в) Игровые технологии.
Ролевая игра
Элементы ролевой игры (тематика):
Спор западника и славянофила; дискуссия об истоках и проблемах развития отечественной культуры.
Восток и Запад: две культурные традиции, два образа жизни.
Деловая игра
Элементы деловой игры (тематика):
Социально-психологические особенности личностей-представителей различных культур.
Диалог культур в современном мире: психологические особенности поведения людей в кризисных ситуациях.
Г) Технология проектного обучения (используются для организации самостоятельной работы студентов).
Исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, информационные проекты (при выборе тем рекомендуется обратиться к тематике рефератов).
Д) Интерактивные технологии.
Семинар – дискуссия - Раздел 5
Семинар – конференция (круглый стол) - Раздел 4
Е) Информационно-коммуникативные технологии.
Лекция-визуализация (используется при изучении разделов).
Семинар-презентация (используется при изучении разделов).
Средства текущего контроля: выступления студентов в ходе семинара (участие в дискуссии, аргументация выдвигаемых положений), подготовка проектов заданий, индивидуальное собеседование, защита рефератов, подготовка презентаций, тестирование.
Примеры тестовых заданий
Вариант № 1
1. Первоначально слово «культура» означало:
1) правила поведения в обществе;
2) способы возделывания, обработки земли;
3) интеллектуальные достижения человечества;
4) создание искусственной природы?
2. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»:
1) К. Юнг;
2) Б. Малиновский;
3) Л. Уайт;
4) Н. Данилевский
3. Выберите определение культуры, соответствующее экспериентному подходу в культурологии:
1) совокупность продуктов материальной и духовной деятельности людей;
2) система ценностей в обществе;
3) творческая деятельность человека;
4) социально-значимый опыт деятельности;
5) суперорганический способ бытия человека
4. Какое из приведенных ниже понятий наиболее адекватно отражает следующее определение: «Процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате их общения»:
1) ассимиляция;
2) аккультурация;
3) преемственность;
4) аккомодация
5. Какой элемент является источником динамики в культуре:
1) культурная традиция;
2) социальный идеал;
3) культурная норма;
4) ритуал
6. Каким из ниже перечисленных терминов обозначается процесс возникновения человека и общества:
1) антропоморфизм;
2) антропосоциогенез;
3) антропонимика;
4) антропософия
7. Человек, в отличие от животного, обладает следующими признаками (выбрать правильные характеристики):
1) подчиненность поведения системе доминирования;
2) целесообразность деятельности;
3) преобразование природы в процессе трудовой деятельности;
4) наличие первой сигнальной системы;
5) наличие второй сигнальной системы
8. Религия это:
1) представление о том, что все в мире законосообразно;
2) вера в высшие существа;
3) признание существования непознанного;
4) вера в сверхъестественные силы, господствующие над человеком
9. Как называют характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри рода и предписывающий брак только за пределами рода:
1) экзобиология;
2) экзекуция;
3) экзогамия;
4) экзотика
10. Назовите наиболее характерные черты культуры Античности:
1) теоцентризм;
2) реализм;
3) антропоцентризм;
4) агонистический характер;
5) коллажность
11. Великий «слепец», сочинивший «Илиаду» и «Одиссею»:
1) Геродот;
2) Гомер;
3) Гесиод;
4) Гораций
12. Как в Древнем Риме назывались ежегодные праздники, во время которых откладывались все наказания, а начинать войны считалось святотатством:
1) карнавалы;
2) панафинеи;
3) вакханалии;
4) сатурналии
13. Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму:
1) барокко;
2) готика;
3) рококо;
4) ампир
14. Кто ввел в научный оборот термин «средние века»:
1) деятели культуры VI – VII вв.;
2) просветители и историки XVII – XVIII вв.;
3) религиозные философы конца XIX – начала XX в.; г) итальянские гуманисты эпохи Возрождения
15. Выберите характерные черты эпохи Возрождения в Италии:
1) магический характер;
2) атеизм;
3) гуманизм;
4) теоцентризм;
5) декаданс
16. В какой европейской стране возникает классицизм:
1) в Англии;
2) в Германии;
3) во Франции;
4) в Италии
17. Общее наименование кризисных явлений конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом:
1) модернизм;
2) декаденство;
3) дадаизм;
4) абстракционизм.
18. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора:
1) Д.Черный;
2) А.Рублев;
3) Ф.Грек;
4) Прохор с Городца
19. Основатель русского книгоиздания, первопечатник:
1) Ф.Скорина;
2) И.Федоров;
3) И.Гутенберг;
4) Я. Мстиславец
20. Направления, характеризующие искусство и культуру ХХ века:
1) романтизм;
2) классицизм;
3) модернизм;
4) барокко;
5) постмодернизм
Вопросы для подготовки к зачету
1. Культура: основные подходы и определения.
2. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий.
3. Культурология в системе гуманитарного знания.
4. Предмет культурологии. Методы культурологических исследований.
5. «Классическая модель» культуры: структурные элементы, становление, развитие, кризис.
6. Этнологическое направление в изучении культуры: основные школы и направления (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм).
7. Просветители о культуре и цивилизации.
8. Проблема культуры в классической немецкой философии.
9. Проблема «понимания» в культурологии. Герменевтика.
10. Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре».
11. Проблема единства культуры и многообразия культур.
12. Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Юнг).
13. Диалогическая концепция культуры (М.М.Бахтин).
14. Постмодернизм в культурологии.
15. Понятие традиционной культуры. Типологические характеристики «Востока» и «Запада».
16. Культурогенез в первобытную эпоху.
17. Особенности культуры древнего Египта.
18. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
19. Особенности культуры Месопотамии.
20. Античность как тип культуры. Особенности мировосприятия человека античности.
21. Культура древней Греции и древнего Рима: общее и особенное.
22. Основные черты средневековой «картины мира».
23. Человек в культуре европейского Средневековья. Знание и вера в культуре средних веков.
24. Культура эпохи Возрождения: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма. Ренессансная культурная картина мира.
25. Понятие «Новое время». Особенности культурно-исторического развития Западной Европы в XVII-XVIII вв.
26. Классицизм, барокко, романтизм, реализм: общая характеристика стилей.
27. Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ века: общая характеристика.
28. Россия - геополитические условия формирования типа культуры.
29. Православие в истории отечественной культуры.
30. Крещение Руси - переломный момент в истории отечественной культуры.
31. Петровские реформы: историко-культурный смысл.
32. Проблема цивилизационно-культурной идентичности России в истории русской мысли.
33. Русская культура XIX в.
34. «Серебряный век» русской культуры.
35. Особенности русской культуры: преемственность и эволюция в культурной картине мира.
36. Специфика современной социокультурной трансформации в России.
37. Культура ХХ века: проблемы и противоречия.
38. Глобализация и ее влияние на процессы развития культуры современного общества.
39. Диалогизм и проблемы межкультурной коммуникации.
40. Культурологические проблемы профессиональной деятельности.