Называние предметов и действий

Исследование перцептивно-вербальных функций было бы не­полным без анализа номинативной функции речи. Оценка воз­можности к называнию предметов и действий позволит лучше понять механизм перцептивно-вербальных трудностей, уточнить уровень развития вербальной составляющей.

Материал. В этой пробе для называния предлагаются 10 карти­нок с изображениями предметов и 10 кар­тинок с изображениями действий. Картинки должны быть отобраны так, чтобы не вызывать трудностей опознания и неоднозначности толкования.

Для называния предметов и действий должны быть использованы слова со средней и низкой частотностью.

Анализ выполнения заданий. Дети дают следующие варианты ответов, которые могут быть оценены по трехбалльной системе:

- точное наименование — 3 балла;

- поиск слова с нахождением правильного названия или ответ словосочетанием - 2 балла;

- близкие вербальные замены, искажение звуковой структуры слова — 1 балл;

- отказ, далекая вербальная парафазия, замена глагола суще­ствительным - 0 баллов.

За каждое задание максимальная оценка 30 баллов.

Дети 7 лет в начале школьного обучения не добирают 3 — 4 баллов при назывании как предметов, так и действий.

Наиболее распространенным типом ошибок являлись близкие вербально-перцептивные замены (пальто — «шуба», «куртка»; вя­жет — «шьет», «плетет»; рубит — «распиливает»). Такие ошибки свидетельствуют о том, что у детей диффузно, недифференцировано значение слова, точнее — его предметная отнесенность. Это может быть обусловлено бедностью как словаря (одному слову соответствуют разные зрительные образы), так и зрительных пред­ставлений (нескольким словам соответствует диффузный зритель­ный образ).

Проба «невербализуемые фигуры»

Испытуемому предлагается для запоминания шесть фигур (один ряд фигур). Необходимо запомнить их как можно точнее и нарисовать. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза (рис. 13).