в) Игровые технологии.

Ролевая игра

Элементы ролевой игры (тематика):

Спор западника и славянофила; дискуссия об истоках и проблемах развития отечественной культуры.

Восток и Запад: две культурные традиции, два образа жизни.

Деловая игра

Элементы деловой игры (тематика):

Социально-психологические особенности личностей-представителей различных культур.

Диалог культур в современном мире: психологические особенности поведения людей в кризисных ситуациях.

Г) Технология проектного обучения (используются для организации самостоятельной работы студентов).

Исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, информационные проекты (при выборе тем рекомендуется обратиться к тематике рефератов).

Д) Интерактивные технологии.

Семинар – дискуссия - Раздел 5

Семинар – конференция (круглый стол) - Раздел 4

Е) Информационно-коммуникативные технологии.

Лекция-визуализация (используется при изучении разделов).

Семинар-презентация (используется при изучении разделов).

Средства текущего контроля: выступления студентов в ходе семинара (участие в дискуссии, аргументация выдвигаемых положений), подготовка проектов заданий, индивидуальное собеседование, защита рефератов, подготовка презентаций, тестирование.

Примеры тестовых заданий

Вариант № 1

1. Первоначально слово «культура» означало:

1) правила поведения в обществе;

2) способы возделывания, обработки земли;

3) интеллектуальные достижения человечества;

4) создание искусственной природы?

 

2. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»:

1) К. Юнг;

2) Б. Малиновский;

3) Л. Уайт;

4) Н. Данилевский

 

3. Выберите определение культуры, соответствующее экспериентному подходу в культурологии:

1) совокупность продуктов материальной и духовной деятельности людей;

2) система ценностей в обществе;

3) творческая деятельность человека;

4) социально-значимый опыт деятельности;

5) суперорганический способ бытия человека

 

4. Какое из приведенных ниже понятий наиболее адекватно отражает следующее определение: «Процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате их общения»:

1) ассимиляция;

2) аккультурация;

3) преемственность;

4) аккомодация

 

5. Какой элемент является источником динамики в культуре:

1) культурная традиция;

2) социальный идеал;

3) культурная норма;

4) ритуал

 

6. Каким из ниже перечисленных терминов обозначается процесс возникновения человека и общества:

1) антропоморфизм;

2) антропосоциогенез;

3) антропонимика;

4) антропософия

 

7. Человек, в отличие от животного, обладает следующими признаками (выбрать правильные характеристики):

1) подчиненность поведения системе доминирования;

2) целесообразность деятельности;

3) преобразование природы в процессе трудовой деятельности;

4) наличие первой сигнальной системы;

5) наличие второй сигнальной системы

 

8. Религия это:

1) представление о том, что все в мире законосообразно;

2) вера в высшие существа;

3) признание существования непознанного;

4) вера в сверхъестественные силы, господствующие над человеком

 

9. Как называют характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри рода и предписывающий брак только за пределами рода:

1) экзобиология;

2) экзекуция;

3) экзогамия;

4) экзотика

 

10. Назовите наиболее характерные черты культуры Античности:

1) теоцентризм;

2) реализм;

3) антропоцентризм;

4) агонистический характер;

5) коллажность

 

11. Великий «слепец», сочинивший «Илиаду» и «Одиссею»:

1) Геродот;

2) Гомер;

3) Гесиод;

4) Гораций

 

12. Как в Древнем Риме назывались ежегодные праздники, во время которых откладывались все наказания, а начинать войны считалось святотатством:

1) карнавалы;

2) панафинеи;

3) вакханалии;

4) сатурналии

 

13. Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму:

1) барокко;

2) готика;

3) рококо;

4) ампир

 

14. Кто ввел в научный оборот термин «средние века»:

1) деятели культуры VI – VII вв.;

2) просветители и историки XVII – XVIII вв.;

3) религиозные философы конца XIX – начала XX в.; г) итальянские гуманисты эпохи Возрождения

 

15. Выберите характерные черты эпохи Возрождения в Италии:

1) магический характер;

2) атеизм;

3) гуманизм;

4) теоцентризм;

5) декаданс

 

16. В какой европейской стране возникает классицизм:

1) в Англии;

2) в Германии;

3) во Франции;

4) в Италии

 

17. Общее наименование кризисных явлений конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом:

1) модернизм;

2) декаденство;

3) дадаизм;

4) абстракционизм.

 

18. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора:

1) Д.Черный;

2) А.Рублев;

3) Ф.Грек;

4) Прохор с Городца

 

19. Основатель русского книгоиздания, первопечатник:

1) Ф.Скорина;

2) И.Федоров;

3) И.Гутенберг;

4) Я. Мстиславец

 

20. Направления, характеризующие искусство и культуру ХХ века:

1) романтизм;

2) классицизм;

3) модернизм;

4) барокко;

5) постмодернизм

Вопросы для подготовки к зачету

1. Культура: основные подходы и определения.

2. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий.

3. Культурология в системе гуманитарного знания.

4. Предмет культурологии. Методы культурологических исследований.

5. «Классическая модель» культуры: структурные элементы, становление, развитие, кризис.

6. Этнологическое направление в изучении культуры: основные школы и направления (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм).

7. Просветители о культуре и цивилизации.

8. Проблема культуры в классической немецкой философии.

9. Проблема «понимания» в культурологии. Герменевтика.

10. Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре».

11. Проблема единства культуры и многообразия культур.

12. Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Юнг).

13. Диалогическая концепция культуры (М.М.Бахтин).

14. Постмодернизм в культурологии.

15. Понятие традиционной культуры. Типологические характеристики «Востока» и «Запада».

16. Культурогенез в первобытную эпоху.

17. Особенности культуры древнего Египта.

18. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.

19. Особенности культуры Месопотамии.

20. Античность как тип культуры. Особенности мировосприятия человека античности.

21. Культура древней Греции и древнего Рима: общее и особенное.

22. Основные черты средневековой «картины мира».

23. Человек в культуре европейского Средневековья. Знание и вера в культуре средних веков.

24. Культура эпохи Возрождения: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма. Ренессансная культурная картина мира.

25. Понятие «Новое время». Особенности культурно-исторического развития Западной Европы в XVII-XVIII вв.

26. Классицизм, барокко, романтизм, реализм: общая характеристика стилей.

27. Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ века: общая характеристика.

28. Россия - геополитические условия формирования типа культуры.

29. Православие в истории отечественной культуры.

30. Крещение Руси - переломный момент в истории отечественной культуры.

31. Петровские реформы: историко-культурный смысл.

32. Проблема цивилизационно-культурной идентичности России в истории русской мысли.

33. Русская культура XIX в.

34. «Серебряный век» русской культуры.

35. Особенности русской культуры: преемственность и эволюция в культурной картине мира.

36. Специфика современной социокультурной трансформации в России.

37. Культура ХХ века: проблемы и противоречия.

38. Глобализация и ее влияние на процессы развития культуры современного общества.

39. Диалогизм и проблемы межкультурной коммуникации.

40. Культурологические проблемы профессиональной деятельности.