И ИХ КОРРЕКЦИОННАЯ РОЛЬ ПРИ НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ

Ощущенияпредставляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.

Наиболее целостным отображением действительности является восприятие.

Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию.Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).

Сенсорное воспитаниенаправлено, во-первых,на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта; во-вторых,на формирование у детей перцептивных действий — действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, т.е. формирования систем сенсорных эталонов; в-третьих,обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач; в-четвертых,на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.

Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятияво всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитаниеосуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.

Занятия проводятся по следующим направлениям:развитие зрительного восприятия, слухового восприятия и внимания, тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств.

Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.

Формирование сенсорных функцийу аномальных детей идет в определенной последовательности.

Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т.е. зрительные представления, а затем пространственные представления.

Нарушения пространственных представлений у умственно отсталых детей становятся особенно заметны во время ручного труда, рисования, физкультуры.

Зрительное восприятиетакже имеет свои особенности. Дети не различают близкие по спектру цвета, предметы, близкие по форме и т.д.