Акустический гнозис.
1. Узнавание неречевых шумов(природных, включая голоса животных, и предметных) — можно использовать диктофонные записи шумов.
Комментарий: Неспособность узнавать и дифференцировать неречевые шумы свидетельствует о наличии неречевой слуховой агнозии и соответственно о неполноценности функционирования височной доли правого полушария.
2. Узнавание знакомых мелодий.
Комментарий: Неспособность узнать знакомую мелодию свидетельствует о наличии амузии и соответственно неполноценности функционирования правой височной доли.
3. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур
1) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».
Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек.
2) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».
4. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами
1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
Двусложные слова трехсложные слова
Маша лето молоко ракета
Мыши мыло машина газета
Мука лапа лопата котята
Критерии оценки:
4 балла — сопряжено воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).
3 балла — сопряжено не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.
2 балла — сопряжено воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.
1 балл — отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется.
0 баллов — не включается в сопряженную деятельность.
Отказ от выполнения.
2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».
Двусложные слова трехсложные слова
лыжи — бананы —
часы — собака —
луна — корова —
коза — лисица –
ваза — береза —
рыба — кубики —
бусы — радуга —
муха — сапоги —
Критерии оценки:
4 балла — ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.
3 балла — воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением.
2 балла — воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса.
1 балл — количество ударов не соответствует количеству слогов.
0 баллов — не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.