Аналитическое чтение

 

Этот раздел будет маленьким, так как навыки аналитического чтения – чтения с глубоким пониманием, анализом содержания были рассмотрены выше. Сейчас речь должна пойти лишь о повышении скорости аналитического чтения. Что для этого нужно? Только читать. Читать вдумчиво, стараясь понять и запомнить как можно больше, но и постоянно помня о том, что читать нужно как можно быстрее.

Последующие упражнения для формирования навыков просмотрового и поискового чтения помогут вам в развитии навыка аналитического чтения также. ведь любое основательное чтение содержит элементы просмотра частей текста (например, перед их прочтением) и элементы поиска (например, при повторном перечитывании тех частей текста, которые требуют переосмысления).

 

УПРАЖНЕНИЕ 52.П р о ч и т а й т е текст, используя аналитическую стратегию чтения: анализируя информацию, выявляя главное. Не забывайте связывать основные мысли абзацев. А мы поможем вам настроиться на качественное восприятие.

Сейчас вам предстоит прочитать текст о том, что:

- существуют программы поведения животных, передающиеся по наследству;

- насекомые могут обладать элементами предвидения.

До начала чтения попробуйте сделать свои предположения насчет того, как:

- вырабатывается программа выживания;

- выживает потомство животных в условиях опасностей.

А еще речь пойдет о том, что нашими предками были существа, умевшие распознавать признаки надвигавшихся перемен, включать новое знание в свои программы, существа разумные и гибкие, понимающие, что завтрашний день может быть непохож на сегодняшний.

Как вам кажется, умели ли они предвидеть будущие события или нет?

Теперь прочитайте текст и выясните мнение автора по этим вопросам. Во время чтения настойчиво думайте о ваших предложениях и старайтесь использовать каждую мысль автора, каждый факт для поддержки вашей позиции.

Перед началом чтения текста еще раз перечитайте свои предположения.

 

 

КРЕНДЕЛЯ В АКВАРИУМЕ. Т. Яровая У большинства насекомых дети не встречаются с родителями, учиться не у кого и некогда: жизнь коротка, опасностей тьма, а надо и есть, и позаботиться о потомстве. Единственное спасение в подробных инструкциях-программах, передающихся по наследству. Как вырабатывается такая программа? Представьте себе маленьких грызунов, миллионы лет живших на сочном лугу. Внезапно начал меняться климат. Год за годом засуха жгла траву, превращая луг в бесплодную пустыню. Грызуны должны были приспособиться к новым условиям или погибнуть. Приспособиться – значит научиться запасать впрок то, что успевало вырасти на лугу. Кто жил сегодняшним днем, были обречены, а кто стал делать запасы, выращивали потомство. Так возникла новая схема поведения, а с нею необходимость в кладовых и в жизни под землей. Отбор благоприятствовал тем зверькам, у которых лапки были лучше приспособлены к рытью, а меховой покров – к жизни под землей. И вот мало-помалу обитатели луга с нежными лапками и мягким мехом превратились в грубошерстных зверушек с крепкими коготками. Грызун и его нора стали одним целым. Новый образ жизни вызвал глубокие перемены в организме грызунов. Постороннему нечего делать в норе. Проще всего, конечно, встретиться с ним нос к носу и самолично прогнать его. Но тут хозяин рискует попасть в когти ястребу. Гораздо лучше. если посторонний даже не приблизиться к норке, узнав по запаху, что попал на чужую территорию. Так выживает потомство тех, чей помет обладает едким запахом. В структуре нашего собственного поведения обучению отведена максимальная роль, а закрытому инстинкту минимальная. Среда испытывала нас разнообразными и жестокими способами. Были такие эпохи, когда целые века проходили без перемен и время, казалось, стояло на месте. В такие эпохи испытывалась консервативность существ: если вы сегодня поступали так же, как вчера, вы выживали скорее, чем вам менее постоянный собрат. А потом наступали другие эпохи: менялся климат, ледники переделывали лик континентов, дожди превращали пустыни в леса, а засуха снова превращала их в пески. Через эту панораму коварных времен шли группки боровшихся за свою жизнь существ, которым суждено было стать людьми. Консервативные погибали на берегах высохших и вдруг забурливших рек, замерзали, когда внезапно налетали снежные бури. Они не были нашими предками. Нашими предками были существа, умевшие распознавать признаки надвигавшихся перемен, включать новое знание в свои программы, существа разумные и гибкие, понимавшие, что завтрашний день может быть не похож на сегодняшний. Они умели предвидеть. Чем жестче программа, тем ярче видны в поведении элементы предвидения. Глупости и оплошности совершают лишь те, кто наделен развитым мозгом и индивидуальностью. Нет ведь ни беспечных стрекоз, ни трудолюбивых муравьев. Все это придумали баснописцы. Но что это за предвидение? Их хлопоты о будущем или, наоборот, отсутствие этих хлопот – все это повиновение программе, о которой им ничего не известно. Они не предвидят, потому что не видят дальше собственного носа. Предвидят не они, а за них. Чем больше целесообразности в их поведении, тем меньше у них воли и воображения. Когда наш дом переводят на газовое отопление, мы перестаем думать о дровах на зиму. Белка же не перестает запасаться орехами, сколько ни тверди ей, что вы запасли ей корму до весны. Животные все ужасные хлопотуны, но жизнь их безмятежна: они не предаются воспоминаниям и не думают о будущем. Они во власти настоящего – своей программы.

 

Прочитали текст? Теперь ответьте на вопросы, поставив крестики на строчках, наибольшим образом отражающих действительность:

1. Насколько вы были уверены в своих позициях до начала чтения:

абсолютно уверен ___; уверен в какой-то степени ___; не уверен вообще ___.

2. На основе чего вы сделали свои предположения:

на основе твердых знаний ___; по-моему, что-то читал или слышал ___; «ткнул пальцем в небо» ___.

3. Не правда ли, что предположения, высказываемые вами до начала чтения, делают чтение интересным процессом:

да, это так ___; не заметил этого ___; нет, даже стало неинтересно читать ___.

Примечания:

1. Даже если вы делали свои предположения не на основе знаний, а просто пытались угадать, то это все равно отлично.

2. Пытайтесь не делать неуверенных предположений.

3. Всегда обращайте внимание на то, чтобы составление предположений до начала чтения превращало чтение в интересное занятие.

УПРАЖНЕНИЕ 53.Выполняя это упражнение научитесь быстро вникать в суть текста и использовать знание сути для лучшего понимания и запоминания всех деталей содержания текста при дальнейшем основательном прочтении текста. Для этого вам нужно научиться оценивать существенные элементы текста по степени важности.

Для достижения поставленной цели вам нужно решить следующие задачи:

- научиться точно находить слова, с помощью которых формулируется суть (концепция) текста;

- научиться быстро формулировать суть текста;

- научиться удерживать в памяти формулировку сути текста во время чтения и время от времени напоминать формулировку для ориентировки в тексте.

Указанные задачи вы будете решать, обрабатывая тексты в два этапа.

Этап 1. Быстро выявите и сформулируйте основные мысли (ОМ) 10-20 абзацев одного крупного текста.

Этап 2. Поочередно связывая все абзацы по смыслу, придите к формулировке основной сути текста (концептуальному смыслу):

- сформулируйте ОМ 1-го абзаца, затем 2-го и сделайте общий вывод по двум первым абзацам;

- сформулируйте ОМ 3-го абзаца с сделайте общий вывод по трем абзацам;

- попытайтесь сформулировать суть всего текста на основе предыдущих выводов;

- переходите к 4-му абзацу и т.д;

- завершите работу формулировкой общего вывода.