Называние предметов и действий
Исследование перцептивно-вербальных функций было бы неполным без анализа номинативной функции речи. Оценка возможности к называнию предметов и действий позволит лучше понять механизм перцептивно-вербальных трудностей, уточнить уровень развития вербальной составляющей.
Материал. В этой пробе для называния предлагаются 10 картинок с изображениями предметов и 10 картинок с изображениями действий. Картинки должны быть отобраны так, чтобы не вызывать трудностей опознания и неоднозначности толкования.
Для называния предметов и действий должны быть использованы слова со средней и низкой частотностью.
Анализ выполнения заданий. Дети дают следующие варианты ответов, которые могут быть оценены по трехбалльной системе:
- точное наименование — 3 балла;
- поиск слова с нахождением правильного названия или ответ словосочетанием - 2 балла;
- близкие вербальные замены, искажение звуковой структуры слова — 1 балл;
- отказ, далекая вербальная парафазия, замена глагола существительным - 0 баллов.
За каждое задание максимальная оценка 30 баллов.
Дети 7 лет в начале школьного обучения не добирают 3 — 4 баллов при назывании как предметов, так и действий.
Наиболее распространенным типом ошибок являлись близкие вербально-перцептивные замены (пальто — «шуба», «куртка»; вяжет — «шьет», «плетет»; рубит — «распиливает»). Такие ошибки свидетельствуют о том, что у детей диффузно, недифференцировано значение слова, точнее — его предметная отнесенность. Это может быть обусловлено бедностью как словаря (одному слову соответствуют разные зрительные образы), так и зрительных представлений (нескольким словам соответствует диффузный зрительный образ).
Проба «невербализуемые фигуры»
Испытуемому предлагается для запоминания шесть фигур (один ряд фигур). Необходимо запомнить их как можно точнее и нарисовать. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза (рис. 13).