнозией.   18. Аутотопагнозия — признак: 1) нижнетеменного поражения; 2) верхнетеменного поражения; 3) среднетеменного поражения; 4) поражения вторичных отделов зрительного анализатора.   19. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан: 1) Бехтеревым; 2) Сеченовым; 3) Лурия; 4) Бернштейном.