Формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент в педагогическом исследовании используется для глубокого изучения педагогического процесса и особенностей формирования личности при его протекании, а также для апробации новых методик обучения и воспитания, технологий и программ.

Построение формирующего эксперимента осуществляется по плану: определение проблемы исследования; формулирование рабочей гипотезы; создание программы эксперимента и ее апробация; наблюдение, фиксирование результатов и их осмысление; сравнение уровня состояния до и после формирующего эксперимента; формулирование выводов и составление рекомендаций.

Одним из главных элементов формирующего эксперимента является программа, составными элементами которой являются методы воспитания и обучения. Они представлены в схеме, составленной Т.А. Стефановской.

 

Схема 1. Методы воспитания и обучения.

       
   
 
 

 


Где «С» –сознание; «П» – поведение; «Ч» - чувства.

Основной частью формирующего эксперимента могут также являться разработанные программы обучения по различным учебным предметам, системы уроков и занятий, игры, новые педагогические технологии и др. Практическая часть может представлять собой развивающую или досуговую программу, систему внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных и учебно-методических пособий и т. п. С обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. В дошкольном образовании формирующий эксперимент может быть оформлен как перспективный план руководства какой-либо деятельностью воспитанников, программы коррекционно-развивающей индивидуальной или групповой работы и т.д.

 

Пример 6.

В качестве примера построения программы формирующего эксперимента, предлагаем структуру тематического периода, используемого в методике коллективной творческой деятельности И.П. Иванова как способа организации воспитательного процесса.

1. Тема периода

2. Основная идея

3. Образовательные цели (комплексные) и задачи (специальные: познавательно-мировоззренческие, эмоционально-волевые, действенно-практические; организаторские).

4. Жизненно-практические задачи.

5. Содержание деятельности по схеме:

 

Таблица №7. Структура тематического периода

 

Этап Дата Цель и задачи этапа Общая педагогическая работа с коллективом (творческие праздники, творческие дела, сборы, творческие игры и др.) Специальная педагогическая работа с воспитанниками (общие и индивидуальные воспитательные мероприятия) Специальная педагогическая работа с родителями (родительские собрания, доклады, беседы, создание творческих бригад и др.) Работа с педагогическим коллективом
Предварительная работа            
Коллективное планирование            
Основной этап              
Кульминационный этап            
Коллективное подведение итогов периода            
Ближайшее последействие