Стилистическая оценка лексической омонимии и смежных явлений
Возникновение двусмысленности возможно не только при случайной или стилистически мотивированной актуализации различных ЛСВ многозначного слова, но и при употреблении омонимов – одинаково произносимых и пишущихся, но совершенно разных по значению слов одной части речи.
Омонимия как форма реализации парадигматических отношений в языке внешне напоминает полисемию. Но у многозначных слов различные значения не изолированы друг от друга, а связаны, системны, тогда как омонимия находится за пределами системных связей в языке. В толковых словарях различные значения многозначных слов приводятся в одной статье, а омонимы – в разных.
Контекстуальное столкновение омонимов по аналогии с одновременной реализацией разных ЛСВ многозначного слова лингвисты называют неснятой омонимией. Этот двузначный термин О.Н. Емельянова определяет так:
1. «Стилистический прием, заключающийся в неоднозначности высказывания, фразы; в возможности их двоякого понимания, возникающей из-за употребления слов, имеющих омонимы, в контексте, не уточняющем значения этих слов. Например: Выбейте ему мозги (1. Разговор у кассы магазина; 2. Реплика в драке)».
2. «Речевой недочет, заключающийся в неоднозначности высказывания, фразы, возможности их двоякого понимания из-за употребления слов, имеющих омонимы, в контексте, не уточняющем значения этих слов. Напр.: Наша шахматистка отстала от соперницы в развитии»(46, с.348).
Небрежное отношение к употреблению слова, имеющего омоним, и, как следствие, недостаточность контекста может быть причиной неясности высказывания: «Освобожден за беспринципность», «Виноват брак» (заголовки статей в газете). Сравните: Брак наносит ущерб себе и государству (плакат).
Вне контекста неясен смысл предложений:
· «Способные ученики переводятся» («…в следующий класс» или «…постепенно исчезают»?).
· «Мы заметили в овраге ключ» (дверной, гаечный или родник?).
· «Сталевары гордятся своими плавками» (без комментариев).
· «Если бы я был скульптором, я бы вас высек!» («...из мрамора» или «...розгами»?). Этот пример можно отнести и к речевой недостаточности.
Возникшая на почве омонимии двусмысленность может порождать различные анекдотические ситуации и курьезы. Один из таких забавных случаев описан А.С. Пушкиным:
Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. «По страсти, – отвечала старуха. – Я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (причиной комизма стали омонимы страсть1 – ‘сильное чувство, с трудом управляемое рассудком’ и страсть2 – ‘ужас, страх’ (просторечное слово).
Основой каламбура или причиной неясности высказывания может стать и внутрисловная антонимия (энантиосемия), которую некоторые исследователи (напр., Н.М. Шанский) считают особой разновидностью омонимии. Примеры:
По радио: Вы прослушали четыре маленьких пьесы для фортепиано (каламбур А. Кнышева).
Студенты прослушали лекцию (неясно: выслушали внимательно или пропустили «мимо ушей»).
Тем не менее в речевой практике ошибки в употреблении собственно омонимов встречаются сравнительно редко, чаще мы имеем дело с намеренным их обыгрыванием в художественной речи. Например, в стихотворении «Тёзка» и других каламбурных стихах Якова Козловского из его книги «Игры с буквами и словами» (1998):
– Я слово малое – предлог,
Но падежа сжимаю повод.
– А вы кто, тёзка? – Я предлог,
Что значит вымышленный повод.
(Обыгрываются омонимы: повод1 – часть конской упряжи и повод2 – причина; предлог1 – часть речи и предлог2 – мотив, причина).
Большие возможности для появления различных сходных элементов речи предоставляют смежные с омонимией явления: омофония (совпадение только в звучании), омоформия (совпадение в звучании и на письме отдельных нетождественных форм одной или различных частей речи), омография (совпадение только в написании).
Пример омофонии: «Как шагнешь за порог – всюду иней, а из окон парок синий-синий» (из песни). Ср. со строкой из песни О. Митяева: «Непонятен и прост мой порок…»
Омофония возникает при совпадении в речи не только отдельных слов (например: рот – род, луг – лук, плот – плод, код – кот и т. п.), но и нескольких слов (правда, в этом случае ее нельзя считать полной):
Не вы, но Сима
Страдала невыносимо,
Водой Невы носима.
Омофония постоянно привлекает поэтов и является неисчерпаемым источником каламбуров:
«Лет до ста расти нам без старости» (Маяковский)
Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков).
Я в лес, и он влез, я за вяз, и он завяз (В. Даль).
Не под дождём – постоим да подождём (пословица).
Ср.: Он же ребенок! (жеребенок).
Во все колокола звонят! (в овсе).
Наполеон косил траву, поляки пели соловьями.
Что делал слон, когда пришел Наполеон? (загадка).
Была половина пол-овина (четверть); пришли половцы – осталось пол-овцы.
Последние примеры тоже основаны на частичной омофонии, так как в сопоставляемых отрезках речи разные фонетические и логические ударения.
На основе частичной омофонии создаются и суперкаламбуры – гетерограммы (с греч. «другая запись»), или полное переразложение фразы на отдельные компоненты, например:
Только раз любила – только разлюбила.
Ножа жду участи я – но жажду участия.
Сталина лётчики – стали налётчики.
Не грусти, Рая – негру стирая.
Азам учили – а замучили.
Обед не ешь – обеднеешь.
Пока лечили – покалечили.
Задание. Разложите на слова следующие речевые отрезки:
УВИДИМ НИНКАНАРЫ
СТАЛИНИЗМУЧИЛ РОССИЮ
ТЫ ВЕДЬМАДОННАРОЗА
ДРУГУДАР ПРИМИ
Я ЖЕНЕВЕРЕН
Омоформия (случайная или нарочитая) создает не меньшее количество каламбурных отрезков речи.
Например, в рассказе К. Паустовского «Кордон 237» бабка Настасья жалуется на внука Саньку, который убегает, «враг его расшиби, на целый день на выгон кожаный шар ногами гонять. И кто его только выдумал, тот футбол проклятый! Бьют и бьют от зари до зари, подметки себе начисто поотбивали, и все не то кричат, не то лают: гол да гол! А чему радоваться, ежели человек, скажем, гол как сокол! Нет того, чтобы бабке помочь, а все – гол да гол!»
Мастерски использовал в своих стихах омоформические рифмы поэт В.Я. Брюсов:
Закрыв измученные веки,
Миг отошедший берегу.
О, если б так стоять вовеки,
На этом тихом берегу.
Задание. Найдите все омоформы в следующих строфах В. Брюсова:
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть чёрных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
По небу полосы синели,
Вечеровой багрец кроя;
В цветах черемух и синели
Скрывались водные края.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты царишь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.
Задание. Проверьте и поупражняйте свои творческие способности. Попробуйте придумать нечто подобное – например, сочинить двустишие или четверостишие, используя лексико-грамматические омофоны резка (сущ.) – резко (наречие), омоформы банки (стеклянные) – банки (сберегательные), стекла (Р.п. сущ.) – стекла (прош. вр. глаг.) и др. У вас вполне могут получиться каламбуры типа
Со стены, где написано «Резка стекла»,
Капля дождика в лужицу резко стекла.
Или:
Не храните деньги в баньках,
Деревянных и гнилых;
А храните лучше в банках –
Не в стеклянных хрупких банках,
А в швейцарских крупных банках,
Что надёжней остальных.
(В последнем варианте каламбурный эффект усиливается парономазией слов баньках – банках и хрупких – крупных).
Возможно сознательное использование в литературном произведении омографических эффектов. Вот как, например, звучат омографы у Марины Цветаевой:
«Все перемелется, будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой!
Сравните:
Не рассорили нас – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
На лексической омонимии и смежных с нею явлениях строятся многие шутки, афоризмы, загадки, пословицы, например:
На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани (афоризм Я. Козловского). Сравните с афоризмом Эмиля Кроткого: Трамвай представлял собой поле брани (в этих изречениях обыгрываются омонимы: брань1 – оскорбительные, ругательные слова, ругань; брань2 – война, битва, бой (устаревающее традиционно-поэтическое и высокое слово).
Другие примеры:
Наша экономика в коме – в снежном коме коррупции, а украинская экономика в руках женщины с косой (о Ю. Тимошенко).
Разве может надоесть мысль о том, что надо есть?
У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (быки – опоры мостов).
Какие кошки мышей не ловят? (кошки электромонтёра).
В бою рубят, а после боя развлекают (шашки).
Оружье, фрукты, камни-самоцветы: одно названье – разные предметы (гранаты).
Загадки с омофонами:
Ел старик хлеб сухой. Откуда же рыбьи кости? (с ухой).
Почему (или отчего) утка плавает? ( – по воде или – от берега).
Загадка-шутка с омоформами:
Три теленка – сколько ног?
Ответ: сколько не три – останется четыре.
Анекдот с омоформами:
– Привет! Молодец, огурцом выглядишь!
– А как же, я ведь в банке работаю.
Задания:
1. Проанализируйте, какие омонимы и смежные явления стали у Я. Козловского лексической основой следующих строф (в цикле его стихотворений для младших школьников «О словах разнообразных, одинаковых, но разных»):
На виду полночных рос Хороша у Алены коса,
Кто на темном небе рос? И трава на лугу ей по косу.
Ясный лунный месяц. Скоро лугом пройдется коса.
Кто без кисти и белил Приближается время к покосу.
Крыши города белил?
Первый зимний месяц.
Снег сказал: Сев в такси,
Когда я стаю, Спросила такса:
Станет речка голубей, – За проезд
Потечет, качая стаю Какая такса?
Отраженных голубей.
В камзоле баклажан Облака уже красны,
Был полон блеска, Смотрят сосны:
На кухне утром Лихо прыгают козлы
Он сказал селедке: Через козлы.
– Треска зазналась! Крикнул филин:
Ишь, как много треска – Я сего
Изволила поднять на сковородке! Не одобрил дела.
Ну-ка марш, козлы, в село!
Солнце село.
Рыбачьей удалью блесну Сосульки, как носы у цапель,
И в речке возле леса И тают, словно карамель.
Поймаю щуку на блесну. Я слышу звон апрельских капель,
Эх, выдержала б леса! Поет весенняя капель.
2. Определите, в каких случаях обыгрывается многозначность, а в каких – омонимия или смежные с нею явления в стихотворении С. Кирсанова «Птичий клин»:
Когда на мартовских полях
лежала толща белая,
сидел я с книгой, на полях
свои пометки делая,
и в миг, когда мое перо
касалось граф тетрадочных,
вдруг журавлиное перо
с небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
и не один, а стаями,
крича скрипуче, как журавль,
в колодец опускаемый.
На север мчался птичий клин
и ставил птички в графике,
обыкновенный город Клин
предпочитая Африке.
Журавль был южный, но зато
он в гости к нам пожаловал!
Благодарю его за то,
что мне перо пожаловал.
Как и сама омонимия, каждое из смежных с нею явлений может быть намеренно или случайно не снятым. В последнем случае такое речеупотребление считается лексико-стилистическим недочетом. Примеры:
Неоправданная омофония: В этом году наш коллектив наладил творческий контакт с НИМИ (вместо ... с Научно-исследовательским институтом молочной торговли и промышленности). Сравните: Нарисуйте луг (или лук?). Небезупречно с позиций омофонии и хорошо известное поздравление С Днем учителя!,так как в нем в беглой речи и при обычном ее темпе конечный звук [м] частично переносится на начало следующего слова, создавая противоположный комический смысл.
Перед произнесением фразы нужно постоянно задумываться о семантико-фонетической гармонии рядом стоящих слов, иначе при восприятии вашей речи может возникнуть какофония, т.е. неоправданное стечение звуков, вызывающее нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации. Таковы, например, высказывания И запер дело в сундуке, К нам привезли больную с раной (в речи медработника) и т.п. Какофонии (или какологии) следует избегать при создании аббревиатур. Например, неудачно инициальное звуковое сокращение СРЯ (современный русский язык) или ГРОБ (гражданская оборона). Какофонией иногда «грешат» (случайно или намеренно) и классики. Например, у А. Блока встречаем:
Утёк, подлец! Ужо постой,
Расправлюсь завтра я с тобой.
Какофония может стать юморообразующей основой анекдота – например, такого (в нем пародируются беседа двух интеллигентов, один из которых туг на ухо):
– Вам нравится язык Эзопа?
– Простите, язык и что?
– А способны ли Вы полюбить радикала?
– Простите, ради чего?
Неоправданная омоформия: И снова – простой! (сущ. м.р. в И.п. или прилаг. в м.р. ед.ч.?), Старуха хранила деньги в банке (от сущ. банк или банка?); ср.: Мальчика послали за гранатами (мн.ч., Т.п. от гранат или граната?), Теперь ты мой! (последнее слово – притяжательное местоимение или глагол в повелительном наклонении?).
Неоправданная омография имеет место в тех случаях, когда возникают затруднения (разночтения) при восприятии письменной речи. Поэтому, например, в тексте для радиопередачи ставят знак ударения над словами, имеющими омографы, в предложениях типа: «Он мог нам оказать большую помощь»; «Мы рассматривали интересный замок». Необходимо ставить и точки над ё в предложениях типа «Один осел у нас, другой – в соседней деревне» или «Вы давно все это знали».
Возможна неоправданная актуализация в одном слове нескольких смежных явлений. Например, при восприятии предложения В этом тесте нет ни одной изюминки в зависимости от того, устная это или письменная речь, возникает двусмысленность на почве омоформии (форма П.п. от сущ. тесто или тесть?) и может появиться разночтение на почве омографии (при произнесении твердого [т] перед [э]).
Дети порой неверно воспринимают на слух поэтические строки:
· Вздохнули ль вы, внимая тихий глас // Певца любви, певца своей печали?
· Со сна садится в ванну с льдом (А.С. Пушкин);
· С свинцом в груди лежал недвижим я (М.Ю. Лермонтов);
· И шаг твой землю тяготил (В.Я. Брюсов);
· Шуми, шуми волнами, Рона… («волна Мирона»; К.Н. Батюшков).
Задания:
1. Восстановите с учетом омографии и омофонии первоначальный облик, смысл и пунктуацию неверно воспринятого на слух и, как следствие, неверно записанного предложения:
Хочется сказать об учителе как о человеке, стоящем с мелом не только у доски и способном работать с утками.
2. Проанализируйте, какое явление стало причиной нескольких последовательных смысловых сдвигов в диалоге:
–На улице ни души!
–Хорошо, я сделаю это дома, – сказал Отелло
и …спрятал флакон с духами в плаще.
3. Определите смежные с омонимией явления, ставшие причинами неясности предложений:
Он совсем не мой (о ребенке).
Мальчик наконец нашел нужный ему пруд.
Можно ли быть равнодушным ко злу?
Это безобразное сочинение!
Как же они туда попадали?